Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Способы повышения мотивации у подростков
при обучении английскому языку

 

Коротаева Юлия Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга

Многие учителя в своей работе сталкиваются с проблемой снижения учебной мотивации у обучающихся подросткового возраста. Как решать эту проблему? Какие особенности этого возраста следует учитывать при общении с подростками? Каким приемам и методам работы отдавать предпочтение?

Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту обучающихся 5-8 классов. [Крутецкий, 1986] Это, так называемый, переходный период, в течение которого происходит переход от детского состояния к взрослому.  Этот возрастной период характеризуется появлением чувства взрослости, стремлением к самостоятельности, это время развития самостоятельной интеллектуальной и познавательной активности ребенка. У подростков велика потребность в общении, дружбе, совместной деятельности. Очень большую значимость в этом возрасте приобретает общение и взаимодействие со сверстниками, в котором подростки учатся сотрудничеству, взаимопомощи, взаимовыручке. Также очень важно для ребёнка в этом возрасте быть принятым, уважаемым и одобряемым товарищами. Для обучающихся этого возраста важную роль в учебном процессе играют такие факторы как связь учебного материала с жизнью, применение  полученных знаний на практике, проблемный и эмоциональный характер изложения материала, возможность самостоятельной познавательной, поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Все это способствует поддержанию высокой мотивации, интереса к предмету и в целом положительного отношения к учебному процессу.

На уроках английского языка одним из приемов, позволяющим обучающимся увидеть, как можно применить знания на практике и использовать язык как средство общения являются ролевые игры. Они также помогают  подросткам примерить на себя роли  взрослых, что для них очень важно. О.А. Колесникова отмечает, что "ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать" [Колесникова,1989,: 14]. "Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету" [Колесникова,1989,: 14].

Проектная технология, так популярная сегодня, также положительно влияет на учебную мотивацию у подростков. Подготовка  проектов, как правило, является заключительным этапом работы над определенной темой. Проекты могут быть индивидуальными, но чаще всего обучающиеся работают в группах. Этот вид деятельности всегда  вызывает большой интерес, так как подростки, прежде всего, ориентированы на общение со сверстниками и развитие своих коммуникативных навыков. Проектная технология развивает у обучающихся умения самостоятельно планировать свою деятельность, находить нужную информацию, творчески мыслить. Как отмечает Н.Д. Гальскова «в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество». [Гальскова, 2004,:120] «Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность». [Гальскова, 2004,:120] Возможность  самовыражения и достигнутый результат  повышает самооценку, что в свою очередь, положительно сказывается на интересе к предмету и мотивации к его изучению.

В работе с подростками для повышения их мотивации следует активно привлекать то, без чего они уже не представляют свой мир – это компьютерные технологии и интернет-ресурсы. Использование компьютерных обучающих программ и мультимедийных презентаций в классе помогает сделать урок более интересным и наглядным, разнообразить формы работы. Интернет – это также средство коммуникации, и его нужно использовать для общения учителя и обучающихся вне класса. Например, такое задание как «написать письмо» или другую письменную работу школьники  выполняют с большим интересом и энтузиазмом, если учитель просит прислать ее на электронную почту. Вовлечение обучающихся в переписку со школьниками из других стран обеспечивает общение в естественной языковой среде, что повышает интерес к изучению иностранного языка. Ведение блогов учителем и обучающимися становится в последнее время очень популярным. Блог – это личный он-лайн дневник, где подростки  могут делиться своими размышлениями, практикуясь, таким образом, в письменной речи. Можно создать коллективный блог, где записи делаются и преподавателем, и школьниками. В таком блоге учитель может публиковать учебные задания, ссылки на интернет-ресурсы, обсуждать учебные проблемы с обучающимися, продолжить обсуждение темы, начатой в классе. Чтение блогов, созданных англоязычными пользователями, также очень интересно и полезно, так как они являются источниками живого английского языка. Еще одной современной технологией, эффективной и интересной для подростков, является такой вариант проектной деятельности как веб-квест. Веб-квест – это проблемное задание, для решения которого, обучающиеся используют интернет-ресурсы. Преимущества этой технологии заключаются в том, что она удовлетворяет потребности подростков в самостоятельности и автономности, а также  мотивирует обучающихся изучать языковой материал и применять его на практике.

Общение учителя с подростками должно быть построено на основе уважения, дружбы, доверия, помощи. Следует всегда отмечать и поощрять успехи подростков в учебной деятельности, воспитывать у них чувство уверенности в себе и своих силах, повышать их самооценку. Подростки должны видеть смысл в изучении предмета, понимать, где и как они могут использовать полученные знания. А применение современных технологий сотрудничества, ролевых игр, проектных и интернет-ориентированных технологий позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным для подростков, что положительно сказывается на их мотивации и эффективности учебного процесса.

Список литературы

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.- 192 с.

2. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-1989.-№4.-с.15

3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.-2 изд., переработанное и дополненное.- М.: Просвещение, 1986.-с.65

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»