Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учитель в современном мире

Воронина Екатерина Константиновна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №77
с углублённым изучением химии

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.
Ральф Эмерсон

Как известно, профессиональная педагогическая деятельность отличается от непрофессиональной, то есть той, в которой, так или иначе, принимают участие все люди, являясь родителями детей, степенью осознанности. Учитель, заявляющий о себе как о профессионале высокого уровня, обязан иметь собственную педагогическую концепцию, из которой вытекает его индивидуальная педагогическая технология. Поэтому педагогическая концепция учителя складывается как система обоснованных целей и задач деятельности, устойчивого представления о результате своего труда — личности учащегося, качествах этой личности. В эту концепцию также входят выработанные на практике педагогические принципы, которых каждый учитель придерживается в работе:

  1. принцип природосообразности – учёт не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и индивидуальных особенностей.
  2. принцип автономии школьников – где они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности;
  3. принцип продуктивности обучения – нацеленность на реальные результаты обучения в виде продуктов деятельности.

Исходя из ценностей  общества и главной задачи современной школы, своим главным предназначением современный педагог видит воспитание творчески свободной, но в то же время законопослушной личности.  Его цель состоит в том, чтобы научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, самостоятельно добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Для претворения этой цели в жизнь нужно решить вполне конкретные задачи. Что касается английского языка, то основными задачами учителя являются:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех её составляющих (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной компетенции);
  • развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков (через воспитание у них чувства единства языков, а значит, и единства культур);
  • формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности;
  • развитие у учащихся умений применять полученные знания на практике;
  • развитие универсальных  учебных действий согласно новых ФГОС.

Прежде всего учитель как организатор познавательной деятельности детей владеет планированием, включая самостоятельную постановку цели и системы задач, приемами создания у детей мотивационных установок, приемами руководства и различными формами контроля и оценки деятельности детей, прогнозированием процесса и результата совместной учебно-воспитательной деятельности, умением проектировать и корректировать процесс.

Важное место в структуре профессиональной компетентности учителя иностранного языка занимают его мировоззрение, способность к рефлексии, саморазвитию и самосовершенствованию, его духовные ценности, культура речи и поведения, культура внешнего вида.

Процесс формирования профессиональной компетентности имеет перманентный, непрерывный характер и на каждом этапе ей присущи определенные особенности выполнения профессиональной деятельности, что дает возможность выделить уровни ее формирования, описать их, с тем, чтобы можно было измерить и произвести оценку эффективности работы педагога.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка представляет синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через:

  1. 1. коммуникативную компетенцию в области родного и иностранного языков, базирующуюся на лингвистической (фонетические, лексические, грамматические, орфографические навыки), социокультурной (знания о родной стране и стране изучаемого языка, нормах поведения и культуры), дискурсивной (умение логически строить общение), стратегической (умение прогнозировать трудности в общении), компетенциях;
  2. 2. филологическую компетенцию, включающую языковедческую, литературоведческую, риторическую, культуроведческую компетенции;
  3. 3. психолого-педагогическую компетенцию (знания базовых психологических и педагогических понятий, возрастных особенностей учащихся, формирования речи, общения, учебного процесса, педагогических технологий, научно-исследовательские навыки, педагогические качества, такие, как открытость, любовь к детям, способность к творческой деятельности и др.);
  4. 4. социальную компетенцию (готовность вступать в общение, слушать и слышать собеседника, умение выбрать соответствующий набор языковых средств в соответствии со статусом и социальной ролью адресата и т.д.);
  5. 5. методическую компетенцию, включающую методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами языкового, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения иностранным языкам, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, особенностей аудитории, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.);
  6. 6. компенсаторную компетенцию (умение спрогнозировать и преодолеть коммуникативные, филологические, психолого-педагогические, социальные, методические трудности в случае отсутствия требуемых знаний, навыков и умений);
  7. 7. общекультурную компетенцию;
  8. 8. педагогическое и языковое мышление, включающее методологическое, тактическое и оперативное мышление;
  9. личностные качества, включающие моральные, нравственные, деловые.

При обучении иностранному языку на современном этапе каждый учитель нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного и социокультурного подходов к преподаванию.

Личностный подход к преподаванию выражается в:

  • учёте возрастных особенностей школьников на каждой ступени           обучения, их интересов, возможностей и потребностей, что   проявляется в отборе предметного содержания речи;
  • постановке учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени, в том числе при выборе обученности, профиля;
  • учёте профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счёт введения профильного обучения на старшей ступени;
  • формулировке требования к уровню подготовки учащихся.

Современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и всё же далеко не всегда его можно назвать личностно-ориентированным. Иногда считают, что если учитель на уроке проявляет гуманное, уважительное отношение к ученику, создаёт эмоционально-положительный настрой класса на работу – то это уже личностно-ориентированный урок. С этим трудно согласиться, так как налицо проявление общей педагогической культуры – не более того.

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

При работе с субъектным опытом на уроке учителю следует использовать различные формы общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель. Особенно ярко это проявляется на уроках в старших классах, где ученики  высказывают свои собственные, порой весьма неординарные мнения и суждения. Легче создать атмосферу сотрудничества на факультативных уроках в 10-11 классах. На этих уроках учащиеся узнают очень много дополнительного, интересного и познавательного материала, который совмещает в себе не только знания по иностранному языку, но и по другим предметам (географии, истории, обществознанию и другим).

Я думаю, что профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Учитель – профессионал  продумывает не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не бывает жесткой, в виде оценочных ситуаций (правильно - неправильно). Это обычно равноправный диалог (полилог), где каждый ученик может высказать своё мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Главная задача учителя – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, его целям и задачам.

На фоне развития международных отношений, интеграции России в мировые процессы выступает на первый план диалог культур. Моделирование различных ситуаций на уроках позволяет сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Это способствует формированию в условиях иноязычного учебного общения таких качеств, как:

  • культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность;
  • готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде;
    • речевой и социокультурный такт и вежливость.

Конечно, стопроцентного результата по всем направлениям деятельности профессионального педагога быть не может. Цель любой педагогической деятельности состоит из направляющего, скорее всего заведомо недостижимого, абстрактного комплекса представлений о воспитательных ценностях и блока достижимых — конкретных, реальных компонентов. Реальные составляющие цели выполняют для учителя мотивирующую функцию и определяют его технологические подходы.

Чтобы повысить учебную мотивацию учащихся и интерес к иностранному языку, учителя английского языка используют различные типы уроков:

  • урок - зачет,
  • урок - семинар,
  • урок - ролевая игра,
  • лингвистические конкурсы,
  • деловые игры,
  • урок – проблемный диалог,

которые формируют трудолюбие, ответственность, самостоятельность, развивают детей творчески, воспитывают у них уважение друг к другу, тактичность, дисциплинированность, сотрудничество. На современных уроках учитель широко использует технические средства обучения для организации прослушивания аудиотекстов различного содержания и песен на английском языке, просмотра художественных видеофильмов, использования интерактивных технологий. Всё это воспитывает в детях потребность к  восприятию прекрасного, расширяет их эмоциональную сферу.

Большое внимание каждый учитель уделяет самостоятельной деятельности учащихся. Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальные сообщения, любые виды домашних заданий, сочинения, презентации и различные проекты - воспитывают трудолюбие, ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение выражать и отстаивать свою точку зрения.

В итоге хотелось бы сказать о результатах своей деятельности, которые логично вытекают из вышесказанного. В этом году я веду театральный факультатив в младших классах, целью которого будет постановка английской сказки «Джек и бобовый стебель». Ученики нашей школы постоянно участвуют в районных олимпиадах по английскому языку, в разных творческих конкурсах: песенных и поэтических (понимая, что иностранный язык превратился в важный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного процесса), но особенно, на мой взгляд,  важны результаты  наших учеников на экзаменах в формате ЕГЭ. Все ученики, которые выбрали английский в качестве итоговой аттестации, сдали его хорошо и поступили в институты на выбранные специальности, которые связаны с английским языком. В школе ежегодно проводятся предметные недели по английскому языку, позволяющие ученикам ярко проявить свой творческий потенциал. В этих неделях принимают участие все учащиеся нашей школы с 4-го по 11-й класс. Мероприятия всегда проходят весело, изобретательно и с применением современных интернет технологий.

Подводя итоги вышеизложенного, хочу сказать, что когда выпускники уходят из школы, всегда грустно и больно, как будто отрывается часть тебя, и всегда кажется, что таких хороших выпускников больше никогда не будет. Ну вот наступает новый учебный год, и новые ученики приходят в класс. Их глаза горят, и важно не погасить этот огонь, чтобы они тоже стали лучшими, когда придёт их черёд покинуть стены школы. Может быть, в этом учительское счастье?

 

 

Литература

 

  1. Витлин Ж.Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 1993. - №6, с.50.
  2. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1991. -  №1, с.17.
  3. Медведева О.И. Творчество учителя на уроках английского языка. - М.: Просвещение.   1992.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»