Принципы и алгоритмы современных образовательных технологий для иноязычного образования
Федюшкина Светлана Владимировна,
учитель английского языка,
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» г. Северодвинск
Социальные изменения предъявляют новые требования к системе российского образования. Суть этих изменений заключается в появлении новых информационных, коммуникационных технологий, новых подходов к организации и управлению. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. XXI век называют веком технологий. Это касается и сферы образования, где технологии должны обеспечивать качество педагогического процесса. Педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся [7].
Целью данной работы является рассмотрение принципов и алгоритмов современныхобразовательных технологий, а также применение данных технологий при обучении иностранному языку.
Спроектировать урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Необходимо найти оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, в соответствии с темой урока, имеющимся материалом. Урок, проведенный с применением технологии, позволяет достигнуть более качественного усвоения учебного материала.
В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии (Б.Т. Лихачёв, В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, М.В. Кларин и др.). Разные авторы, так или иначе, в своих суждениях основываются на нескольких ключевых смыслах, вытекающих из значения слова «технология».
Педагогическая технология– компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребёнка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму [6].
Технология обучения– совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса [1].
К важнейшим характеристикам технологий обучения относят следующие:
1. Результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся).
2. Экономичность (за единицу времени усваивается большой объём учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом).
3. Эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления).
4. Высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.
5. Универсальность (иметь широкое применение, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития).
6. Интегрированность (быть взаимосвязанными).
7. Креативность (носить творческий характер).
8. Гумманость (способствовать развитию личности) [8].
В центре внимания шесть педагогических технологий, которые отвечают этим характеристикам и актуальны для иноязычного образования:
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология развития глобального мышления;
- технология «Обучение в сотрудничестве»;
- технология «Языковой портфель ученика»;
- интерактивная технология.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей[12].
Технология проблемного обучения состоит из трёх этапов:
1. Постановка стратегической цели. На формулирование стратегической цели влияет три фактора:
Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели.
Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей класса, группы.
В-третьих, определение стратегической цели должно быть согласовано с содержанием деятельности, например, учебным или воспитательным материалом (тема, учебные ЗУНы), который можно обозначить термином «задачи».
2. Формулирование проблемы. Рассмотрим правила работы с проблемой:
- выявить проблемы, необходимые для достижения цели;
- определить приоритетность проблем;
- сформулировать проблему в виде проблемного вопроса;
- осуществить поиск вариантов решения, которых должно быть не меньше трёх;
- конструирование оптимального варианта.
3. Создание тезиса. Тезис – это образное осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризмов, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений [1].
Тезис является средством диагностики:
- корректной постановки проблемы и правильности её решения;
- глубины понимания информации в целом.
Использование данной технологии приводит к следующим результатам:
- углубление уровня понимания учебного материала;
- конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема»;
- повышение мотивации учащихся к учебной, познавательной деятельности [14].
Применительно в обучении иностранному языку данная технология имеет место при работе над всеми видами речевой деятельности и применяется в вопросно-ответном ходе размышления и дискуссии по какой-либо проблеме.
При обучении иностранному языку упражнения, направленные на решение речемыслительных задач, способствуют повышению мотивации и стимулируют речевую активность обучаемых в ходе обдумывания и обсуждения проблем. Использование речемыслительных задач разного уровня проблемности и сложности на всех ступенях обучения способствуют развитию механизмов мышления.
По мере развития экономики, социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
КМ означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
Технология развития КМсостоит из трёх основных стадий:
1. Стадия вызова (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации).
2. Стадия осмысления (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте со своими собственными идеями).
3. Стадия рефлексии (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами) [4].
На уроках иностранного языка данная технология позволяет создать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, порождать свои идеи, обосновывать их, задавать себе и другим вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей.
Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Основными параметрами глобального мышления, наполняющими содержание и определяющими цели образования, являются:
- восприятие современного мира целостно;
- открытость личности по отношению к новому;
- гибкость мышления;
- преодоление сложившихся стереотипов;
- критичность мышления;
- рефлексивное осмысление своего опыта в контексте культурного опыта человечества.
