Программа элективного курса
Удивительный мир Великобритании
Петросян Нелля Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ школа №65
Выборгского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Демократизация и гуманитаризация средней школы, проводимая в нашей стране, требует со всей настоятельностью обновления процесса воспитания учащихся. Для того, чтобы воспитать школьников в духе демократии, свободы, личного достоинства, требуется усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих обучающимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самоопределения в них.
Таким образом, изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения. Предмет «Английский язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний социокультурных особенностей страны изучаемого языка.
Так как в преподавании в школе компонент культуры стран изучаемого языка крайне ограничен, восполнить этот пробел поможет данный элективный курс «Культура Британии».
Введение в учебный процесс элективного курса «Удивительный мир Великобритании» способствует интенсификации учебного процесса и поддержанию у учащихся мотивации к изучению английского языка. Курс «Удивительный мир Великобритании» рассчитан на 35 учебных часов в рамках предпрофильной подготовки, основан на учебно-познавательной деятельности школьников и предполагает углубление и расширение базовой программы по предмету, усиливая акцент на страноведческом аспекте, что поможет учащимся сориентироваться в разнообразии информационного материала и повысит мотивацию к изучению английского языка.
Аннотация для учащихся
Благодаря данному курсу вы научитесь:
- читать и адекватно переводить литературу по страноведению;
- делать сообщения и вести беседу на культурно-бытовые и общественно-политические темы;
- уметь выражать свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики и грамматики;
- понимать со слуха тексты средней трудности и уметь перевести и обобщить основное содержание услышанного;
- работать в группах;
- оформлять проектные работы на заданную тему.
Аннотация для родителей
Элективный курс «Удивительный мир Великобритании» способствует формированию активной жизненной позиции; расширению кругозора и раскрытию творческого потенциала; развитию таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве; приобретению опыта проектно-исследовательской работы. Программа курса включает различные комбинации речевых модулей для объединения задач развития смежных речевых навыков и умений.
Пояснительная записка
Рабочая программа к элективному курсу «Удивительный мир Великобритании» по английскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по английскому языку.
Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение зачётного тестирования в конце учебного года.
Рабочая программа имеет целью формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции, воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к британской культуре, знакомство с лучшими образцами культуры и способствует решению следующих задач обучения:
1.Углубление страноведческих знаний.
2.Развитие учебно-информационных навыков: умение работать с различными источниками информации.
3. Совершенствование навыков чтения и устной речи.
4.Закрепление навыков грамотного монологического высказывания.
5.Знакомство с менталитетом британской нации, культурой страны изучаемого языка.
6.Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством речемыслительной деятельности
Данная программа составлена для реализации элективного курса «Удивительный мир Великобритании», который является частью общего курса английского языка за 9 класс.
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе в средней школе является формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Её неотъемлемой частью является социокультурная компетенция, которая предполагает знание учащимися национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и использование их при общении. Приоритет отдается знания и умениям, отражающим типичные явления современной действительности.
Специфика элективного курса «Удивительный мир Великобритании» требует особой организации учебной деятельности школьников.
Новизна элективного курса «Удивительный мир Великобритании» состоит в следующем. Традиционно страноведческий материал преподносится в лекционном виде. Далее учащиеся заучивают тексты, содержащие информацию о странах изучаемого языка.
Данный курс предполагает другой подход к изучению страноведческого материала. Учащимся предлагаются аутентичные тексты: статьи из журналов и газет, отрывки из справочной литературы, информация из Интернета. Данный материал снабжается коммуникативными упражнениями, в ходе выполнения которых, учащиеся выражают свое мнение по поводу прочитанного, сравнивают традиции страны изучаемого языка с российскими, дискутируют о причинах и следствиях того или иного явления.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: педагогическое общение, гуманно-личностная технология, предметно-ориентированная (технология постановки цели), личностно-ориентированная.
Итоговая аттестация по элективному курсу «Удивительный мир Великобритании» проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме зачета.
