Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение различным видам чтения
на примере работы с текстом

Власова Елена Борисовна,
учитель английского языка
ГБОУ школы № 580 Санкт-Петербурга

Владение иностранным языком предполагает в большой мере развитие навыков чтения. Чтение, как никакой другой вид речевой деятельности, способствует развитию всех пяти компетенций, которые должны сформироваться у обучающихся процессе обучения иностранному языку.

К каждому из текстов, также как и собственно урокам чтения, необходимо предъявлять определенные требования.

Во-первых, сами тексты для чтения должны вызывать определенный интерес как  у обучающихся так и у учителя. Удачный подбор материала для чтения – необходимый залог успешного обучения. При выборе материала следует, по возможности, учитывать мнение обучающихся.

Во-вторых, обучающихся следует нацеливать на самостоятельное чтение текста – это позволит каждому обучающемуся активизировать собственные умения и навыки.

В-третьих, задания к текстам не должны препятствовать удовольствию, которое обучающиеся могут получать от чтения на иностранном языке. Кроме того, эти задания дают возможность расширить и активизировать словарный запас обучающихся. Таким образом, подбор заданий к тексту является еще одной важной составляющей обучения чтению.

Подходы к обучению чтению.

Отличительной чертой зрелого чтеца является гибкость чтения.  В зависимости от цели чтения он использует разные его виды и знает, когда его понимание адекватно поставленной задаче, и использовать ли ему беглое, ознакомительное чтение, чтобы получить общее представление о тексте, просмотровое чтение, чтобы найти в тексте нужное место, или изучающее чтение, чтобы разобраться во всех деталях.

Цель данной работы – показать комплекс заданий, которые можно использовать при работе с текстом, а также при обучении говорению, письму, аудированию и во внеклассной работе.

Обучение различным видам чтения на примере работы с текстом

Рассмотрим обучение всем видам чтения на примере работы с одним текстом, а также связь обучения чтению с другими видами речевой деятельности.

Краткое содержание текста:

Мама считает, что Стив слишком много смотрит телевизор. Она  заявляет, что выключит из сети все имеющиеся в доме телевизоры на целую неделю. Дни идут, и другие интересы появляются и замещают телевизор в жизни мальчика. Он делает то, что никогда не делал раньше: ищет сверчков, пишет письма, конструирует телескоп, чтобы смотреть на звезды. В конце недели мама включает телевизор, но у Стива уже совсем нет времени его смотреть .

Текст написан в форме дневника с заголовками: День первый, День второй и т.д.

Об авторе: Терри Вульф Филан решила написать «Неделю, когда мама выключила телевизор» после того, как дети, живущие с ней по-соседству, назвали неделю без телевизора «худшим наказанием, какое только  могут придумать родители»

 

Задания, предшествующие чтению

 

Задание 1. Что такое дневник?

Попросите обучающихся рассказать – что такое дневник –они скажут, как он выглядит, как его ведут. Ответы могут быть разными, но общий вывод должен быть такой: дневник – это ежедневная запись твоего личного опыта. Многие дневники похожи на маленькие книги. У некоторых есть замочки, которые не позволяют постороннему читать ваш дневник.

Некоторые начинают описание  каждого дня со слов : «Дорогой Дневник!» Объясните, что в большинстве дневников дата напечатана в верхнем углу страницы. Даты расположены в календарном порядке и служат как бы

в календарном порядке и служат как бы заголовками к событиям каждого дня.

Люди, которые ведут дневник, чаще всего пишут о событиях в том порядке, в котом они происходят. Они часто используют сигнальные слова, чтобы рассказать. что случилось сначала, потом , далее и в конце. Сигнальные слова помогают им организовать письмо в логической последовательности.  Иногда те, кто пишет дневник, не используют сигнальные слова. тогда читатели дневника должны сами вывести последовательность событий. Внимательное чтение и здравый смысл помогут читателям понять правильную последовательность действий.

