Урок по русскому языку в 7 классе
Причастный оборот.
Выделение причастного оборота запятыми
Большакова Татьяна Владимировна
ЦЕЛЬ
1.Дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте.
2.Познакомить с графическим обозначением причастного оборота в
предложении.
3. Формировать практическое умение устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота.
4.Формировать практическое умение выделять запятыми причастный оборот.
ХОД УРОКА
- Проверка домашнего задания.
- Целевая установка.
- Объяснение нового материала.
Наблюдение по учебнику (№12), в ходе которого ученик должен установить, что причастие в словосочетании может выступать и в качестве главного, и в качестве зависимого слова, то есть может подчинять себе другие слова.
- Закрепление.
Распределить данные словосочетания в 2 группы: «прич.+ сущ.», «прич.+сущ.».
Записать словосочетания, обозначить в них главное и зависимое слово, главное заключить в рамочку.
Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийся человек;
стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.
5.Вывод о роли причастия в словосочетании.
6.Проверочная работа.
Найти словосочетания «прич.+сущ.»
Рассказанного стариком, скошенные косой, исследованной местностью, прочитавшего книгу, светящиеся окна.
Найти словосочетания «прич.+сущ.».
Напуганная стуком, сеявшая зерно, освещавшая комнату, привезённый из города, горящего костра.
Обратить внимание!
7.Словосочетания с причастием в роли главного слова называются причастным оборотом.
Графическое оформление словосочетаний с причастным оборотом.
8. Закрепление.
К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова.
Написанная художником, висевший в осеннем воздухе, усыпанные разноцветными листьями, много раз протоптанная туристами.
С 2 причастными оборотами составить и записать предложения. Поставить причастные обороты перед определяемым словом и после него.
9.Тест.
- Найти словосочетание «причастие + существительное»:
1) могучий дуб,
2) спелый виноград,
3) плывущий корабль.
- Найти словосочетание «причастие + существительное»:
1) покрашенная скамейка,
2) освещенный луной,
3) потухший взор.
- В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Листва, убитая морозом текла, с неподвижных веток.
2) Морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил.
3) Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе.
- В каком предложении нарушена литературная норма?
1) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.
2) Ребята, сделавшие модели самолётов, были премированы.
3) Мы остановились около строящейся гостиницы.
10. Вывод.
Причастный оборот может стоять как перед определяемым словом, так и после него. В последнем случае он выделяется запятыми (обособляется).
11. Закрепление.
Синтаксический разбор предложения.
Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
12.Домашнее задание.
Параграф 12, выписать из текста литературного произведения 5 предложений с причастными оборотами.
13. Подведение итогов урока.