Игра как средство формирования навыков говорения
на уроках английского языка
Ермакова Марина Анатольевна
Многие учащиеся имеют возможность посетить англоязычные страны и в реальной ситуации общаться с непосредственными носителями языка. Для этого необходимы хорошо сформированные коммуникативные навыки.
Анализ учебной деятельности школьников, особенностей их общения друг с другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствует о том, что у учащихся недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности, умения применить освоенный языковой материал в ситуации общения.
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств развития навыков говорения является игра.
Именно игра
- позволяет обыгрывать на иностранном языке самые разные ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях;
- ставит учащихся в положение, когда им необходимо использовать и развивать речевые навыки и умения, без которых общение затруднено, наглядно показывает, что общение не просто передача информации, демонстрирует, как в речи проявляется социальный аспект общения;
- является подготовкой к использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни;
- способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения;
- помогает сделать урок более интересным и увлекательным;
- развивает умственную и волевую активность, требует большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.
Поскольку игра, по определению С. А. Шмакова, - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, а важнейшими функциями игровой деятельности являются: коммуникативная функция и функция социализации - она органично вплетается в более обширную технологию коммуникативного обучения.
Одним из разработчиков игровой технологии является С. А. Шмаков. Им дано определение игры, её черты, функции, структура игры как деятельности и как процесса, области применения и различные способы классификации игр. Самым значимым для меня является структура игры как деятельности и классификация игр по игровой методике, так как я пытаюсь проследить целесообразность применения некоторых видов игровой деятельности на различных ступенях обучения и в соответствии с этим предлагаю систему их использования.
Эта система предполагает применение определенных видов игр на различных этапах при изучении иностранного языка. Виды игр подбираются исходя из характеристик ученика как субъекта обучения и в соответствии с программой по английскому языку для общеобразовательных школ.
Так, на первом этапе обучения основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Данные игры преследуют цели:
- практиковать и развивать произносительные навыки;
- тренировать учащихся в употреблении лексики;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую творческую активность учащихся.
У учащихся только начинает формироваться языковая база, поэтому навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации, игры - соревнования. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами клише, используемыми в различных ситуациях общения.
На следующем этапе , когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими, применяются ролевые, направленные на социализацию учащихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Нацелены они, в основном, на овладение иноязычным общением на уровне информационной и регулятивной функций. Игры здесь также подобраны в соответствии с тематикой
программы.
Начиная с 9-го класса и в старшем звене, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок, целесообразно применять сюжетно ролевые и деловые игры. Это более сложные виды игровой деятельности, они требуют более тщательной подготовки и со стороны учителя, и со стороны учеников. Использование метода проектов на подготовительном этапе игры является дополнительным средством развития коммуникативных способностей.
Такая система дает возможность оптимально использовать игровую деятельность при обучении английскому языку. Она может быть рекомендована для применения учителями иностранных языков на уроках, внеклассных мероприятиях, факультативных и групповых занятиях, лингвистических кружках. Место игр на уроках и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем эта игра может проходить быстрее, в течение 5 минут и являться повторением пройденного материала и одновременно разрядкой на уроке.
Игра может использоваться в качестве целого урока или его части: введение, объяснения, закрепления, контроля или упражнения.
Что касается ролевой игры, то в ней большое место занимает импровизация, следовательно, лучше проводить ее в конце изучения темы. На ее подготовку и проведение требуется не менее двух уроков, так как схема ролевой игры состоит из нескольких этапов:
- подготовка;
- объяснение;
- проведение;
- анализ
Используя игровой метод обучения, каждый учитель должен четко определить цели и задачи урока и выбрать из всего многообразия игр именно те, которые будут наиболее эффективны для достижения желаемого результата.
Особой подготовки от учителя требуют ролевые игры. Здесь его задача состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки – задания для каждого, подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою позицию, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо помочь учащимся).
Организуя ролевое общение, следует относиться к учащимся как к личности с присущими ей особенностями. Поэтому ответственной педагогической задачей является распределение ролей. Для успешного проведения игры учитель должен предложить ученикам те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений, психологических особенностей учащихся поможет учителю справиться с этой задачей. Когда ролевое общение является новым видом деятельности для учащихся, целесообразно давать им роли, наиболее соответствующие их темпераменту. При распределении ролей необходимо учитывать и статус учащегося в группе. Учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая разных учеников на ведущие позиции.
Применение игр, предложенных в этой системе, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно-ориентационной и этикетной. У учащихся развиваются компенсаторные умения, умения выходить из положения при нехватке иноязычных языковых средств. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.