Играть или не играть
В течение многих лет моя методическая тема в школе была «Игра как способ обучения английскому языку». Начав свою педагогическую карьеру в частном детском саду я оказалась после окончания института в сложной ситуации, когда опыта у тебя маловато, и страшно его получать, потому что немного боишься этих самых детей, кого тебе придется учить. Учебников на тот момент было очень мало – раз, два и обчелся, были какие-то раскраски в местной библиотеке в черно-белом варианте, да книжечка со стихами. И все… Чутких старших товарищей, которые мне могли бы передать полезные рекомендации и опыт, тоже на горизонте не наблюдалось, поэтому, чтобы собрать маленьких деток, шумных и немного капризных в кучу и заинтересовать, мне пришлось самой изобретать игры, задания – чтобы привить интерес к английскому. Сейчас я вижу, что все мои тогдашние разработки сейчас находятся на общем доступе, да и вообще информации море, только выбирай, а тогда по драгоценным крупицам приходилось собирать все этапы, из которых собирался урок. Опыт оказался для меня очень полезным, ни на чем так не учишься, как на собственных ошибках, именно тогда я поняла, что игра – это двигатель прогресса учащихся. Именно в игре происходит неуловимое и совсем нетрудное запоминание слов, выражений, предложений, активизация пассивного лексического запаса и закрепление грамматической структуры предложений.
Потрясающее свойство игры в том, что она снимает языковой барьер, « выключает» серьезность момента, включает дух здорового соревнования, усиливает запоминание. Не секрет что если сказать учащимся, что они будут писать тест, проверочную или контрольную даже по материалу, который они хорошо знают, они напишут хуже, чем если им о контрольной не говорить, а сказать, что это обычный урок. По такому же принципу работает и урок с элементами игры. Когда обучающимся не говоришь, что эти слова нужно выучить, вызубрить, а просто играешь и произносишь эти слова с ними, то слова выучиваются на 90% лучше и быстрее.
Впоследствии, работая в средней и старшей школе, я поняла, что взрослые также не меньше детей нуждаются в игровой ситуации. Естественно виды игр различаются в зависимости от возраста. Например, с маленькими учащимися я использовала следующие игры:
· Угадай слово (когда учитель загадывает слово на английском, а учащиеся отгадывают, кстати, эта игра годится как для начального, так и среднего уровня изучения языка. Начиная с простой грамматической конструкции Isita…? можно добавлятьлюбую грамматическую конструкцию в зависимости от темы, например, изучая тему «shopping» и прошедшее простое время можно разнообразить урок, спрашивая Didyoubuyfruityesterday? И подставляя вместо фруктов любой вид еды. Даже в старших классах иногда мы баловались этим, один раз я загадала слово «ангел», разрешила задавать любые общие вопросы, при условии, что я отвечаю на них либо положительно, либо отрицательно, давала подсказки, что это слово имеет одинаковое количество букв в русском и английском, слова похожие, догадались только в конце урока.
· Угадай с завязанными глазами. Для этой игры понадобится либо платок – завязывать глаза или мешок – складывать предметы. Смысл в том, чтобы наощупь отгадать слово и назвать это по-английски.
· Отгадай, какой картинки (слова) не хватает. Учитель сначала показывает какое-то количество (как правило, не больше 10) картинок или слов на определенную тематику, просит детей закрыть глаза и убирает один или несколько предметов. Учащиеся должны отгадать чего не хватает, назвать это по-английски. Игра на внимание и запоминание без заучивания.
· Сопоставить картинку и слово. К каждой картинке нужно подобрать соответствующее ей слово. Еще одна вариация этой игры – для каждой картинки изначально подобрать неправильную пару, чтобы учащийся исправил ошибку.
· Что это? Успех у маленьких обучающихся имеет такая простая игра-угадайка, когда закрывается картинка с изображением предмета (животного), оставляется открытым небольшой кусочек, и нужно по этому маленькому кусочку отгадать всю картинку целиком.
· Прятки. Спрятать вещь (сравнительно небольшую) в любое место в комнате и попросить учащегося найти ее, помогая ему словами hot,cold,warm. Можно использовать как элемент разрядки на уроке.
