Использование текстов разной направленности на уроках английского языка с применением ЭОР с целью развития интеллекта учащихся
Лалина Ольга Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №277
Кировского района Санкт-Петербурга
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения программы. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции..
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) сегодня понимаются и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в тестовой форме и т.д.), и комбинации таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и мультимедийные интерактивные электронные учебники – основные учебные издания, содержащие системное изложение материала учебных предметов, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием Электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка.
Для развития познавательной активности школьников я применяю мультимедиа-презентации, которые дают возможность повысить степень активности и привлечь внимание учащихся. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого
Наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала. Компьютер может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности.
Я использую компьютер дома или в учительской при подготовке к уроку, отбираю подходящие мне для урока электронные образовательные ресурсы, а также искать аутентичные языковые ресурсы в сети Интернет и делать собственные методические разработки на их основе, готовлю компьютерные презентации нового языкового материала, используя, например, программу Power Point.
Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка включают: изучение лексики, обучение диалогической и монологической речи, отработку грамматических явлений. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Например, при изучении нового материала слайды позволяют иллюстрировать рассказ разнообразными наглядными средствами. Видеоряд можно использовать как средство эмоциональной разгрузки. При этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач: развитие у учащихся наглядно-образного мышления; формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме; концентрация внимания на урок, успешное усвоение учебного материала; развитие познавательного интереса и активизация учебно-познавательной деятельности учащихся; конкретизация изучаемых теоретических вопросов; наглядная систематизация и классификация изученных явлений в таблицах и на схемах.
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Возможно также строить обучение исключительно на основе аутентичных материалов, без использования учебников. Аутентичные материалы — это неадаптированные материалы, взятые из реальной жизни. Все то, что не предназначено специально для изучающих язык, а взято из реальной жизни. Это и отрывки из художественных произведений, и статьи из газет и журналов, лекции, аудио и видео материалы (фильмы, рекламные ролики и т.д.), вообще все, что может пригодиться для целей обучения, от ресторанного меню до билета на самолет. Такой подход является единственно возможным для взрослых, которым необходим спецкурс по той или иной узкой тематике, просто потому, что учебников по данной теме может не существовать в принципе. Но он также может использоваться и в рамках «стандартного», «общего» учебного курса, т.к. обладает рядом преимуществ. К сожалению, практика показывает, что большинство учебников и учебных пособий не отличается большим разнообразием жанров. Но благодаря интернет-ресурсам учитель в настоящее время имеет широкие возможности использовать в своей работе аутентичные материалы из пособий, изданных в странах изучаемого языка. Для будущей профессиональной деятельности старшеклассникам нужны не просто аутентичные тексты, а тексты интересные и информативные. Практика показывает, что к таким текстам можно отнести:
-
объявления;
-
анкеты;
-
рекламы;
-
научно-популярные статьи;
-
рецепты;
-
инструкции.
Все методисты единодушны в том, что для эффективного чтения аутентичных текстов на иностранном языке необходимы следующие базовые умения:
-
игнорировать ненужную и вычленять нужную смысловую информацию;
-
читать по ключевым словам;
-
работать со словарем;
Чтение выступает как наиболее востребованный аспект для будущей профессиональной деятельности. Искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационных умений, которые позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать самостоятельную образовательную линию. Недостаточно уметь отыскать нужную информацию в разных источниках, в частности в интернете. Важно, чтобы человек мог оперативно обработать полученную информацию. Специалистам в разных сферах профессиональной деятельности всё чаще приходится обращаться к различным информационным ресурсам. Следовательно, для получения нужной информации необходимо уметь бегло читать на иностранном языке. В связи с этим у старшеклассников и выпускников школ умения, связанные с чтением, должны быть сформированы на более высоком уровне.
Во ФГОС нового поколения подчеркивается, что учащиеся должны быть знакомы с особенностями чтения текстов разных функциональных типов: прагматических, информационных, научно-популярных и научно-публицистических, художественных, поэтических и прозаических. Изменилось ли что-то для учителя? Несомненно. В школу пришел аутентичный текст. Использование аутентичных текстов на уроках иностранного языка — один из оптимальных вариантов повышения уровня поликультурного образования.
В последнее время слово аутентичный стало популярным. Говорят об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичных учебниках. Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были созданы не для учебного, а для реального общения. Это статьи из периодической печати, авиа- и железнодорожные билеты, личные и деловые письма, рекламы, программы передач радио и телевидения и т. д. Таким образом, материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные для условий обучения этому языку, можно назвать аутентичными. К аутентичным текстам необходимы реальные задания. Такие задания предполагают умение реагировать на устные или письменные материалы как в естественных ситуациях общения.
Осуществляется эффективное формирование коммуникативной и социокультурной компетенции, которая часто рассматривается как один из компонентов коммуникативной компетенции.
Интернет – ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/26/ispolzovanie-eor-na-uroke-angliyskogo
http:// festival. 1september.ru/
http: //www.homeenglish.ru
http: //archive. 1september.ru/eng/2003/06/2.htm
http: //www.lang.ru/
http: //www.virtlab.ioso.ru/
http: //english.language.ru/