Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль психологического климата
при обучении иностранному языку

Ершова Луиза Геннадьевна,
преподаватель английского языка
СПГАХЛ им. Б.В. Иогансона РАХ

Мотивация это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.

"Научить человека чему-то невозможно, пока он сам этому не захочет научиться". В.Э. Мейерхольд

"Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить коня напиться" — восточная пословица.

Есть два базовых типа мотивации – это «К» (мотивация тем, как будет хорошо, когда это будет сделано) и «ОТ» (мотивация тем, как будет плохо, если это не сделать).

Мотивация «К»:

В этом случае человека волнует то, что он выиграет, приобретет, достигнет. Он больше обращает внимание на то, что ему нужно, а не на то, от чего он хочет уйти. Это человек, который "идет на новую работу",  а не "уходит со старой". При этом человек хорошо может определить, чего он хочет достигнуть, но у него могут возникнуть трудности с определением того, что надо избежать.

Человек сфокусирован на своих целях и продвигается к тому, чего хочет.

Он лучше справляется с делами там, где необходима способность неотступно стремиться к определенной цели.

Мотивация «ОТ»:

В этом случае человек уходит от негатива, от того, что ему не нравится. Это не означает, что у него нет цели, просто в первую очередь он обращает внимание на то, что ему не нравится, чего он хочет избежать. Он "уходит со старой работы", а не "идет на новую".

Человек хорошо определяет, чего стоит избегать, и с трудом – к чему нужно стремиться.

В данной статье я хочу обсудить вопрос о повышении мотивации у учащихся к изучению иностранного языка, о развитии интереса школьников к предмету путем создания и использования таких условий, при которых они занимались бы охотнее и добивались бы лучших результатов во владении изучаемым языком.

Каковы же могут быть побудительные причины к изучению иностранного языка учащимися, и как они могут повлиять на повышении эффективности обучения этому предмету.

Проблема мотивации в профессиональной деятельности является серьезной проблемой в российском обществе в настоящее время, в том числе, проблема мотивации при обучении. Сложность ее в нашем случае усугубляется еще и тем, что овладение иностранным языком осуществляется в учебных условиях, а не в языковой среде.

Между учителями и учащимися нередко возникает обоюдное недопонимание роли каждой из сторон в двустороннем учебно-воспитательном процессе. Обучающий исходит из того, что обучаемый должен учиться (а раз должен, значит будет заниматься языком как бы его не учили), и тем самым, снимает с себя ответственность за успехи обучаемого в занятиях предметом. Ученик же рассуждает примерно так: "Меня обязаны научить, хочу я этого или нет".

Отсюда возникают сложные взаимоотношения между учителем и учащимися и, чаще всего, в старших классах. Это приводит к появлению "трудных" учеников, "трудных" классов, слабых учеников и слабых классов. Людям, связанным со школой, известно что почти в каждом классе есть ученики, которых лучше не спрашивать, так как они ничего не знают и не хотят ничего знать и уметь. У них потерян всякий интерес к предмету.

Только большие оптимисты надеются на то, что успех в обучении будет достигнут на основании обязательности изучения предмета. Успех при обучении иностранному языку может быть достигнут только тогда, когда ученик хочет заниматься.

Чтобы учащийся захотел изучать иностранный язык нужно создать определенные условия, когда учащемуся хочется слушать иностранную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравится выполнять упражнения и задания по ситуациям, теме и тексту, когда ученик чувствует внимание учителей и товарищей к себе, когда он вовлечен в иноязычную деятельность и получает удовольствие от того, что он делает.

Т.е. речь идет о создании благоприятного психологического климата на уроке.

Первым из необходимых условий его создания является обоюдная вера: вера учителя в то, что он научит, а учащихся в то, что они научатся. Неверие в то, что иностранному языку можно научить в школе, и в то, что ему можно научиться в школе, приводит к резкому снижению уровня мотивации как обучающих, так и обучающихся. Вера порождает энтузиазм, увлеченность, которые захватывают детей, делают их восприимчивыми к учению. И исходить такая вера должна от учителя.

Чаще всего неверие проявляется том, что учитель не использует на уроке преподаваемый язык в общении с учениками. Не верит в такую возможность. Исключение преподаваемого иностранного языка из общения с учениками делает его в глазах учеников предметом, не имеющим практического значения. Чем старше класс, тем чаще и больше учитель прибегает к родному языку. Отсутствие прогрессирующего развития в речевом общении учителя с учащимися отрицательно сказывается на мотивации учения.