· Светофор. Каждому цвету присваивается какое-нибудь движение, например красный – стоп, стоять, желтый – прыгать, зеленый – бегать. Учитель показывает детям карточки-цвета, или называет их, а учащиеся должны выполнять движения, о которых они договорились в начале урока. Рекомендуется как физкультминутка на уроке. Движения, закрепленные за цветами, зависят от вашей фантазии.
· Зеркало. Иначе говоря «делай как я». Учащийся (вода) выполняет движения, говоря их по-английски, остальные должны не только повторять физические движения, но и английские слова и выражения.
· Крокодильчики. Объяснить слова, выражения или предложения с помощью движений, без слов. Один учащийся показывает, другие, задавая ему вопросы на английском, пытаются отгадать.
· Чепуха. Для этой игры понадобятся три колоды карточек, на одной из которых будут написаны существительные, на другой прилагательные, на третьей глаголы. Учащиеся по очереди вытаскивают по одной карточке из каждой колоды и составляют предложение в нужном времени. Например, при изучении PresentContinuous они могут составить примерное предложение GREEN PENCIL IS SWIMMING . Очень хорошая и веселая игра для закрепления грамматического материала по теме «английские времена» и структуры предложения.
· Тир. При обучении алфавиту можно приготовить карточки с буквами, присвоить им определенное количество баллов, разложить их на парте или любой поверхности, можно прикрепить к доске, и, кидая в них мячик, попадая в буквы, называть их и слово, начинающееся на эту букву. Выигрывает тот, кто больше всех наберет баллов.
· Домино. Карточки со словами или картинками можно использовать для запоминания лексики, параллельно закрепляя грамматическую конструкцию Have you got…? I`ve got a…I haven`t got a…
· А что у тебя в холодильнике? Игра на закрепление лексики по теме «Еда» и грамматической конструкции Haveyougot…? или Isthere…? Выбрать из пройденной лексики по теме три или четыре слова, сказать, что они находятся у вас в холодильнике, но не говорить что, попросив учащихся угадать что именно, как правило, учащиеся вспоминают всю лексику, пока дойдут до нужной.
· Снежный ком. Старинная, но очень полезная игра на запоминание слов и выражений, когда один учащийся начинает говорить слова на выбранную тему, а другие должны с самого начала повторяя все добавлять свое. Проигрывает тот, кто забывает слово или начинает путаться.
· Песенки с движениями. Очень любят учащиеся попеть песенки, сочетая их с какими-нибудь действиями, например Ifyou`rehappyandyouknowit, где нужно и потопать и похлопать и сказать в конце ОК.
· Гимнастика. Опять же игра, в которой совмещен момент физкультминутки, внимания и закрепления лексики вкупе с повелительным наклонением. Особую радость учащимся доставляет та разновидность игры, где задействованы неправильные движения. Т.е. учитель заведомо говорит одно, а показывает другое, кто попадается на удочку учителя – пропускает три хода (или как договоритесь).
· Рисунок марсианина. Идеальная игра по теме «Части тела». Когда вся лексика изучена, можно с помощью этой игры провести контроль понимания и закрепления материала. Можно в эту игру играть так – учитель в начале урока рисует своего инопланетянина, а дальше начинает описывать его It`sgotfivelegs, threearms, oneeye… Ну и дальше в том же духе. А в конце в идеале картинки должны совпасть.
· Расчлененка. Некрасивое название для еще одной идеальной игры на закрепление лексического материала по той же теме. Рисуется человечек, а можно несколько, разрезается на несколько частей и собирается обратно при условии, что учащийся попросит о нужной ему части тела по-английски. Напр. Give me the hand, please?Цель игры собрать человечка.
· Испорченный телефон. Лучше всего играть двумя или тремя командами, прошептать на ушко водам слово, которое они уже выучили, подождать до конца цепочки и послушать, каким же это слово пропутешествует к последнему игроку, оставшимся в целости и сохранности или претерпевшим видимые изменения.
Приведенные здесь игры, конечно же, можно менять, приспосабливать под свои вкусы и желания, слабых и сильных учащихся, но одно могу сказать точно, что если вы сомневаетесь еще – использовать ли вам игровой момент на уроке или нет, боитесь потратить такое драгоценное время, то хотя бы попробуйте, наградой будут вам положительные эмоции, связанные с вашим предметом и повышение мотивации к английскому как таковому.