Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

К вопросу раннего обучения иностранным языкам

Тимофеева Альбина Александровна

В эпоху глобализации,интернета и свободного перемещения людей по планете знание иностранного языка,преимущественно английского,приобретает всё большее значение.Важно также помнить,что развитие родной речи и знания родного языка очень влияют на изучение иностранного языка.Чем лучше,правильнее(с грамматической и артикуляционной точки зрения) и активнее говорит ребёнок по-русски,тем лучше он заговорит и на иностранном языке.

Вопрос раннего обучения иностранным языкам обсуждается в российском обществе,начиная с 19 века.Количество сторонников и противников раннего обучения детей иностранному языку делится примерно пополам,и каждой семье следует самостоятельно решить этот вопрос.Главным аргументом противников раннего изучения языков является то обстоятельство,что иностранный язык может оказать отрицательное влияние на развитие и становление родной речи.Мы не рассматриваем здесь примеры билингвальных детей в смешанных интернациональных семьях,где каждый родитель общается с ребёнком с самого рождения на родном  языке.

К.Д. Ушинский(1820-1871),великий русский педагог,положивший начало всей нашей научной педагогике и оказавший огромное влияние на духовную жизнь российского общества в целом,был категорически против раннего изучения иностранных языков.Возможность раннего,до 7 лет,обучения иностранным языкам Ушинский даже не рассматривал.Мало того,Ушинский высказывал такую точку зрения,что не всех детей следует  и стоит учить иностранному языку.»С детьми,обладающими слабой восприимчивостью,лучше не начинать никогда:иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности.»

В настоящее время это беспокойство Ушинского разделяют многие логопеды и учителя иностранных языков (английского, немецкого, французского и т. д.).В школы с углублённым изучением иностранных языков уже давно нет специального  отбора детей с лингвистическими способностями,и в последнее время увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями;можно понять родителей,стремящихся зачислить детей в языковые школы; ими движет желание всестороннего  развития детей,включая также речевое.

Но не все дети обладают одинаковыми способностями.Не все дети обладают речевым развитием как общепринятой нормой.Существует множество нарушений речи,самое частое – нарушение звукопроизносительной функции речи,а также более сложные речевые дефекты.

Дефекты звукопроизношения могут проявляться по-разному:

  • Искаженное произношение звука(классический пример:(ррр) вместо( л):Рыба
  • Отсутствие звука в речи.Например,»ыба» вместо «рыба»
  • Замена одного звука другим:»лыба»(рыба)

Если такие проблемы существуют,не надо усугублять их  ранним изучением  иностранных языков.Если ребёнок занимается с логопедом,не стоит начинать учить какой-либо иностранный язык,как бы этого ни хотелось в силу модной тенденции(в обществе укоренилось мнение:чем раньше иностранный язык,тем лучше).Логопед занимается постановкой звука,а преподаватель иностранного языка закрепляет другой,дефектный для русского языка звук.Это может привести к ещё большим речевым проблемам у ребёнка. Ярким примером является постановка у логопедического ребёнка сонорного звука (р),и закрепление подобного горлового звука (р) во французском и немецком языках.Логопед и преподаватель иностранного языка предъявляют разные требования,что приводит к капризности и нервозности ребёнка,к нежеланию ходить на занятия.

Самый лучший выход в данной ситуации – прекратить занятия по иностранному языку и заниматься исключительно родной речью,т. е. русским языком.

В дошкольном возрасте развитие ребёнка носит стремительный характер(сенситивный период развития).В этом возрасте ребёнок особенно восприимчив к получению новых знаний и навыков.Однако надо учитывать,что память ребёнка носит непроизвольный характер.Это значит,что ребёнок запоминает иностранные слова механически и быстро забывает их(если не находится в среде,где говорят на изучаемом языке).

Также надо учитывать,что слуховое восприятие ребёнка развито неодинаково.В логопедии есть такое понятие,как фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФНР).Это нарушение произносительной стороны речи вследствие недостатка слухового восприятия.Такое недоразвитие характеризуется заменами,смешением и искажением звуков,нарушением слоговой  структуры слова,иногда лексико-грамматическими нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является препятсвием на пути к овладению навыками письма и чтения и может привести к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушения чтения) в школьном возрасте.

Также при ФФНР  отмечается неустойчивость произвольного внимания,сужение бъёма памяти,замедленное течение мыслительной деятельности.Из-за недостатков фонематического слуха ребёнок неправильно воспринимает новые для него звуки,т.е. слышит их искажённо..Можно говорить о том,что ребёнок не готов к изучению иностранного языка в связи с недостаточным развитием психических функции(речи,внимания,мышления)и,самое главное,восприятия.Занятия иностранным языком не дадут должного результата и могут усугубить состояние речи ребёнка.

От изучения иностранного языка следует отказаться,если:

  • ребёнок начал говорить значительно позже,чем его сверстники;
  • ребёнок неправильно выговаривает некоторые звуки и его речь невнятна;
  • речь ребёнка смазанная и нечёткая;
  • ребёнку,допустим,уже 5 лет,но в речи много нарушений и маленький словарный запас;
  • ребёнок говорит очень быстро или очень медленно,проглатывая слова и слоги;

Если у ребёнка нет логопедических проблем,то можно попробовать начать учить его иностранному языку.

Организуя занятия иностранным языком(английскому,немецкому и др.) самостоятельно или в группах,нужно понимать,что основной смысл таких занятий  не научить ребёнка говорить бегло на иностранном языке,а обогатить его интеллектуальное и психоэмоциональное восприятие.

У детей разная память,разные способности к восприятию информации на слух и различные артикуляционные возможности,поэтому начальное обучение языку должно проходить так же,кА ребёнок усваивал родную речь.Ребёнок должен слышать названия окружающих его предметов,простые словосочетания,песенки,стихи и т.д.Другими словами, ребёнок должен привыкнуть к звучанию иноязычной речи.

Не стоит требовать от ребёнка повторения иностранных слов,которые он слышит.Будет достаточно,если ребёнок понимает,что ему говорят на иностранном языке.

Спокойное и ненавязчивое обучение иностранному языку не навредит ребёнку.Нельзя,конечно,сравнивать 2-3 занятия в неделю с нахождением в языковой среде 24 часа в сутки в случае с родным языком ,поэтому не стоит ждать каких-то видимых результатов .

Любые занятия играют положительную роль в развитии ребёнка,а групповые занятия  - это также социализация ребёнка,приучение к дисциплине и развитие умения работать в коллективе.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»