Использование интерактивных приёмов
на уроках английского языка
Агибайлова Людмила Николаевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 277
В данной статье рассмотрена роль интерактивного приёма в обучении. Автор знакомит с различными формами использования данного приёма на уроках английского языка.
В настоящее время значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, а не только освоению учащимися конкретных учебных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Практика преподавания английского языка даёт возможность утверждать, что английский язык обладает огромными возможностями формирования универсальных учебных действий. Соответственно мы, учителя, должны использовать различные технологии, приёмы, которые помогут школьнику учиться, будут способствовать развитию способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одной из форм технологии формирования универсальных учебных действий является применение интерактивного приёма в обучении. Целями данного приёма является создание комфортных условий обучения, таких условий при которых учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Данный приём развивает коммуникативные умения, « умения рассуждать, умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, делать выводы, умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи».[1] Учащиеся учатся работать в команде, прислушиваться к противоположной точке зрения, уважительно относится друг к другу.
При работе над проектом (формирование коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий ) учащиеся сами выбирают проблему, определяют план действий и формы подачи материала ( постер, презентация, сочинение - личное мнение, опрос). Так, например, при организации круглого стола по теме « Образование 21 века» учащимся предлагаются следующие проблемы : « Мужские профессии против женских профессий. Будет ли существовать разделение между ними в будущем?», «Какие факторы следует учитывать при выборе профессии?», « Профессиональный колледж или университет. Что лучше?», « Является ли дистанционное обучение альтернативой традиционным урокам?»[2] и т.д. После выступления группы остальные участники задают вопросы, соглашаются или не соглашаются с предложенной позицией. А в конце дискуссии участники должны выразить своё отношение к проблеме: поменялось или нет их точка зрения после обсуждения. В проектной работе с младшими школьниками уместно «составление» книг. Работая на темой животные, – это Энциклопедия о животных. Ребята делятся на группы на основе прочитанных текстов, сами составляют план статьи, выбирают животных, изучают материал, подбирают иллюстрации и пишут статью.
Приём интерактивного обучения целесообразно использовать и в ролевых и ( «Суд природы над человеком», « Суд над курильщиками»……. ). Участники сами выбирают роли, готовят выступление, участвуют в обсуждении, пытаются доказать свою правоту или невиновность.
Данный приём активно применяется и в обучении чтению: Jigsaw Reading (в дословном переводе с английского - ажурная пила) . Первоначально учащиеся делятся на группы по 4 человека для работы над текстом, который разбит на смысловые части ). Например, работая на темой « Экология», можно выделить следующие подтемы: загрязнение воздуха, воды, земли, проблемы глобального потепления, исчезновение животных. В процессе работы более сильные учащиеся помогают понять содержание менее успешным ученикам. Далее каждая группа выполняет задание ( заполнить таблицу, ответить на вопросы). Следующий этап работы – формирование новых групп, в которых будет по одному участнику из первоначальных , то есть каждый ученик сможет не только познакомить других членов группы с содержанием своего текста, но, таким образом помочь им осознать основное содержание печатного материала. В результате совместной работы каждый учащийся должен уметь осветить проблему полностью.
В обучении грамматике (формирование познавательных универсальных учебных действий ) ребята не изучают правило, а сами его формулируют, развивая таким образом умения анализировать, синтезировать, сравнивать и делать выводы. Так, например, при изучении видо временных форм английского глагола предлагаются следующие вопросы:
* Что можно узнать из заглавия темы? *Определите указатели данного времени. * Определите, как образуется данное время. * Объясните, когда оно употребляется.
Данный приём можно использовать и в обучении написание личного письма: прочитайте письмо, определите его основные части и составьте план, расставьте части письма в правильном порядке, выберите ключевые фразы из каждой части , завершите письмо, заполнив пропуски необходимыми фразами, найдите ошибки и исправьте их.
Построение ассоциаций или Mind Map ( Карта памяти, разума) также является эффективным в формировании речемыслительной деятельности. Работа на уроке строится следующим образом: в центре рисуется образ, который будет символизировать тему, с которой начинается работа, как на карте, так и в мыслях. От центрального образа отводятся ветви, на которых пишутся самые важные слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать слово или мысль. От этих ветвей чертятся другие, которые будут уточнять мысли. Можно использовать фломастеры, цветные карандаши, рисовать, клеить, то есть всё то, что поможет ребёнку развить воображение, фантазию, умение быстро собирать необходимую информацию. Данный метод можно использовать при обучении пересказу, работе с лексическими единицами, введении новой темы.
Использование интерактивного приёма в комплексе с информационно-коммуникационными технологиями создаёт больше возможностей для успешного овладения универсальными учебными действиями на уроках английского языка. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных учебных действий и их практического применения. Обсуждая планы на будущее, учащимся выпускных классов уместно предложить для выполнения работу над презентацией на тему “A University of your choice”.[2] При этом было проведено интернет – исследование, в результате которого ребята узнали более подробную информацию о ВУЗах Санкт-Петербурга, их истории, структуре, факультетах, количестве студентов, о профессорско-преподавательском составе, престижности данного учебного заведения, знаменитых выпускниках. Создавая презентации учащиеся используют не только Power Point, но и интерактивные плакаты-глоги (сочетание слов Графический + Блог). Это мультимедийный постер , на котором могут быть представлены тексты, фото, видео и звуковые файлы, графика, ссылки.
Применение интерактивной доски позволяет эффективнее управлять демонстрацией наглядного материала, организовывать групповую работу и проводить контроль усвоенного материала, появляется возможность создания интерактивные упражнения как в Power Point, так и в on-line режиме, например на сайте http://learningapps.org и использовать учащимися как на уроках, так и дома.
Таким образом, опыт показывает, что использование интерактивных приёмов на уроках английского языка позволяет:
- Улучшать эффективность и качество обучения.
- Ориентироваться на современные цели обучения.
- Повышать мотивацию обучения.
Увеличивать объём лингвистических знаний.
- Расширять объём знаний о социокультурной специфике страны.
- Развивать способности и готовность к самостоятельному изучению английского языка.
- Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися.
Литература.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. Москва «Просвещение»,2010
- М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко Английский язык. Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием для 11 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул,2011