Содержание курса
1.Тематика курса:
Культура, традиции, обычаи и образ жизни Британии.
2.Тип элективного курса: предпрофильный, для учащихся 9 классов.
3. Продолжительность курса: 34 часа.
4. Цели и задачи курса: формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции.
5. Технологии: индивидуальная, парная, групповая работа,
проектная деятельность.
6. Виды учебной деятельности и используемые технологии:
-Работа с аудио и видеоматериалами.
-Выполнение тренировочных лексико-грамматических упражнений.
-Работа со справочной литературой.
-Работа с книгой, периодическими изданиями в библиотеке и Интернете.
-Работа со словарем. Использование двуязычного словаря.
- Составление диалогического высказывания с целью обмена мнениями,
сообщениями.
- Создание презентаций с использованием ИКТ
Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная.
Применяется парная работа, работа в группах.
Курс построен на основе текстового, видео, аудиоматериала и использования интернета.
Итоговый продукт:
Проектная работа на одну из заданных тем по выбору.
Изучение данного элективного курса завершается сдачей зачёта в виде итогового теста в конце года.
Критерии оценки учащихся.
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:
- выполнения двух обязательных работ, сданных вовремя, с соблюдением стандартных требований к оформлению.
Дополнительные баллы выставляются при:
- использовании Интернет-технологий
Знания и умения учащихся по окончании элективного курса
знать/понимать
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
уметь говорение
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики)
- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
аудирование
относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудиотекстов, соответствующих тематике данной ступени обучения;
чтение
-
читать аутентичные тексты различных стилей:
- публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
• письменно излагать сведения о стране/странах изучаемого языка,
- делать выписки из иноязычного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в целях образования и самообразования
изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других
стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
Литература:
- Н.А. Тимановская. Взгляд на Британию. Учебное пособие для 8 – 11 классов.
- В.В. Ощепкова, И. И. Шустилова. О Британии кратко. Книга для чтения на английском языке.
- М.А. Гацкевич. Английский язык для школьников и абитуриентов.
- Г.Д. Томахин. По странам изучаемого языка. Английский язык. Справочные материалы.
- Т.Ю.Галицинский. Spoken English.
- Интернет, видео ресурсы.
Учебно-тематическое планирование:
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности. Ожидаемый результат (контроль) |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса (краткий обзор). |
1 час |
Работа с видеоматериалом. |
2. |
Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии. |
2 час |
Работа с текстом «Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии».
|
3. |
Культурные традиции Уэльса Шотландии Англии Северной Ирландии |
1 час 1 час 1час 1 час |
Работа с видеоматериалом. Работа с Интернет ресурсами. Монологическое высказывание - сообщение об увиденном. |
4. |
Лондон. Достопримечательности Лондона. |
3 часа |
Составление презентации об одной из достопримечательностей Лондона. Работа с Интернет ресурсами. |
5. |
Знаменитые люди Великобритании.
|
2 часа |
Групповая работа. Подготовка сообщения. Выступление учащихся. |
6. |
Праздники Великобритании. |
4 часа |
Работа с текстом. Творческая работа в группах. |
7. |
Английская литература. |
3 часа |
Поэтический перевод английской поэзии. |
8. |
Лондонские театры. |
1 час |
Работа с текстом. Составление диалога-обмена мнениями. |
9. |
Особенности британского национального характера. |
3 часа |
Работа с текстом. Сравнительный анализ британского и русского национальных характеров. |
10. |
Типичная британская семья. |
2 часа |
Работа с текстом. Работа с видеоматериалом. |
11. |
Спорт в Великобритании. |
2 часа |
Работа с текстом. Работа с аудиоматериалом. Викторина. |
12. |
Образование в Великобритании |
3 часа |
Работа с текстом. Письменный опрос. |
13. |
Британский этикет |
2 часа |
Работа с текстом. Составление диалогов этикетного характера. |
14 |
Итоговый контроль |
3 часа |
1. Проектная работа на одну из заданных тем по выбору. 2. Итоговый тест по курсу.
|