Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие личности учащихся
в процессе обучения английскому языку

Фридман И.М.,
учитель английского языка ГБОУ СОШ 217
им. Н.А. Алексеева Санкт-Петербурга

Развитие   личности   учащихся в процессе обучения английскому языку

Процесс взросления для школьника  означает, прежде всего,  личностное развитие, которое подразумевает развитие  мировоззрения, самосознания, отношений  к действительности, характера, способностей, накопления опыта. Перед учителем ставится цель - помочь ученикам достичь своего самоосуществления.

Надеюсь, что почти все учителя согласятся с тем, что современные дети очень отличаются от тех учеников, которых мы учили раньше. Работая в обычной средней школе, я заметила, как качественно изменились ученики, которые обучаются в нашей школе. С одной стороны они все очень продвинуты в знании и владении  компьютером, а с другой стороны  у них почти отсутствует мотивация к обучению. В нашей школе также много детей из ближнего зарубежья, которым особенно трудно адаптироваться в коллективе, особенно если они приехали недавно. Такие дети испытывают большие трудности в обучении, и родители совсем не могут им помочь.

Кроме того отмечается увеличивающееся количество коррекционных детей. Если раньше детей, неуспевающих в учебе и имеющих «особенности» в поведении, переводили в классы коррекции после 1 класса, то несколько лет назад в школе появились 1 коррекционные классы. Еще существуют «речевые» классы, в которых обучаются дети, имеющие определенные проблемы. С каждым годом  таких детей, к сожалению, становиться все больше.

Кроме того, растет детская агрессивность по отношению друг другу, учителям и даже по отношению к родителям. Очень многим  детям не хватает родительской любви и они,  особенно самые маленькие, очень тянутся к тем учителям, которые их любят. Дети ластятся к ним, обнимают, и видно как они хотят, чтобы их тоже обнимали и гладили по голове.

Большинство учащихся, особенно старших школьников, которые откровенно говорят, что не просто не любят школу, а даже ненавидят. Это мои ученики и мой личный опыт, но общаясь с учителями других школ,  я вижу, что большинство проблем у нас общие и сразу встает вопрос как эти проблемы решать. Об этом моя статья.

Я преподаю английский язык, и сейчас ко мне приходят дети со 2 по 11 класс. Приходят все вышеописанные мною ученики, несомненно, есть ученики и способные, и желающие учиться, но основной контингент- это дети с проблемами. Как известно иностранные языки по IQ  равны математике, поэтому обучение детей не очень способных, ставит перед учителем задачу, как еще больше заинтересовать предметом и облегчить процесс обучения. Как же это сделать я думала об этом сразу, как только пришла работать в школу.  Тогда у меня не было опыта, и я вспомнила о своих школьных годах, когда я, учась в старших классах,  была пионервожатой у младших школьников. Я с ними много играла и дети, играя, менялись в лучшую сторону. Тогда я это только замечала, но не осознавала, но придя в школу в качестве учителя, я вспомнила мой детский опыт и решила попробовать применять игровую деятельность на уроках и не ошиблась. Но обладая сильной эмпатией, я, играя на уроках, сама, очень чувствуя состояния учеников, сама вела себя как ребенок. И

я понимала, что так быть не должно  и, начав сомневаться в правильности выбора игрового метода обучения, стала читать специальную литературу по этой теме.

Польский педагог, терапевт писатель Януш Корчак считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В.А.Сухомлинский предлагает такую метафору: «игра - это огромное светлое пятно, через  которое  в  духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра,  зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Из книги «Игра в образовательном процессе» автора Ермолаевой М.Г. узнала, что ребенок, действительно, прежде всего, ищет себя в играх. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра тесть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Применение игровых технологий на уроках необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который обеспечивает:

-Успешность адаптации ребенка в новой ситуации;

-Развитие школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

-Сохранение и укрепление его нравственного здоровья.

Я  обучаю детей уже 18 лет, и уже в начале своей карьеры интуитивно поняв  пользу игрового метода обучения, работая над собой и научившись владеть своей эмпатией, я удостоверилась в правильности своего первоначального  выбора. Я,  применяя игровой метод на практике, наблюдаю, как в ходе игры дети учатся оказывать помощь друг другу, считаться с интересами, мнениями других, сдерживать свои желания.

У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс и интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение. Применение  интерактивных  методов в игровой   форме на  уроках  вовлекают  в работу всех  детей.

Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся  раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ученики учатся высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

Вот уже 7 лет я работаю в коррекционных классах, а в этом учебном году стала классным руководителем 5-в (коррекционного) класса. В нашей школе эти дети 7 вида обучения. Из книги А.А. Романова “Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей” я узнала, какие бывают  расстройства  поведения  детей:

-Опозиционно-вызывающее чаще проявляется в негативизме и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности;

-Гиперактивное  включает в себя двигательную расторможенность, импульсивность, дефицит внимания;

-При тормозном типе наблюдается заторможенность, нерешительность, тревожность, страхи;

-При аутистическом типе выражается эмоциональная отгороженность и псевдо-глухота;

-Эмоционально неустойчивое  расстройство личности проявляется в обидчивости, конфликтности, дурашливости.

Работать и обучать таких детей очень трудно для меня, приходится читать много  специальной литературы, расходовать  много душевных, а иногда, и физических сил. Из вышеприведенной книги Александра Романова я узнала основные стратегии коррекции поведения:

-стратегия на стимуляцию гуманных чувств;

-стратегия на осознание;

-стратегия ориентации на состояние;

-стратегия на отреагирование состояния;

-стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния;

-стратегия на переключение ребенка на иное состояние;

-стратегия на положительное подкрепление;

-стратегия на стимуляцию  положительных эмоций;

-стратегия на предупреждение;

-стратегия на отрицательное поведение;

-стратегия на стимуляцию чувства удивления;

-стратегия на стимуляцию чувства прекрасного;

-стратегия на стимуляцию чувства юмора;

-стратегия на стимуляцию соревнования, соперничества;

-стратегия на телесный контакт.

Для проведения уроков, которые не только приносили  бы  детям знания и умения, но и помогали бы им  становиться личностями, и справится со всеми проблемами, о которых говорилось выше, подходят социальные игры, игры души - сюжетно-ролевые, деловые – организационно-деятельностные, имитационные, организационно-коммуникативные; комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность. В этом году я продолжаю обучать  9в, коррекционный класс, где приобрела неоценимый опыт общения и обучения трудных детей. В этом классе есть дети со всеми вышеприведенными проблемами. Мне приходится с каждым подростком находить контакт на каждом уроке: нужно быть предельно внимательной, чтобы упредить конфликты, успокоить  гиперактивных и расшевелить неактивных детей. Я давно заметила, а теперь и узнала, что привести в чувство  особо подвижного ребенка нужно просто подойдя к нему, положить руку на плечо или погладить по голове. Первое походит только подросткам, а младшим школьникам подходят и то и другое. Мне больше всего нравится применять такие стратегии коррекции поведения детей,

как:

-стратегия на стимуляцию чувства юмора;

-стратегия на стимуляцию гуманных чувств;

-стратегия  на стимуляцию положительных эмоций;

-стратегия на телесный контакт.

Юмор я поставила на первое место, так как опыт моей жизни показывает, как можно погасить конфликт с помощью доброй шутки, необидного розыгрыша  или  незлых  пародий  на  конфликтующие стороны. Но для

этого, несомненно, чувством юмора должен обладать учитель.

Все остальные стратегии  применить на уроке можно только в виде игры, драматизации диалогов или коротких текстов. Поскольку в коррекционных классах программу составляю я, поэтому включаю в нее как можно больше материала, который можно обыграть на уроке.

В школе, в которой я работаю, для изучения английского языка выбран УМК EnjoyEnglish(Английский с удовольствием) авторов М.З. Биболетовой,  Н.Н.Трубаневой,  О.А. Денисенко. Это линейка учебников со 2 по11 классы.

Учебник для 2 класса выстроен в сюжетную линию  « английский театр». На каждом уроке ученики принимают участие в «спектакле», поэтому на данном этапе обучение проходит интересно,  весело и легко.

Сюжет учебника для 3 класса «лесная школа». Актеры из предыдущего учебника становятся учениками «лесной школы». Уроки этикета, хороших манер, здорового образа жизни, праздники. Все это разыгрывается в диалогах, ролевых играх, мини-сценках.

Учебники для 4-11 классов построены по темам. Но во всех них много диалогов, тем для работы в парах и группах. Например, в учебнике для 7 класса есть очень актуальная для учеников тема « Школа, взаимоотношение учеников и учителей, школьные наказания и поощрения», в 9 классе учащиеся остро обсуждают тему «Семья, взаимоотношения между подростками и родителями, непонимание, одиночество, реальные и мнимые ценности». В 10 классе есть тема о войне и мире, о толерантности, о глобализации мира.

Таким образом, нет проблем, что учить, вопрос в том как это делать. Тут, как мне кажется, все зависит от желания, способности и профессионализма учителя построить и  проиграть урок так, чтобы получился результат получения конкретных знаний, и развитие личности.

