Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование метода проектов
на уроках английского языка

Зарипова Наталья Салимзяновна,
преподаватель английского языка
СПб СВУ, Санкт-Петербург

Сейчас, когда в средних школах занятия английского языка строятся по принципам системно-деятельностного подхода, вольно и невольно педагог задается вопросом, какие же технологии в рамках данного подхода являются наиболее оптимальными в достижении конечной цели, на которую направлен весь процесс обучения - «научить ученика учиться»? Как лучше всего, с одной стороны, осваивать и систематизировать предметные знания учащихся, и, с другой стороны, формировать и развивать универсальные учебные действия? Одним из современных ответов на этот вопрос является проектная технология.

Метод проектов возник в Америке еще в начале прошлого века. Американские педагоги Дью, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении проблемы, как правило, прагматичной1. При этом важно развивать способность детей мыслить, решать поставленные перед ними задачи и вступать в активный диалог культур.

Сегодня на уроках английского языка перед учащимся ставится проблема или задача, которая должна быть решена при помощи тех или иных действий по поиску, обработке и оформлению информации, и в завершение представлена в виде того или иного конечного продукта. Проект может быть выполнен индивидуально, и может быть также результатом парной или групповой работы. Он может быть ограничен по времени одним-двумя уроками, а может длиться в течение недели, месяца, четверти или учебного года. По методу, доминирующему в проекте, они делятся на исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные и практико-ориентированные2.

Применение метода проектных работ на занятиях английского языка в 5-7 классах, дает мне возможность отметить следующие преимущества этой технологии: 1) учащиеся начинают осознавать практическую направленность своих знаний; 2) повышается их мотивация в изучении иностранного языка; 3) слабые ученики открывают в себе новый потенциал к дальнейшему изучению языка.

В своей практике я применяла следующие виды проектов, которые зарекомендовали себя отличными результатами:

1) игровые.

Пример. По программе 6 класса была пройдена тема “Leisure activities”. Для развития навыков диалогической речи учащимся было предложено придумать и смастерить кукол из бумаги и составить диалог по ситуации, которая была ими освоена на предыдущих уроках («buying a present», «leisure activities»). Этот проект дал учащимся возможность повторить грамматику (построение вопросов) и лексику (прилагательные, выражающие эмоции, устойчивые выражения по теме «покупки») в рамках пройденных тем. Творческая атмосфера, сопровождающая такую работу, позволила расслабиться тем ученикам, которые на обычных уроках боятся совершить ошибку.

2) информационные.

Пример 1. По программе 6 класса учащиеся освоили тему “Moscow’s underground”. В качестве проектной работы им было предложено произвести сравнительное исследование метрополитенов России и англоязычных стран. Учащиеся учились работать с различными источниками информации, более того, при этом они учились сравнивать и выделять наиболее достоверные из них. Такие задания дали им возможность научиться искать информацию, анализировать и классифицировать данные, делать выводы и заключения.

Пример 2. По программе 5 класса учащиеся освоили тему “Landmarks”. На уроке-экскурсии по Малой Садовой улице (г. Санкт-Петербург) они знакомились с местными достопримечательностями путем опроса общественного мнения. Затем они работали в группах: отмечали памятники на карте, отвечая на вопросы квеста, обрабатывали информацию, переводили ее на английский язык, и представляли полученную информацию в виде видеоролика, где каждый участник урока рассказывал о той или иной достопримечательности улицы. Урок прошел в динамичной и веселой атмосфере, при этом поиск, анализ и презентацию информации учащиеся выполнили самостоятельно.

3) творческие.

Пример 1. По программе 7 класса учащиеся освоили тему “Books in our life”. В качестве темы проектной работы они выбрали тему «мой писатель». В виде презентации были представлены рассказы о писателях России, Европы и Америки. Некоторые учащиеся выбрали для себя проекты о писателях, которых они прошли в рамках школьной программы, а некоторые представили презентации об англоязычных писателях. Стоит отметить, что такая творческая работа позволила с новой стороны раскрыться слабым ученикам, которые обычно испытывали неуверенность на занятиях.

Пример 2. По программе 6 класса учащиеся освоили тему “board games”. После закрепления лексического материала им было предложено в качестве домашнего задания придумать и оформить свои игры по аналогу с теми, которые они изучили в рамках курса. Результаты их работы превзошли все ожидания учителя. В парах учащимися были составлены интересные и оригинальные игры. Особенное внимание учеников привлекли грамматические темы. И то, что казалось скучным в заданиях типа drills, было выражено в интересной и забавной форме в соответствующих играх.

