Развитие личности учащихся
в процессе обучения английскому языку
Фридман И.М.,
учитель английского языка ГБОУ СОШ 217
им. Н.А. Алексеева Санкт-Петербурга
Развитие личности учащихся в процессе обучения английскому языку
Процесс взросления для школьника означает, прежде всего, личностное развитие, которое подразумевает развитие мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, накопления опыта. Перед учителем ставится цель - помочь ученикам достичь своего самоосуществления.
Надеюсь, что почти все учителя согласятся с тем, что современные дети очень отличаются от тех учеников, которых мы учили раньше. Работая в обычной средней школе, я заметила, как качественно изменились ученики, которые обучаются в нашей школе. С одной стороны они все очень продвинуты в знании и владении компьютером, а с другой стороны у них почти отсутствует мотивация к обучению. В нашей школе также много детей из ближнего зарубежья, которым особенно трудно адаптироваться в коллективе, особенно если они приехали недавно. Такие дети испытывают большие трудности в обучении, и родители совсем не могут им помочь.
Кроме того отмечается увеличивающееся количество коррекционных детей. Если раньше детей, неуспевающих в учебе и имеющих «особенности» в поведении, переводили в классы коррекции после 1 класса, то несколько лет назад в школе появились 1 коррекционные классы. Еще существуют «речевые» классы, в которых обучаются дети, имеющие определенные проблемы. С каждым годом таких детей, к сожалению, становиться все больше.
Кроме того, растет детская агрессивность по отношению друг другу, учителям и даже по отношению к родителям. Очень многим детям не хватает родительской любви и они, особенно самые маленькие, очень тянутся к тем учителям, которые их любят. Дети ластятся к ним, обнимают, и видно как они хотят, чтобы их тоже обнимали и гладили по голове.
Большинство учащихся, особенно старших школьников, которые откровенно говорят, что не просто не любят школу, а даже ненавидят. Это мои ученики и мой личный опыт, но общаясь с учителями других школ, я вижу, что большинство проблем у нас общие и сразу встает вопрос как эти проблемы решать. Об этом моя статья.
Я преподаю английский язык, и сейчас ко мне приходят дети со 2 по 11 класс. Приходят все вышеописанные мною ученики, несомненно, есть ученики и способные, и желающие учиться, но основной контингент- это дети с проблемами. Как известно иностранные языки по IQ равны математике, поэтому обучение детей не очень способных, ставит перед учителем задачу, как еще больше заинтересовать предметом и облегчить процесс обучения. Как же это сделать я думала об этом сразу, как только пришла работать в школу. Тогда у меня не было опыта, и я вспомнила о своих школьных годах, когда я, учась в старших классах, была пионервожатой у младших школьников. Я с ними много играла и дети, играя, менялись в лучшую сторону. Тогда я это только замечала, но не осознавала, но придя в школу в качестве учителя, я вспомнила мой детский опыт и решила попробовать применять игровую деятельность на уроках и не ошиблась. Но обладая сильной эмпатией, я, играя на уроках, сама, очень чувствуя состояния учеников, сама вела себя как ребенок. И
я понимала, что так быть не должно и, начав сомневаться в правильности выбора игрового метода обучения, стала читать специальную литературу по этой теме.
Польский педагог, терапевт писатель Януш Корчак считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В.А.Сухомлинский предлагает такую метафору: «игра - это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Из книги «Игра в образовательном процессе» автора Ермолаевой М.Г. узнала, что ребенок, действительно, прежде всего, ищет себя в играх. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра тесть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Применение игровых технологий на уроках необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который обеспечивает:
-Успешность адаптации ребенка в новой ситуации;
-Развитие школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
-Сохранение и укрепление его нравственного здоровья.
Я обучаю детей уже 18 лет, и уже в начале своей карьеры интуитивно поняв пользу игрового метода обучения, работая над собой и научившись владеть своей эмпатией, я удостоверилась в правильности своего первоначального выбора. Я, применяя игровой метод на практике, наблюдаю, как в ходе игры дети учатся оказывать помощь друг другу, считаться с интересами, мнениями других, сдерживать свои желания.
У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс и интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение. Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей.
Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ученики учатся высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Вот уже 7 лет я работаю в коррекционных классах, а в этом учебном году стала классным руководителем 5-в (коррекционного) класса. В нашей школе эти дети 7 вида обучения. Из книги А.А. Романова “Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей” я узнала, какие бывают расстройства поведения детей:
-Опозиционно-вызывающее чаще проявляется в негативизме и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности;
-Гиперактивное включает в себя двигательную расторможенность, импульсивность, дефицит внимания;
-При тормозном типе наблюдается заторможенность, нерешительность, тревожность, страхи;
-При аутистическом типе выражается эмоциональная отгороженность и псевдо-глухота;
-Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется в обидчивости, конфликтности, дурашливости.
Работать и обучать таких детей очень трудно для меня, приходится читать много специальной литературы, расходовать много душевных, а иногда, и физических сил. Из вышеприведенной книги Александра Романова я узнала основные стратегии коррекции поведения:
-стратегия на стимуляцию гуманных чувств;
-стратегия на осознание;
-стратегия ориентации на состояние;
-стратегия на отреагирование состояния;
-стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния;
-стратегия на переключение ребенка на иное состояние;
-стратегия на положительное подкрепление;
-стратегия на стимуляцию положительных эмоций;
-стратегия на предупреждение;
-стратегия на отрицательное поведение;
-стратегия на стимуляцию чувства удивления;
-стратегия на стимуляцию чувства прекрасного;
-стратегия на стимуляцию чувства юмора;
-стратегия на стимуляцию соревнования, соперничества;
-стратегия на телесный контакт.
Для проведения уроков, которые не только приносили бы детям знания и умения, но и помогали бы им становиться личностями, и справится со всеми проблемами, о которых говорилось выше, подходят социальные игры, игры души - сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные, имитационные, организационно-коммуникативные; комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность. В этом году я продолжаю обучать 9в, коррекционный класс, где приобрела неоценимый опыт общения и обучения трудных детей. В этом классе есть дети со всеми вышеприведенными проблемами. Мне приходится с каждым подростком находить контакт на каждом уроке: нужно быть предельно внимательной, чтобы упредить конфликты, успокоить гиперактивных и расшевелить неактивных детей. Я давно заметила, а теперь и узнала, что привести в чувство особо подвижного ребенка нужно просто подойдя к нему, положить руку на плечо или погладить по голове. Первое походит только подросткам, а младшим школьникам подходят и то и другое. Мне больше всего нравится применять такие стратегии коррекции поведения детей,
как:
-стратегия на стимуляцию чувства юмора;
-стратегия на стимуляцию гуманных чувств;
-стратегия на стимуляцию положительных эмоций;
-стратегия на телесный контакт.
Юмор я поставила на первое место, так как опыт моей жизни показывает, как можно погасить конфликт с помощью доброй шутки, необидного розыгрыша или незлых пародий на конфликтующие стороны. Но для
этого, несомненно, чувством юмора должен обладать учитель.
Все остальные стратегии применить на уроке можно только в виде игры, драматизации диалогов или коротких текстов. Поскольку в коррекционных классах программу составляю я, поэтому включаю в нее как можно больше материала, который можно обыграть на уроке.
В школе, в которой я работаю, для изучения английского языка выбран УМК EnjoyEnglish(Английский с удовольствием) авторов М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубаневой, О.А. Денисенко. Это линейка учебников со 2 по11 классы.
Учебник для 2 класса выстроен в сюжетную линию « английский театр». На каждом уроке ученики принимают участие в «спектакле», поэтому на данном этапе обучение проходит интересно, весело и легко.
Сюжет учебника для 3 класса «лесная школа». Актеры из предыдущего учебника становятся учениками «лесной школы». Уроки этикета, хороших манер, здорового образа жизни, праздники. Все это разыгрывается в диалогах, ролевых играх, мини-сценках.
Учебники для 4-11 классов построены по темам. Но во всех них много диалогов, тем для работы в парах и группах. Например, в учебнике для 7 класса есть очень актуальная для учеников тема « Школа, взаимоотношение учеников и учителей, школьные наказания и поощрения», в 9 классе учащиеся остро обсуждают тему «Семья, взаимоотношения между подростками и родителями, непонимание, одиночество, реальные и мнимые ценности». В 10 классе есть тема о войне и мире, о толерантности, о глобализации мира.
Таким образом, нет проблем, что учить, вопрос в том как это делать. Тут, как мне кажется, все зависит от желания, способности и профессионализма учителя построить и проиграть урок так, чтобы получился результат получения конкретных знаний, и развитие личности.
