Страноведческий аспект изучения иностранного языка
Музыкантова Елена Игоревна,
учитель английского языка ГБОУ средняя школа №16, Санкт-Петербург
Если вы изучаете язык, то нельзя забывать об истории и культуре страны изучаемого языка. На основании этого в учебных программах всех лет обучения, начиная со второго класса, есть разделы, посвященные страноведению. Но сведений, содержащихся в соответствующих текстах учебника, не достаточно для того, чтобы у детей сложилось полное впечатление о стране. Поэтому каждому учителю приходится совершать огромную и кропотливую работу по отбору материалов к урокам страноведения, соответствующим разным уровням языковых навыков.
Задача этих уроков – не только рассказать о стране, но и закрепить данные знания при разных формах подачи материала: при чтении текстов, на аудио- и видеоматериале. Обычно мы начинаем работу с набора соответствующей лексики из страноведческих текстов, подкрепляя это прослушиванием аудио-отрывков с целью правильного произношения названий. Тексты должны быть не только познавательными и интересными, но и адаптированными для соответствующего возраста.
После нескольких уроков, основанных на работе с текстовой информацией, переходим к аудио-урокам. Целью аудио-уроков является не только восприятие страноведческого материала на слух, но и контроль уже изученной лексики (аудирование).
Завершающим этапом становится контрольная видео-работа по заданной теме. К этому уроку дети уже хорошо знают лексику и сам материал. Поэтому видео-уроки им интересны и полезны.
Уроки страноведения с использованием видео я провожу в 6, 7 и 8 классах. Например, в 7-х классах при изучении Эдинбурга я беру текст из учебника Старкова А.Р. «4-й год обучения». Хотя сам учебник и не отвечает современным требованиям, но в разделе «Чтение» там имеется много текстов по страноведению и истории Великобритании, что всегда остается актуальным. Из учебника Friends3 мы читаем и слушаем текст в разделе CulturalCorner, из учебника Верещагиной И.В. 6-й класс «Английский язык для школ с углубленным изучением» читаем и слушаем текст «Scotlandthebeautiful». На последнем этапе читаем текст об Эдинбурге в приложении «Workbook» к видеокассете «IntroducingGreatBritain» часть1, а потом смотрим видео-контрольную работу об Эдинбурге №3.
В результате проделанной работы на последнем этапе при просмотре контрольной видео-работы у ребят не возникает трудностей с просмотром, и результаты всегда бывают выше среднего.
В 8-м классе при изучении страноведческой темы об Уэльсе я подключаю еще журнал «SpeakOut» №75, посвященный целиком Уэльсу, учебник Старкова А.Р. 5-й год обучения, тексты «SomefactsabouttheWelsh», «Eisteddfords». Аудирование я беру из учебника Friends3. Аудио-текст читаем в учебнике Верещагиной И.В. для 6-го класса с углубленным изучением английского языка. Текст для расширения кругозора читаем в приложении Workbookиз «VideoIntroducingGreatBritain» часть2. После этого смотрим видео-контрольную работу «Wales» section№9.
При соответствующей методической подготовке тема страноведения всегда бывает для детей интересна. Процесс аудирования при постоянном просмотре видео не вызывает у школьников панического страха.
6 класс, Great Britain |
||
Тексты для чтения |
Материал для аудирования |
Видеоматериал |
Friends 1 Great Britain cтр.28-29 «Three in one» |
Верещагина И.Н. «Учебник 4-го класса с углубленным изучением английского языка» стр.181 у.12, стр.190 у.13, стр.200 у.13 |
«London» ч.1, изд-воLongman |
Friends 1 Greenwich стр.34 |
||
«The sightseeings of London» стр.74 |
||
Старков А.П. Учебник для средних школ, 3 год обучения, стр.264-268 |
||
7 класс, Great Britain, the USA, Canada |
||
Тексты для чтения |
Материал для аудирования |
Видеоматериал |
Верещагина И.Н. Учебник для 4-го класса для школ с углубленным изучением английского языка, тексты об истории США стр.312-363 |
The USA and Great Britain вучебникеFriends 2 стр.26 |
«Introducing Great Britain» sections №4 и№5, часть2, изд-воLongman |
«Canada», журнал«Speak out» №71-72 стр.30 |
||
Friends 2, Canada, стр.50 |
||
8 класс, Wales,Scotland |
||
Тексты для чтения |
Материал для аудирования |
Видеоматериал |
Старков А.П. Учебник для средних школ, 5-й год обучения, стр.273, стр.103 у.9, стр.117 у.27, стр.111 у.18, стр.125-140 |
Friends3 «England», стр.38, стр86 |
«IntroducingGreatBritain», section№3 и №9 часть 1, изд-во Longman |
Журнал «Speakout» №75 «Wales», №№60-61 и93 «Scotland» |
Афанасьева О.В. Учебник с углубленным изучением английского языка для 6-го класса, стр.207 у.23, стр.187 у.25 |
«Introducing Great Britain» sections №1 и№2, часть1, изд-воLongman |
9 класс, Great Britain |
||
Тексты для чтения |
Материал для аудирования |
Видеоматериал |
Верещагина И.Н. Учебник для 5-го класса для школ с углубленным изучением английского языка, тексты о государственном устройстве Великобритании, стр. |
|
«London» ч.5, изд-воLongman |
Верещагина И.Н. Учебник для 6-го класса для школ с углубленным изучением английского языка, стр.128-130 |
||
«The House of Commons», «The House of Lords», издательство«A Brief Guide» London SW1AOPW |
||
Журнал«Speak out» №4 2004 г., №91 стр. 2 |