Использование приемов мнемотехники при изучении иностранных слов
и слов с непроверямым написанием в русском языке
Мищенко Ольга Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №106
Приморского района Санкт-Петербурга
В арсенале современного учителя огромное количество разнообразных методов, приемов, технологий в обучении родному или иностранному языку. И в том, и в другом случае школьникам приходится заучивать большое количество слов, необходимых для грамотного письма и осуществления коммуникативной деятельности. Педагог стремится использовать такие формы работы, которые повышают познавательный интерес: картинки, интересные фильмы, образная речь и т.д. Все это хорошо, но не решает всех проблем обучения.
Дело в том, что освоение новой лексики – это самый трудоемкий процесс в изучении любого языка, а в изучении русского языка существует проблема запоминания слов с непроверяемым написанием, слов пришедших из других языков. К сожалению, школьная программа изучения языка – русского или иностранного, лишена возможности слишком часто и подробно останавливаться на разборе изучаемых слов. Для успешного обучения нужна хорошая память. Поэтому на помощь может прийти новая техника запоминания слов, которая называется мнемоника или мнемотехника . В данной статье мы кратко рассмотрим следующие аспекты: что такое мнемотехника, использование мнемотехники при изучении слов с непроверяемыми написаниями в русском языке и при изучении слов и понятий иностранного языка (английского). В Приложении можно ознакомиться с наглядным материалом по теме.
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.
Другими словами мнемотехника это использование одного из важных путей развития памяти в сторону увеличения ее объема – запоминание при помощи вспомогательных средств, когда ребенок , использует один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.
Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
В дошкольном обучении наглядность играет ключевую роль при проведении занятий. С началом школьного обучения возрастает объем получаемой информации, а возможность использования наглядной опоры снижается. В начальной школе дети более тесно, чем в дошкольном детстве знакомятся со знаково-символической системой изображения тех или иных понятий. И именно в этот период закладываются основные способы управления собственной памятью. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук,приёмов и способов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника используется для запоминания слов, фраз и текстов на русском и иностранном языке. «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В. А. знакомит с этой техникой очень подробно. Мы будем рассматривать только некоторые моменты со ссылкой на данное издание.
Если изложить кратко суть данной техники, то получаем следующее: мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами, чем чаще вызывается в голове та или иная реакция посредством соответствующего стимула, тем сильнее закрепляется данная связь.
Существуют 2 типа ассоциаций: естественные и искусственные ассоциации.
Естественные ассоциации это те, которые мозг запоминает их автоматически. Для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице: поэтому при изучении тех или иных слов удобнее всего их объединение в тематические группы (Мой дом, Мое увлечения, Растения, Животные и т.д.).
Искусственные ассоциации это те, которые ребенок будет сам формировать для запоминания той или иной информации. Учителю необходимо донести до ребят несколько важных моментов, для успешного применения этой техники:
1. Образы должны быть крупными.
2. Образы следует представлять объемными.
3. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.
4. Образы необходимо представлять цветными.
5. Представляемые образы обязательно должны быть детальными.
6. «Выделение подобразов (частей образа)». Эта мыслительная операция используется для «разборки» целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ «машина» можно разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: колесо, окно, мотор, руль ит.п.
Приемы, с которыми ученик может познакомиться с помощью учителя, сначала на уроках, а затем использовать самостоятельно:
1. Рифмизация (тоска- доска, до скорого свидания – хорошего питания, глаз- алмаз)
2. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных или объединенных тематически (платье – платок, длина – линия, коричневый – корка, корица, костер – кость, серебряный – серый, сиреневый – синий, винегрет - вина, )
3. Метод Цицерона на развитие пространственного воображения (представление любого из изучаемых слов по отношению к любому предмету или помещению, например предлоги. ( рис.1)
4. Использование звуковых и смысловых связей между русскими и английскими словами: террариум, терраса – «терра», квартира – «кварта», фамилия–Familiy, banana– банан, cocktail-коктейль, Meeting, Cracker, Family, Mixer, Copy-book, Printer, Lift, Scout, Taxi.
Современный русский язык наполнен разного рода иностранными словами. В любой сфере нашей жизни может неожиданно оказаться заимствованный «иностранец», наблюдательность помогает увидеть «незнакомца», распознать его, углубить имеющиеся знания. Детальная работа со словами может помочь не только выучить их, но и запомнить правописание сложных слов родного языка, например, слова с удвоенными согласными имеют одинаковое правописание в английском и русском языках: hobby - хобби, tennis – теннис, symmetry – симметрия, cottage – коттедж, ketchup–кетчуп, appetizer–аппетит, Например, в слове «коттедж» надо писать две «Т» потому, что «коТ Тед ж ивет в вашем коТТедже».
5. Поиск слова внутри слов. Разбив слово на части, не трудно догадаться о его смысле (стрекоза=стрелы+козы, коллекция=кол+лекция) , Cross+word - кроссворд, ham+burger - гамбургер, Cup+board, Foot+ball, Snow+man, ). В данном случае одно слово вызывает в сознании сходное с ним другое слово.
6. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Такой прием может быть использован и в изучении грамматики: Именительный падеж – Что это? – (?) Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза) Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат) Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка) Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо) Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо) (рис.2)
7.Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (Костя – костюм, Рома – роман, Надя – надеяться, Петя – петух, маяться – маяк,
8. Составление мини-сказок с рифмой и без нее. (Жил-был КОт, КОторого звали ТОрт, потому что он всегда куда-то ТОропился.) ( Отправлюсь в путешЕствие верхом или пешком? Устрою путь и шЕствие! Тогда иду пешком!)
9. Тренировка зрительной памяти, когда дети изображают символами то или иное слово. (рис. 3), а затем проводится словарная работа на запоминание.
Умение создавать визуальные образы помогает решать не только проблемы, связанные с запоминанием слов и является эффективным не только в процессе обучения родному или иностранным языкам, но и в решении задач из смежных областей (точные науки, научная деятельность в целом, и пр.), и даже вопросов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития обучающихся.
Таким образом, использование рифмующихся русских и английских слов в связке с интересным сюжетом и подкрепленные каким-либо графическим образом облегчают запоминание и сокращают время работы с ними.
При использовании мнемотехнических приемов необходимо помнить, что успех зависит от того, насколько близок ребенку тот или иной образ. Поэтому в проведении такой работы как можно чаще важно обращаться к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям. Даже при использовании существующих пособий необходимо давать учащимся большую свободу в составлении визуально-логических цепочек для запоминания лексического материала, поскольку такой личностно окрашенный материал по всем законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше и готовит детей к самостоятельной работе в более старших классах.
Считаю, что использование приемов мнемотехники дает возможность плавного перехода от игры, используемой при обучении преимущественно в дошкольном возрасте к дидактической игре – более осмысленной и целенаправленной, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, появляется уверенность и желание изучать языки, увеличивается запас знаний об окружающем мире, дает возможность создания ситуации успеха каждого ученика и развитие речи ребёнка выходит на более высокий уровень .
Литература и интернет-ресурсы:
1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»http://www.e-reading.club/bookreader.php/131402/Kozarenko_-_Uchebnik_mnemotehniki.html
2. http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html
3. http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html