Самым трудным, скучным является изучение грамматики, с этим сталкиваются все учителя. Как сделать этот процесс увлекательным, легким. Мне повезло, я нашла замечательные учебники: Грамматика в стихах ,PoemsforkidsС.В. Фурсенко и Super songsandactivitiesЧ 1.2, GillMackie. Разучивая грамматические песни и стихи, проигрывая песенные ситуации, усвоение материала становится легким и увлекательным.
Работая и обучая детей игровыми методами и используя учебники, которые, как я считаю, очень мне в этом помогают, тем не менее, считала, что чего-то не хватает. На помощь мне опять пришел мой детский опыт участия в школьном театре, я помнила, как мы играли спектакли и, как, чувствуя себя участником коллектива, понимала, что никого подвести нельзя, и как, войдя в роль, вжившись в образ, очень менялась в лучшую сторону, даже если это была и отрицательная роль.
Мне повезло, и я попала на театральные курсы при Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, организованные Т.Н.Поляковой. Обучаясь на этих курсах, я четко поняла, что мне нужно делать.
В этом учебном году сбылась моя мечта организовать кружок «Школьный театр на английском языке» в системе дополнительного образования. Главными целями этого проекта были: дополнительное обучение английскому языку и развитие гуманитарной культуры учащихся.
Несмотря на то, что прошло всего 4 месяца со дня его основания, наблюдений и впечатлений много. Я пригласила учеников 3-5 классов, но откликнулись ученики только 4 классов. Я приняла всех желающих, несмотря на их способности.
Окончив курс «Театральный проект: опыт планирования и реализации», я приобрела практический опыт непосредственного участия в театральном проекте, который подсказывал: для того чтобы ученик сумел раскрыться, он должен быть заинтересован процессом и
требуется предоставить ему разумную свободу для поиска возможностей самовыражения; необходимо время на пробы и ошибки, а также доверие и поддержка окружающих, которые участвуют в подготовке спектакля.
Дети сами предложили сказку для постановки: «Золушка» на английском языке. Я согласилась, так как в этом произведении много разнохарактерных персонажей. Для меня было удивительно, что роли мы распределили довольно спокойно, и даже на роль Золушки дети сами решили, что это должна быть девочка, у которой самая маленькая ножка.
Но для меня самым удивительным было наблюдать за детьми, когда мы начали первое занятие с упражнений, традиционных для театрального проекта и предельно простых (знакомство, раскрепощение и другие). В игре, в неформальной обстановке, дети проявляли себя совсем иначе, чем в ситуациях на уроках: они были открыты, полностью раскрепощены, не было ни «успешных», ни «неуспешных» учеников, даже самые стеснительные девочки, поборов себя, брались за руки с мальчиками, а самые активные и шумные мальчики старались сдерживать свои эмоции. Я стараюсь организовывать работу над спектаклем так, чтобы не навязывать детям своего мнения. Ребята сами придумывают, как сыграть свою роль, продумывают свои наряды и декорации, и я отмечаю, что дети выдают такие интересные идеи, и я даже учусь у них мыслить креативно.
Театральный проект только начался, как мне кажется успешно, несмотря на неизбежно возникающие трудности, мы решаем их вместе и по мере поступления. Работа идет, и я удивляюсь явными изменениями в поведении детей в лучшую сторону. Конечно, не со всеми так происходит, но с большинством.
Анализируя всю свою многолетнюю деятельность в качестве учителя английского языка, использующего на уроках игровые технологии, и руководителя театрального кружка в системе дополнительного образования менее полугода, я пришла к выводу, что развитие личности идет намного быстрее и проще, если дети занимаются театральной деятельностью.
Я думаю, что если бы в каждой школе создавались театральные кружки и студии, и в них было бы вовлечено большинство учащихся, то многие учащиеся полюбили бы школу, учение, своих учителей, которые вместе с детьми занимались бы общим делом, и мир, в котором живут. Тогда меньше было бы трудных детей и подростков и многие, возможно, никогда бы не попробовали алкоголь и наркотики.
Литература.
1.Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Издательство Урал.2004.
2.Выгодский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. Москва, Академия, 2006;
3.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. С.-Петербург. КАРО. 2008.
4. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. Москва. 1979.
5.ПоляковаТ.Н. Формы и методы театрально-игровой деятельности. Практика применения в непрерывном образовании, Учебно-методическое пособие, С.-Петербург. 2009.
6. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. Москва, Плэйт,20
7. Сухомлинская А.И., Сухомлинская О.В. Сухомлинский В.А. К: Рад. Школа. 1987.