Такие проекты позволяют развивать и использовать не только предметные навыки, но и межпредметные и надпредметные. В смысле первых навыков ученики учатся приобретать и применять не только знания по английскому языку, но и литературе, математике, истории и т.д. Что касается последних навыков, здесь имеется в виду компьютерная грамотность, т.е. умения работать со средствами ИКТ. Учащиеся развивают свои умения работать на ПК, уметь извлекать информацию из Интернета и других электронных источников, осваивать текстовую, графическую, видео- и звуковую информацию.

Но, что более важно, метод проектных работ позволяет развивать универсальные учебные действия, выделенные в современных Федеральных государственных стандартах3. В частности, познавательные: искать, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, переводить ее в разные формы, создавать творческий продукт. Далее, коммуникативные: работать в паре и группе, взаимодействовать с другими людьми и участвовать в диалоге, уметь адекватно формулировать свои мысли и владеть монологической речью на иностранном языке. И наконец, регулятивные: определять цель и последовательность своих действий для ее достижения, вносить коррективы в свои действия и преодолевать затруднения, контролировать результат и оценивать его. И не в последнюю очередь, проектная работа способствует развитию личностных УУД: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять готовность к сотрудничеству, проявлять желание к самооценке и осознавать успешность своей деятельности. В продолжение вышеизложенного важно отметить, что для современной школы недостаточной является пятибалльная шкала оценок. Поэтому творческие продукты проектной работы являются составной частью одной из альтернативных систем оценивания ученика – его портфолио. Они позволяют повысить мотивацию и самооценку учащихся, дать картину их развития и роста их достижений.

В заключение необходимо отметить, что метод проектов является одной из важных технологий в процессе формирования и развития УУД в современной школе, который позволяет учащимся развивать творческий потенциал и повышать мотивацию к изучению иностранного языка.

Литература:

1Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

3www.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного школьного образования.

2Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

Приложения:

Game (выполнили сув.Тарабрин и Круглов, 6 класс СПб СВУ, 2013-2014 уч.г.)

Tolkien presentation (выполнил сув.Горбань, 7 класс СПб СВУ, 2014-2015 уч.г.)

Сравнительная таблица «Underground» (выполнил сув.Грушин, 6 класс СПб СВУ, 2014-2015 уч.г.)

 


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Зарипова Наталья Салимзяновна,

преподаватель англ.яз. СПб СВУ, Санкт-Петербург

Сейчас, когда в средних школах занятия английского языка строятся по принципам системно-деятельностного подхода, вольно и невольно педагог задается вопросом, какие же технологии в рамках данного подхода являются наиболее оптимальными в достижении конечной цели, на которую направлен весь процесс обучения - «научить ученика учиться»? Как лучше всего, с одной стороны, осваивать и систематизировать предметные знания учащихся, и, с другой стороны, формировать и развивать универсальные учебные действия? Одним из современных ответов на этот вопрос является проектная технология.

Метод проектов возник в Америке еще в начале прошлого века. Американские педагоги Дью, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении проблемы, как правило, прагматичной1. При этом важно развивать способность детей мыслить, решать поставленные перед ними задачи и вступать в активный диалог культур.

Сегодня на уроках английского языка перед учащимся ставится проблема или задача, которая должна быть решена при помощи тех или иных действий по поиску, обработке и оформлению информации, и в завершение представлена в виде того или иного конечного продукта. Проект может быть выполнен индивидуально, и может быть также результатом парной или групповой работы. Он может быть ограничен по времени одним-двумя уроками, а может длиться в течение недели, месяца, четверти или учебного года. По методу, доминирующему в проекте, они делятся на исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные и практико-ориентированные2.

Применение метода проектных работ на занятиях английского языка в 5-7 классах, дает мне возможность отметить следующие преимущества этой технологии: 1) учащиеся начинают осознавать практическую направленность своих знаний; 2) повышается их мотивация в изучении иностранного языка; 3) слабые ученики открывают в себе новый потенциал к дальнейшему изучению языка.

В своей практике я применяла следующие виды проектов, которые зарекомендовали себя отличными результатами:

1) игровые.

Пример. По программе 6 класса была пройдена тема “Leisure activities”. Для развития навыков диалогической речи учащимся было предложено придумать и смастерить кукол из бумаги и составить диалог по ситуации, которая была ими освоена на предыдущих уроках («buying a present», «leisure activities»). Этот проект дал учащимся возможность повторить грамматику (построение вопросов) и лексику (прилагательные, выражающие эмоции, устойчивые выражения по теме «покупки») в рамках пройденных тем. Творческая атмосфера, сопровождающая такую работу, позволила расслабиться тем ученикам, которые на обычных уроках боятся совершить ошибку.