Самым трудным, скучным является изучение грамматики, с этим сталкиваются все учителя. Как сделать этот процесс увлекательным, легким. Мне повезло, я нашла замечательные учебники: Грамматика в стихах ,PoemsforkidsС.В. Фурсенко и Super  songsandactivitiesЧ 1.2, GillMackie. Разучивая  грамматические песни и стихи, проигрывая песенные ситуации, усвоение материала становится легким и увлекательным.

Работая и обучая детей игровыми методами и используя учебники, которые, как я считаю, очень мне в этом помогают, тем не менее, считала, что чего-то не хватает. На помощь мне опять пришел мой детский опыт участия в школьном театре, я помнила, как мы играли спектакли  и, как, чувствуя себя участником коллектива, понимала, что никого подвести нельзя, и как, войдя в роль, вжившись в образ, очень менялась в лучшую сторону, даже если это была и отрицательная роль.

Мне повезло, и я попала на театральные курсы при Санкт-Петербургской академии  постдипломного педагогического образования, организованные Т.Н.Поляковой. Обучаясь на этих курсах, я четко поняла, что мне нужно делать.

В этом учебном году сбылась моя мечта организовать кружок «Школьный театр на английском языке» в системе дополнительного образования. Главными целями этого проекта были: дополнительное обучение  английскому языку  и  развитие гуманитарной культуры учащихся.

Несмотря на то, что прошло всего 4 месяца со дня его основания, наблюдений и впечатлений  много. Я пригласила учеников 3-5 классов, но откликнулись ученики только 4 классов. Я приняла всех желающих, несмотря на их способности.

Окончив курс «Театральный проект: опыт планирования и реализации»,  я приобрела практический опыт непосредственного участия в  театральном проекте, который подсказывал: для того чтобы ученик сумел раскрыться, он  должен быть заинтересован  процессом  и

требуется предоставить ему разумную свободу для поиска возможностей самовыражения; необходимо время на пробы и ошибки, а также доверие и поддержка окружающих, которые участвуют в подготовке спектакля.

Дети сами предложили сказку для постановки: «Золушка» на английском языке. Я согласилась, так как в этом произведении много разнохарактерных персонажей. Для меня было удивительно, что роли мы распределили довольно спокойно, и даже на роль Золушки дети сами решили, что это должна быть девочка, у которой самая маленькая ножка.

Но для меня  самым удивительным было наблюдать за детьми,  когда мы начали первое занятие с упражнений, традиционных для театрального проекта и предельно простых (знакомство, раскрепощение и другие). В игре, в неформальной обстановке, дети проявляли себя совсем иначе, чем в ситуациях на уроках: они были открыты, полностью раскрепощены,  не  было ни «успешных»,  ни «неуспешных» учеников, даже самые стеснительные девочки,  поборов себя, брались за руки с мальчиками,  а самые активные и шумные мальчики старались сдерживать свои эмоции. Я стараюсь организовывать работу над спектаклем так, чтобы не навязывать детям своего мнения. Ребята сами придумывают, как сыграть свою роль, продумывают свои наряды и декорации,  и я отмечаю, что дети выдают такие интересные идеи, и я даже учусь у них мыслить креативно.

Театральный проект только начался, как мне кажется успешно, несмотря на неизбежно возникающие трудности, мы решаем их вместе и по мере поступления. Работа идет, и я удивляюсь явными  изменениями в поведении детей  в лучшую сторону. Конечно, не со всеми так происходит, но с большинством.

Анализируя всю свою многолетнюю деятельность в качестве учителя английского языка, использующего на уроках игровые технологии, и руководителя театрального кружка в системе дополнительного образования менее полугода, я пришла к выводу, что  развитие  личности  идет намного быстрее и проще, если дети занимаются театральной деятельностью.

Я думаю, что если бы в каждой школе создавались театральные кружки и студии, и в них было бы вовлечено большинство учащихся, то многие учащиеся полюбили  бы  школу, учение, своих учителей, которые вместе с детьми занимались бы общим делом, и мир, в котором живут. Тогда меньше было бы трудных детей и подростков и многие, возможно, никогда бы не попробовали алкоголь и наркотики.

 

 

Литература.

1.Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Издательство  Урал.2004.

2.Выгодский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. Москва, Академия, 2006;

3.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. С.-Петербург. КАРО. 2008.

4. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. Москва. 1979.

5.ПоляковаТ.Н. Формы и методы театрально-игровой деятельности. Практика применения в непрерывном образовании, Учебно-методическое пособие, С.-Петербург. 2009.

6. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. Москва, Плэйт,20

7. Сухомлинская А.И., Сухомлинская О.В. Сухомлинский В.А. К: Рад. Школа. 1987.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»