Использование грамматических игрушек при обучении детей младшего школьного возраста грамматике
Бажанова Юлия Александровна
Учителю иностранного языка приходится использовать на занятиях такие методы и приемы обучения, которые обеспечили бы прочное запоминание учебного материала детьми, максимально задействуя все психические процессы(мышление, память, воображение, эмоции, волю). Эти методы и приемы должны соответствовать возможностям развития ребенка, поэтому важно хорошо знать особенности детей младшего школьного возраста.
Ребенок может манипулировать игровыми предметами, с увлечением моделировать различные ситуации при помощи их. В процессе игровых действий с ними у ребенка развивается речь. Итак, у детей 6-7 лет, игра остается ведущим видом деятельности и, следовательно, является базой учебной деятельности.
Учебно-игровые предметы яркие, эмоционально окрашенные, потому они лучше всего воздействуют на сенсорику и эмоции ребенка младшего школьного возраста. Все это лежит в основе данной методики обучения детей грамматике английского языка.
Известно что грамматика представляет для детей определенную трудность. Она состоит в том что грамматика носит абстрактный характер, а мышление у детей еще конкретно образное. Дети не знают грамматических понять, необходимых им для описания способов построения высказываний, поэтому при объяснении грамматического материала обучающимся нужно выйти за рамки абстрактного грамматического рассуждения в плоскость практических взаимоотношений в реальной действительности. Ребенку "только смотреть и размышлять , ему необходимо взять предмет в руки".
Ребенок усваивает значит об окружающем мире в порядке "синтез - анализ - синтез". Исходя из данной последовательности освоения знаний ребенком, появились игрушки - символы, т.к. игрушка это предмет и нечто конкретное, а символ - это наглядное выражение понятия (т.е. абстрактного). Играя, решаются довольно сложные дидактические задачи, дети охотно, с радостью, усваивают необходимы грамматический материал. С помощью "грамматических игрушек" можно представить следующее:
-личные местоимения
-I, you, we, he, she, it;
- формы глагола to be в различных грамматических модулях.
Последовательность "синтез - анализ - синтез" нужно соблюдать при обучении детей грамматическому материалу. Поэтому работу над грамматическими моделями я веду в таком порядке:
1) Представляю их в коммуникативной ситуации.
2) Объясняю каждый элемент модели( семантизация слов, показ их функций в образце).
3) Моделирование предложений с использованием предметно-наглядной опоры.
4)закрепление их в подобной коммуникативной ситуации без использования предметно наглядной опоры.
Местоимения
Силуэты игрушек напоминают человеческие фигурки. Это сделано для того, чтобы в дальнейшем сформировать у детей ассоциативные связи относительно местоимения и существительных, которые эти местоимения представляют.
Формы глагола "to be"
Для моделирования простейших грамматических моделей типа "I am Masha","He is 6" и т.д. Важно дать детям понятия о различных формах глагола "to be". Трудность предъявления этого глагола в том, что в русском языке глагол - связка отсутствует. Семантической нагрузки данный глагол не несет. Поэтому придается в игрушке большое значение функциональной нагрузке - функции глагола-связки: это смешная фигурка в форм куба с крылышками - ручками, которая как бы связывает подлежащее с другими членами предложения. Игрушка "одушевлена" - игрушка имеет забавное "лицо", привлекательное для детей.
Все три игрушки, представляющие формы глагола "to be" одинаковы, за исключением цвета. Причем, все "братцы" двулики: на передней панели куба изображено веселое лицо, на задней - грустное.
Введение грамматического материала с помощью грамматических игрушек
Познание мира начинается с себя. для этого мне нужно ввести местоимение "I". Как только я убеждаюсь, что дети запомнили это слово, ввожу первый речевой образец "I am Sasha". После того как я ввела и отработала первую грамматическую моддель с местоимением "I", я представляю детям еще одно местоимение - "you". Английское слово "you" нам знакомо в заранее смоделированном образце "I am Sasha" я заменяю оранжевую игрушку "I" на синюю "you" и быстро поворачиваю оанжевую игрушку "am" с "грустным лицом" к детям: оранжевый братец "am" не дружит с синим словом "you". Следующий этап работы над местоимениями "I" и "you" + глагол "to be" я предлагаю специальный вопрос "Who are you?". Я спрашиваю куклу: "Who are you?" - "I am Bob", - отвечает кукла. Я прошу детей догадаться, о чем я спросила куклу, если надо, то можно им подсказать. Затем дети работают в парах....составляя мини-диалоги типа:
-"Hello!
- Hi! Who are you?
- I am Sasha, and you?
- I am Nick".
Можно использовать в считалочку: "One and two, who are you? - I am Sasha"
Работа над введением местоимения "we" аналогичная работе над местоимениями "I" и "You". После работы над введение и закреплением местоимений первого и второго лица, я приступаю к работе над местоимениями 3 лица единственного числа. После того, как дети усвоили данные местоимения, я перехожу к изучению грамматических моделей с ланными местоимениями в сочетании с соответствующей формой "to be". Я моделирую речевые образцы типа "He is Sasha", "She is Olya".
Я считаю, что самым главным является то,чтобы довести до автоматизма сочетание определенных местоимений с определенными формами глагола "to be".
Заключение.
Итак, обобщив все, можно сказать, что работа над любой грамматической моделью состоит из этапов:
1) Предъявление модели (в коммуникативной ситуации)
2) Фонетическая работа над ней
3) Работа над моделью с предметно-наглядной опорой
4) Работа над моделью без предметно наглядной опоры (в мини-диалогах)
5) Включение модели в монологическое высказывание
6) Подбор песенок, считалок, игр и т.д, содержащих данную грамматическую модель
7)Использование данной модели в ролевой игре и при драматизации
8) Постоянное повторение (и усложнение) ее в диалогах и монологах в рамках других лексических тем.
Новизна данного метода состоит в том, что грамматические игрушки сочетают в себе символ и трехмерный предмет.