2) информационные.

Пример 1. По программе 6 класса учащиеся освоили тему “Moscow’s underground”. В качестве проектной работы им было предложено произвести сравнительное исследование метрополитенов России и англоязычных стран. Учащиеся учились работать с различными источниками информации, более того, при этом они учились сравнивать и выделять наиболее достоверные из них. Такие задания дали им возможность научиться искать информацию, анализировать и классифицировать данные, делать выводы и заключения.

Пример 2. По программе 5 класса учащиеся освоили тему “Landmarks”. На уроке-экскурсии по Малой Садовой улице (г. Санкт-Петербург) они знакомились с местными достопримечательностями путем опроса общественного мнения. Затем они работали в группах: отмечали памятники на карте, отвечая на вопросы квеста, обрабатывали информацию, переводили ее на английский язык, и представляли полученную информацию в виде видеоролика, где каждый участник урока рассказывал о той или иной достопримечательности улицы. Урок прошел в динамичной и веселой атмосфере, при этом поиск, анализ и презентацию информации учащиеся выполнили самостоятельно.

3) творческие.

Пример 1. По программе 7 класса учащиеся освоили тему “Books in our life”. В качестве темы проектной работы они выбрали тему «мой писатель». В виде презентации были представлены рассказы о писателях России, Европы и Америки. Некоторые учащиеся выбрали для себя проекты о писателях, которых они прошли в рамках школьной программы, а некоторые представили презентации об англоязычных писателях. Стоит отметить, что такая творческая работа позволила с новой стороны раскрыться слабым ученикам, которые обычно испытывали неуверенность на занятиях.

Пример 2. По программе 6 класса учащиеся освоили тему “board games”. После закрепления лексического материала им было предложено в качестве домашнего задания придумать и оформить свои игры по аналогу с теми, которые они изучили в рамках курса. Результаты их работы превзошли все ожидания учителя. В парах учащимися были составлены интересные и оригинальные игры. Особенное внимание учеников привлекли грамматические темы. И то, что казалось скучным в заданиях типа drills, было выражено в интересной и забавной форме в соответствующих играх.

Такие проекты позволяют развивать и использовать не только предметные навыки, но и межпредметные и надпредметные. В смысле первых навыков ученики учатся приобретать и применять не только знания по английскому языку, но и литературе, математике, истории и т.д. Что касается последних навыков, здесь имеется в виду компьютерная грамотность, т.е. умения работать со средствами ИКТ. Учащиеся развивают свои умения работать на ПК, уметь извлекать информацию из Интернета и других электронных источников, осваивать текстовую, графическую, видео- и звуковую информацию.

Но, что более важно, метод проектных работ позволяет развивать универсальные учебные действия, выделенные в современных Федеральных государственных стандартах3. В частности, познавательные: искать, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, переводить ее в разные формы, создавать творческий продукт. Далее, коммуникативные: работать в паре и группе, взаимодействовать с другими людьми и участвовать в диалоге, уметь адекватно формулировать свои мысли и владеть монологической речью на иностранном языке. И наконец, регулятивные: определять цель и последовательность своих действий для ее достижения, вносить коррективы в свои действия и преодолевать затруднения, контролировать результат и оценивать его. И не в последнюю очередь, проектная работа способствует развитию личностных УУД: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять готовность к сотрудничеству, проявлять желание к самооценке и осознавать успешность своей деятельности. В продолжение вышеизложенного важно отметить, что для современной школы недостаточной является пятибалльная шкала оценок. Поэтому творческие продукты проектной работы являются составной частью одной из альтернативных систем оценивания ученика – его портфолио. Они позволяют повысить мотивацию и самооценку учащихся, дать картину их развития и роста их достижений.

В заключение необходимо отметить, что метод проектов является одной из важных технологий в процессе формирования и развития УУД в современной школе, который позволяет учащимся развивать творческий потенциал и повышать мотивацию к изучению иностранного языка.

Литература:

1Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

3www.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного школьного образования.

2Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

Приложения:

Game (выполнили сув.Тарабрин и Круглов, 6 класс СПб СВУ, 2013-2014 уч.г.)

Tolkien presentation (выполнил сув.Горбань, 7 класс СПб СВУ, 2014-2015 уч.г.)

Сравнительная таблица «Underground» (выполнил сув.Грушин, 6 класс СПб СВУ, 2014-2015 уч.г.)


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»