 

Задание 2. работа со страницей дневника

Каждому обучающемуся выдается страница дневника (см. Приложение 1). Обратите внимание обучающихся на дату и день недели. Попросите прочитать страницу вслух или про себя. Затем задайте вопросы:

  1. 1. What happened just before Mrs. Martin called?
  2. 2. What did the writer and Steve do before they ran next door?
  3. 3. What was the last event described? (Mom called for supper)
  4. 4. What signal words did the writer use?

Обратите внимание обучающихся на то, что последовательность событий может быть понята, даже если сигнальные слова не используются. Прочитайте первое предложение вслух. Задайте вопрос:

  1. 1. What happened before the writer and Steve woke up? (It began to rain)
  2. 2. How do you know? (It just make sense)

Задание 3. Работа с письмом из текста.

Каждому обучающемуся выдается Приложение 2. Они отвечают на вопросы по тексту, а затем составляют список событий, которые произошли с ними вчера. Пусть они пронумеруют их в правильном порядке.

Задание 4.  Работа с лексикой.

В любом тексте встречаются незнакомые слова. В некоторых случаях может быть целесообразно представить их до начала работы с текстом. Обучающимся выдается Приложение 3. ( либо слова и предложения пишутся на доске). Попросите обучающихся прочитать предложения вслух. Пусть они самостоятельно попытаются понять значение подчеркнутых слов из контекста. Обратите их внимание на то, что эти слова появятся в тексте, который они будут читать. Затем выведите определения слов, например:  -ignored : paid no attention to. Попросите обучающихся рассказать о ситуациях, в которых они когда-либо что-либо игнорировали  (связь с говорением). - anxious: eager, looking forward to. Обратите внимание, что слово «anxious» также означает «непростой» или озабоченный.  Можно задать вопрос о том, какие еще слова можно использовать для описания такого человека: fearful, frantic, upset, exited. (Синонимия возвращает к уже имеющемуся словарному запасу.)

- equipment : supplies or anything needed for a particular purpose or use. Попросите обучающихся назвать оборудование, которое используют, например, учителя в своей работе (доску, мел, магнитофон, видео и.т.д.)

- constructing: putting together, building. Здесь можно попросить назвать однокоренные  слова (работа со словообразованием): destruction, construction, reconstruction.

- invention: something thought of or made for the fist time.

Попросите обучающихся назвать изобретения, которые сделали нашу жизнь проще и приятнее. Обратите особое внимание на изобретения, которые требуют фокусировки (фотоаппараты, бинокли, телескопы)

 

Задание 5. Работа с данными словами в новом контексте.

Обучающимся выдается Приложение 4.  Они самостоятельно соотносят слова с их определениями, а затем работают с ними в новом контексте. Обобщение: обучающиеся используют эти слова в собственных предложениях. Можно также обсудить принадлежность слов к частям речи (связь с грамматикой)

 

ignore (v)                            anxious (adj)                         invent (v)

ignorance (n)                     anxiety (n)                              inventor (n)

ignorant (adj)                     anxiously (adv)                      invention (n)

inventive (adj)

 

Чтение и обсуждение отрывка

Вопросы для понимания текста имеют различные цели:

- усвоение логики текста;

- использование специфических навыков чтения;

- обобщение;

Текст логически делится на 6 отрывков: вступление и пять описываемых мальчиком дней. Правильность понимания прочитанного отрывка текста проверяется разными способами.

Задание 1. Поощрите обучающихся задавать любые вопросы, которые

приходят им в голову по мере того, как они читают отрывок или после

его прочтения. Или начните обсуждение, используя вопросы представленные

ниже и попросите добавлять собственные вопросы по мере продолжения обсуждения.

1. What was the “outdoor show”? (It was something interesting in nature that Steve could watch with his telescope?

2 .Do you think Steve, Beth and Stacey enjoyed watching the rain before the TV was unplugged?   (Probably not. They were busy watching TV)

3 .Do you think Mom`s plan was a good idea?  (Ответы будут разными)

4 .What would you have to unglue Steve from the TV?