Пути формирования глобального мышления, применительно к иностранному языку:
- расширение понимания учащимися разнообразия национальных культур, знакомство с мировыми культурами и цивилизациями;
- воспитание уваженияк традициям и особенностям других народов, развитие эстетического вкуса;
-основательное изучение глобальных проблем, реализация которых осуществляется в рамках различных проектов [9].
Технология развития глобального мышления в иностранном языкереализуется в проведении интегрированных уроков, где межпредметная взаимосвязь полученных знаний, необходимых для создания в сознании современного человека целостной картины мира, что способствует наиболее благоприятной самореализации.
Работа над проектами является развитием концепции технологии «Обучение в сотрудничестве». Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика [13].
Обучение через сотрудничество – один из наиболее эффективных путей объединения учащихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учащихся.
Приёмы обучения в сотрудничестве реализуются в ходе выполнения учениками игровых заданий в предлагаемых им ситуациях общения. Для овладения языком важным условием является общение на изучаемом языке.
В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удаётся значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке. В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, и обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией – при использовании, например, метода проектов [10].
Исследователи О.В. Брыкова и Д.А. Иванов предлагают следующий алгоритм работы над проектом:
1.Разработка проектного задания (выбор темы проекта, определение целей и задач, формирование рабочих групп, распределение ответственности за достижение намеченных результатов).
2.Реализация проекта (формулирование основных проблем и нахождение способов их решения).
3.Оформление результатов.
4. Презентация.
5. Рефлексия [2].
Описанные ранее технологии дают представление о том, каким образом можно сформировать у учащихся необходимые интеллектуальные умения, умения самостоятельного критического и творческого мышления. При этом в процессе познавательной деятельности ребята учатся вести дискуссию, аргументировать собственные действия. Однако умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, необходимо так же учить детей, как мы учим их знаниям, умениям и навыкам, самостоятельному мышлению.
Технология «Портфель ученика»- это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности [5].
Портфель должен полностью отражать работу учащегося в области курса иностранного языка, определённого этапа обучения. Портфель демонстрирует умения школьника оперировать грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей, решения проблемных заданий, владение коммуникативными умениями, а также его возможности к дальнейшему продвижению в области межкультурного общения.
Принципы данной технологии.
1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами коммуникативной деятельности.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если учащийся принимает решение проанализировать свои успехи в области иностранного языка, он начинает систематически отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные с его точки зрения работы в своё «досье», организует их в предусмотренную структуру.
3. Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратно и эстетично выполненное оформление портфеля.
5. Целостность, тематическая завершённость представленных в портфеле материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.
При использовании технологии «Языковой портфель ученика», школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов [11].
В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Интерактивная технология – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [3].
Целевыми ориентациями интерактивной технологии считаются следующие:
1. Возбуждение внутреннего диалога ученика.
2. Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
3. Вывод ученика на позицию субъекта обучения.
4. Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.
Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является поддержка – направление и помощь процессу обмена информацией:
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту участников;
- поддержка активности участников;
- взаимообогащение опыта участников;
- поощрение творчества участников [12].
Применительно к иностранному языку интерактивный характер имеют такие виды упражнений, как «Мозговой штурм»; «Ролевая игра»; «Дебаты»; «Дискуссия»; «Интервью».
Современные образовательные технологии имеют как общие, так и отличительные особенности. Использование разных современных образовательных технологий на уроках иностранного языка представляет собой резерв для повышения педагогического мастерства учителя и развития творческих способностей ученика.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь. – 2.-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. – 1456 с.
2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006 – 32 с.
3. Гузеев В.В Гуманитарный прорыв в образовании возможен / В.В. Гузеев // Нар. образование. – 2006. - № 2. – С. 123.
4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
5. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И.Р. Калмыкова // Иностр. языки в школе. – 2007. - № 7. – С. 18-19
6. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.,1997. – 123 с.
7. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу / Под ред. В.В. Маскина. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
8. Морева Н.А. Современные технологии учебного занятия./ Н.А. Морева. М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002. – 152 с.
10. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2000. - № 1. – С. 6, 11.
11. Полат Е.С. Портфель ученика // Иностр. языки в школе. – 2002. - № 1 – С. 27.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
13. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
14. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.