Обучение аудированию на уроках английского языка
Довжицкая Екатерина Ярославовна,
учитель английского языка
ГБОУ №634 Приморского района
Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух и один из самых важных, трудных аспектов освоения иностранного языка.
В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использовано в качестве:
1. Способа организации учебного процесса.
2. Способа введения языкового материала в устной форме.
3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.
4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Выделяют три основные группы трудностей освоения аудирования английского языка.
1.Фонетические. Различаются два аспекта слуха: фонематический (восприятие отдельных языковых явлений на уровне слов и структур) и речевой, который включает в себя процесс узнавания целого в контексте. Необходимо отметить, что при обучении аудированию на аутентичных материалах нужно развивать именно речевой слух. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания.
2. Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан прежде всего с наличием аналитических форм, не свойственных русскому языку; к трудным явлениям следует отнести и грамматическую омонимию. Существует три физически выраженных речевых параметра: интонация, паузация и логическое ударение. Значит, для успешного понимания иноязычного текста следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, паузации и логического ударения.
3. Лексические. Поэтому необходимо вырабатывать способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений, путем ее фильтрации, селекции и приблизительного осмысления. Учащихся необходимо специально обучать умению понимать на слух речь, содержащую незнакомую лексику.
При прослушивании аутентичного материала, учителю необходимо подбирать письменные задания для аудирования (незнакомая лексика, вопросы, задания на общее понимание услышанного). Все эти упражнения способствуют развитию навыков аудирования, а также развитию интереса у учеников.
На первом этапе при прослушивании необходимо дать детям возможность прослушать весь текст для общего понимания содержания. А затем нужно разделить текст на логические законченные части. И как заключительный этап в аудировании, детям снова даётся возможность прослушать весь текст. Конечно же при подборе материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их интересы. Для этого до аудирования, вовремя и после прослушивания учитель, как правило, подбирает различные задания. До аудирования это может быть какой-то проблемный вопрос (если в классе на доске написано название текста к аудированию, то детям предлагается догадаться, о чём или о ком пойдёт речь). Во время аудирования к логически законченным частям учитель предлагает детям ответить на вопросы, задание «правда-неправда», если в аудировании встречается диалог, ребята могут его разыграть. И наконец, после всего прослушивания ученикам предлагается задание либо подробно пересказать содержание текста, либо в сжатом варианте. Или, если рассказ ведётся от третьего лица, то дети могут заменить его на первое лицо, здесь ребята покажут уже свои грамматические навыки. Также ученики могут додумать концовку рассказа сами и проявить свои творческие способности.