Задание 2 Можно задавать вопросы, ответы на которые прямо даны в тексте, например:               

1.Who is telling the story? (Steve is)

2. What other members of the family are introduced? (His sisters? Stacey and Beth)

 

Задание 3

Также полезно задавать вопросы, которые “включают” воображение обучающихся, например:       What do you think Steve fell about Mum`s decision?

Задание 4. Предсказание событий.

После прочтения текста можно попросить обучающихся предсказать, что произойдет дальше, а потом будет возможность сравнить их предсказания и то, что произошло на самом деле.

Do you think Steve will miss watching? What do you think he will do?

Задание 5. Последовательность событий

Задаются вопросы , которые обращают внимание обучающихся на логику текста.

What happened first, then, next, in the end?

Задавая подробные вопросы следует уделять особое внимание специальным словам, которые показывают, в каком порядке происходили события (first, after that, before that, next, consequently, in the end, ets.)

Задание 6. Выявление основной мысли отрывка (reading for the main idea).

Обучающихся просят прочитать отрывок и суммировать его содержание в одном предложении или просто перечислить основные события отрывка.

Задание 7. Вопросы, выявляющие причины и следствия.

Why did Stacey and Beth follow Steve outside?

Задание 8. Вопросы, направленные на выяснение личного опыта обучающихся.

Такие вопросы помогают детям осознать, что ситуации, происходящие с их англоязычными сверстниками, часто происходят и с ними самими.

Have you ever found yourself in such a situation?

Задание 9. Вопросы, побуждающие обучающихся высказать свою точку зрения или поставить себя на место героя.

If you had a telescope, what would you watch?

Задание 10

В процессе чтения следует работать над расширением и развитием словарного запаса. Практически любой текст предоставляет широкие возможности для догадки о значении слова, для того, чтобы проследить, как  это слово употребляется в определенном контексте, как оно образуется, какие синонимы и (или) антонимы этого слова известны обучающимся и т.д.

What is a rerun? (a show that has been on TV before)

Does this word have the same meaning in this story? (No, it doesn`t)

What does it mean then? (All events that took place yesterday happen again today)

How is this word formed? (re-run)

What does the prefix “re” mean? (It means “again”)

What synonyms to the word do you know? (repetition)

 

Задания после чтения текста

 

Понятно, что чтение как вид речевой деятельности не может существовать изолированно. Также невозможно и не имеет смысла обучать чтению в отрыве от других видов речевой деятельности. После прочтения и полного понимания текста можно предложить задания, связанные с его изложением (устный или  письменный пересказ ), обсуждение проблемы , поставленной в тексте, или письмо, связанное с содержанием прочитанного текста.

Изложение  текста

Задание 1. Составление плана по вопросам.

Для устного или письменного изложения текста целесообразно назвать место событий, действующих лиц и составить план текста используя вопросительные предложения.   Ответив последовательно на эти вопросы им будет проще логично и последовательно пересказать текст.

Задание 2. Восстановление логики текста

Еще одним вариантом помощи обучающимся в составлении плана пересказа может быть задание на восстановление нарушенной логики текста. Например, можно выписать несколько ключевых предложений  или перечень событий в неправильном порядке и дать задание расставить их в логической последовательности. Выполнив это задание, обучающиеся получат план рассказа.

 

Обсуждение текста

Многие тексты, независимо от их стиля, ставят проблемы, которые могут быть интересны и полезна для обсуждения. Такие проблемы есть и в этом тексте.

Задание 1. Дискуссия по теме: смотреть или не смотреть телевизионные программы? (говорение). Все знают, как велико разнообразие телевизионных программ. Можно предложить обучающимся обсудить, какие программы они и члены их семей смотрят, какие из них им нравятся и не нравятся, и будет ли для них трагедией, если он вдруг сломается или им запретят его смотреть. Что они будут делать в этом случае.  Целый огромный мир открылся Стиву, когда мама запретила ему смотреть телевизор. Стоит или не стоит детям запрещать смотреть телевизор – спорная идея.