Только понимание учениками практической значимости иностранного языка, понимание того, что на иностранном языке можно общаться и узнать что-либо новое и интересное служит побудительным мотивом к изучению его в школе. Если этого нет, интерес, с которым дети начинают изучать данный предмет падает и, следовательно, пропадает желание заниматься языком. Если нет желания, то нечего ожидать хороших результатов.

Вторым необходимым условием создания благоприятного психологического климата на уроке является установление правильных взаимоотношений между:

  • учителем и классом,
  • между учащимися в группе.

Для коммуникативного общения нужно создать доверительные отношения между общающимися и соблюсти условия, обеспечивающие само общение:

  • мотивированность речи,
  • обращенность речи к собеседнику,
  • ситуативная обусловленность,
  • эмоциональная окрашенность и т.д.

Благоприятные условия для речевого общения нужно создавать с самого начала урока. Для этого целесообразно проведение речевых разминок, так, например, учитель может начать в старших классах урок с обсуждения вопросов о текущих событиях (в классе, в школе).

Например, в 10-ом классе при изучении темы "Western democracies. Are they democratic or not" целесообразно начать урок с вопросов о текущих политических событиях. При изучении темы "Спорт" в 8-ом классе очень актуально поговорить о последних событиях в мире спорта, учитывая интересы учащихся (например, о футболе или фигурном катании), чтобы вовлечь в разговор как можно больше учеников.

Такая своеобразная речевая разминка является хорошим началом урока английского языка, создает мотивацию к участию в разговоре на интересующую тему. Соответственно, появляется мотивация к овладению иностранным языком.

Повторюсь: урок иностранного языка может успешно проводиться только при доверительных взаимоотношениях:

  • учителя и учеников;
  • учащихся друг с другом.

Например, ученик не должен бояться попросить повторить, объяснить, еще раз показать то, что он не понял. Если ученики нуждаются в тренировке, то учитель должен создать условия для эффективной тренировки. Нужно организовать работу в парах, маленьких группах, учитывая уровень знаний участников каждой группы и их психологическую совместимость. При этом нужно рассадить учащихся так, чтобы участники группы  видели друг друга и находились в тесном коммуникативном общении. Снятие излишней формализации поведения на уроке способствует протеканию свободного речевого общения.

Т.е. для создания благоприятных условий и повышения мотивации к изучению иностранного языка требуется создать возможно полную занятость каждого ученика в условиях релаксации.

Третьим необходимым условием является создание учителем климата доброжелательности каждого участника учебного процесса ко всем остальным участникам. Очень важно как и каким образом, тоном, способом фиксируются ошибки речи, и как и каким образом они исправляются. Исправление ошибок, либо благоприятно влияет на ученика, помогает его речевой деятельности, либо заставляет его замыкаться в раковину, порождает боязнь ошибок и "языковой барьер". Неправильный подход к одному из учеников может сразу же изменить психологический климат для всей группы, породить боязнь ошибок и резко снизить уровень мотивации.

Поэтому, разрабатывая урок, учитель обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его коммуникабельность (т.е. как он вступает в речевое общение, прежде всего на родном языке, в каких случаях он лучше всего идет на разговор – когда речь заходит о нем, о его близких или о посторонних людях, какие ситуации он склонен обсуждать).

Осуществляя дифференцированный подход к обучению, учитель должен режиссировать урок и распределять роли между учениками, учитывая уровень знаний и психологию каждого ученика.

Плохо сказывается на мотивации к обучению повторение, которое не носит обучающий характер. Например, учитель просит повторить правильный ответ предыдущего ученика. Неоправданное повторение резко снижает желание заниматься языком. Чем старше ученик, тем важнее для него, когда в нем видят личность. Механическое "попугайское" повторение, с точки зрения ученика старших классов, несовместимо с его самооценкой, как личности.

Применение современных обучающих средств также повышает мотивацию к изучению английского языка, например, если применяются компьютеры с интерфейсом и программным обеспечением на английском языке.

Очень важным условием для повышения мотивации в образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, является использование изучение и использование тем и лексики таких предметов. Например, в нашем лицее с большим интересом ребята изучают лексику, связанную с искусством. Мною разработан элективный курс "На выставке изобразительного искусства", изучение которого вызывает большой интерес у учащихся всех уровней. Ученики понимают, что такие знания необходимы им в дальнейшей профессиональной жизни.

В руках учителя находится достаточно инструментов для создания мотивации к обучению: профессионализм, любовь к детям, знание их психологии, коммуникабельность, современные средства обучения, совершенствование методов преподавания и уверенность в успехе деятельности – всё это должно быть использовано в той мере, которая требуется в каждом конкретном случае.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»