Подготовка к обсуждению.

1.Разбейте обучающихся на две команды. Первая команда – за просмотр передач, вторая - против. Каждая команда выбирает капитана.

2. Каждая команда составляет список причин, по которым следует или не следует смотреть телевизор. Потом они ранжируют эти причины. Какой самый сильный аргумент? Какой самый слабый? Капитан команды записывает.

3. К каждому аргументу  команды придумывают  вопрос или комментарий  , который может возникнуть у представителей другой команды. Как они на него ответят?

4. Обучающиеся распределяют каждый аргумент среди членов команды (кроме капитана). Излагая аргументы, лучше начать с самого слабого и закончить самым сильным. У каждого члена команды  только одна минута, чтобы высказаться. Капитан подводит итог всем высказываниям.

5. Обучающимся дается время, чтобы потренироваться.

6. Столы и стулья в кабинете стоит поставить так, чтобы команды   находились напротив друг друга и имели возможность сидеть к соперникам  лицом.

Обсуждение:

1. Сначала выступает команда которая «ЗА». У первого выступающего –  одна минута.

2. У команды «ПРОТИВ» есть одна минута, чтобы задать вопрос первому

выступающему из противоположной команды. Обучающимся следует

слушать внимательно для того, чтобы понять слабые стороны аргументации

соперников.

3.Выступает следующий член команды «ЗА».

4.Еще одна минута вопросов у противников и так до тех пор, пока у

команды «ЗА» не закончатся аргументы.

5.Такой же порядок у выступлений команды «ПРОТИВ».

6.Капитан команды «ЗА» делает двухминутное обобщение. То же самое

делает  капитан противоположной команды.

7.Учитель просит обучающихся решить голосованием, какая сторона

выиграла  дискуссию.

Письмо

Письмо -  еще один из необходимых аспектов знания иностранного языка,   который  можно     развивать, опираясь на чтение текста.

Данный текст также предоставляет довольно широкие возможности

обучения письму.

Подготовка к письму. Объясните   обучающимся, что многие газеты и журнала имеют специальные колонки, которые называются колонками советов. Некоторые из них  предлагают советы по ремонту, здоровью, или как вести

себя в той или иной ситуации.

Некоторые организованы как колонки вопросов и ответов. Читатели  обращаются к ведущему колонки со своими вопросами.

Эти вопросы печатаются вместе с ответами и  советами ведущего. Спросите обучающихся, встречали ли они когда-нибудь такие газеты и в каких ситуациях люди могут обращаться за советом в газету.

Письмо:

Попросите обучающихся поставить себя на место ведущего колонки

“Answers For You”.

задача – ответить на следующее письмо:

Dear “Answers For You”,

My brother watches about five hours of television a day.  He doesn`t read or

play sports. He just sits around the TV room.

How can I help him see that there`s more to life than an old TV?

Обучающиеся пишут ответ на письмо. Они начинают его обращением :

“Dear Wondering  what  to do” .

Попросите  их дать конкретные советы, которые реально могут помочь.

Внеклассная работа

Данный  текст предоставляет большие возможности и для внеклассной

работы.

Задание 1. Конструирование телескопа.  (см. отрывок  из текста)

Можно предложить обучающимся самостоятельно соорудить телескоп.

Им понадобится большая картонная трубка (например, из-под одноразовых

полотенец), картонная трубка поменьше (из-под туалетной бумаги), два

увеличительных стекла, клей или скотч.

Те, кто  заинтересуются, могут сделать телескоп, подобный  телескопу Стива.

Затем можно предложить использовать окрестности, записать наблюдения

и рассказать о них учителю и одноклассникам.

Задание 2. Шифровка.

Напомните обучающимся, что дневник – это очень личный документ.

Многие пишут  дневники, используя простые и не очень шифры.

Некоторые дневники, имеющиеся в продаже, сразу снабжены такими

шифрами и ключами, как их расшифровать.

Предложите обучающимся придумать свой шифр, написать что-нибудь,

используя его и отдельно подготовить ключ к своему шифру.

Пусть они потом обменяются своими  зашифрованными  рассказами

и  попытаются расшифровать записи

одноклассника.

Задание 3  Интервью.

Попросите обучающихся представить себе , как люди жили до того, как телевизоры появились в каждом доме, что они делали в свободное время, как узнавали новости. Кто может рассказать об этом? Конечно же, их бабушки и дедушки. Можно предложить заинтересовавшимся составить вопросы и проинтервьюировать своих старших родственников на эту тему после чего сделать перевод на английский язык.

Естественно, невозможно использовать все эти и подобные им задания при работе с одним текстом. Однако они применимы к работе практически с каждым художественным произведением.

Приложение 1

Wednesday, September 3

Dear Diary,

My brother Steve and I woke up to a rainy day. We were bored all morning because we couldn`t go outside. After lunch we got a call from our neighbor Mrs. Martin. Her basement was flooded. She wanted us to help her get rid of the water.  We asked Mom, and she said we could do. Steve and I put on our boots and slickers and then ran next door. We spent the afternoon scooping up water as fast as we could. Finally, Mom called us home for supper.

 

Приложение 2

 

Read the letter Steve wrote to his cousin Frank. Then write complete sentences to answer the questions below.

 

September 20

Dear Frank,

Help! Mom has made good on her promise to make me stop watching so much TV.

This week we can`t even watch one show!

At first, I invited all my friends to my house. But when they left, it was just too quiet.

I walked around the house screaming. But that did no good! Then I did dump things like walking around the outside of the house sixteen times searching for crickets.

Imagine! Finally, I had a supper idea. I said to myself – why don`t I write good old Frank a letter. Maybe he will invite me to come and visit. So, how about it?

Save me!

Your TV-less cousin,

Steve

 

  1. What signal words in the letter you know the order in which Steve did things?

 

  1. What happened just before Steve walked around the house screaming?

 

 

  1. What was the last thing Steve did?

 

  1. Did Steve search for crickets before or after he decided to write to    Frank?

 

  1. When did Steve`s problem begin?

 

Приложение 3

Vocabulary:

ignored

Steve ignored the TV weather report and got caught in the rain.

anxious

The students are anxious to see their class play on TV.

focus

If you want to see the moon clearly, you must focus your telescope carefully.

equipment

The person who came to repair our TV carried a bag of wires, tools and other equipment.

constructing

Mr. Hall is constructing a table for his new TV room from pieces of wood.

invention

The professor`s new invention was amazing in what it could do to save time.

 

Приложение 4

Match each word with its meaning.

____anxious                                             a. to adjust a lens

____ignored                                            b. building; putting together

____focus                                                 c. anything needed for a purpose

____equipment                                       d. paid no attention to

____constructing                                   e. eager; looking forward to

____invention                                         f. something made for the first time

  1. Circle the letter next to the sentence that gives an example of the word`s meaning.

ignored

a. Mom walked right past Steve without even noticing him.

b. As soon as the bee landed, Steve turned all his attention to it.

anxious

a. Steve`s friend hated the thought of listening to all his complaints.

b. Mom couldn`t wait to have some peace and quiet.

constructing

a. Judy is pulling apart old boxes and cartoons to use for her periscope.

b. Steve is making another telescope from spare parts.

invention

a. The children proudly displayed something no one had ever seen before.

b. Steve had looked at pictures of well-known telescopes before

building his.

focus

a. Steve pulled the tubes of the telescope back and forth to bring objects

to the view.

b. Mom didn`t move the telescope`s tubes even though she couldn`t  see

the star clearly.

 

 

Пример

Используемая литература:

  1. Terry Wolfe Phelan “ The Week Mom Unplugged TV”
    1. “SKETCHES: Discoveries, Memories, Gifts, Changes”,
    2. Изд-во “Macmillan Publishing Company” 2003

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»