Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ РОДИНЫ, ТЕМ ЧЕРСТВЕЕ ДУША»
ПО ПОВЕСТИ  В. РАСПУТИНА
«ПОСЛЕДНИЙ СРОК»

       

        В каждой культуре есть текcты, которые необходимо знать, и эта необходимость распространяется на всех представителей данной культуры. Представителю русской культуры наряду с русской классической литературой необходимо читать литературу советского периода, но читают её школьники, как выясняется, без энтузиазма; сложность заключается, как они говорят, в непонимании текстов, и как следствие – нежелание читать художественную литературу, осваивать её для себя лично. Поэтому преподаватель находится в постоянном поиске новых методов подхода к данной проблеме. Одной из возможностей решения этой проблемы является самостоятельная  работа учащихся, где каждый из них на определённом этапе станет  «исследователем» художественного текста.

       Самостоятельная работа, как способ приобретения теоретических знаний и практических навыков должна носить развёрнутый и глубокий характер. Здесь обучающиеся обязаны уметь анализировать факты, делать сравнения и выводы, оценивать работу товарищей, обосновывать выдвинутые тезисы. Отсюда следует, что самостоятельное выполнение заданий в 10 – 11 классах в виде анализа текста должно иметь место во время всего периода обучения,  в содержание, которого входят общий смысл произведения, его идейная направленность, сюжет.  Анализ художественного произведения занимает важное место в системе уроков  литературы. Такие уроки способствуют активации  познавательной самостоятельности учащихся, их цель – развитие углубленного изучения художественного текста. При анализе  раскрываются отдельные художественные детали: композиция, язык. Для достижения целостного восприятия  литературного произведения  необходимо обращать внимание учащихся на то, что каждый отдельный компонент, являясь частью художественного текста, помогает раскрыть идею автора. Важную роль в определении жанровой специфики произведения и раскрытии авторской идеи играют такие понятия как время и пространство.

        Для исследования на уроке предлагается повесть В.Распутина “Последний срок». Творчество В.Г.Распутина изучается в 11 классе в разделе «Русская проза в 50 – 90-е годы», тема: «Деревенская проза 60 – 80-х гг.». В.Распутин, писатель-«деревенщик», как принято его считать, поднимая самые мучительные вопросы современности, остается  верен традициям русской классической литературы, темы и идеи его произведений удивительно перекликаются с традиционными мотивами отечественной классики. И нельзя не согласиться с В.Крупиным, утверждавшим, что в произведениях Распутина можно найти «все признаки классики: она современна и вневременна. Она стоит на плечах гигантов русской прозы, оттого и видит дальше» (Крупин, 1983, №1).

          Цель данного урока – постижение мира писателя через осмысление времени и пространства, то есть хронотроп. Хронотроп – как определил   М.Бахтин – это «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» (Бахтин, М., 1975, с.235), где ведущим началом является время.

        В повести «Последний срок» говорится о последних днях старухи Анны и её детях, которые собрались у постели умирающей. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и в первую очередь самой матери.

         В произведении явно выражено ощущение ухода целой эпохи русской культурной жизни, и  время (в данном случае время СССР) способствует разрушению вековых традиций, утрате определенного уклада жизни. Как выражение авторской позиции Распутин высвечивает черты духовного и поведенческого облика персонажей, меру душевного оскудения своих героев он показывает через их отношение к  прошлому, к дому, к матери. И конфликт, который присутствует в повести, имеет как бы  две ипостаси первая – это конфликт как факт, знаменующий нарушение гармонического и совершенного миропорядка. Вторая – это конфликт как черта самого миропорядка, свидетельство  его несовершенства и дисгармонии. 

         Разделим повесть условно на «два мира»: городской, где живут Илья, Люся и Татьяна и деревенский, в котором автор оставил Варю и Михаила,  и с этой позиции будем рассматривать повесть. Причём город будем рассматривать не как географический объект, а как «силу» влияющую на сознание человека, способствующую разрушению  таких понятий как нравственность, чувство долга, ответственность перед людьми. Деревня – это некий «сосуд» - хранитель вековых традиций, укладов, то есть культурного богатства народа. А вольный мир деревенской природы, богатый свежестью легкого ветерка, запахами полей, красотою леса, переносит среднюю дочь старухи в далёкое детство, воспоминание о котором «вдруг вспыхнули» не надолго: «Люся всё забыла – и воскресники по весне, когда заготавливали дрова, и поля где работала (…) – забыла  совсем, до пустоты.(…) Давным-давно уже она не трогала воспоминания о деревне, и они окаменели, слежались в одном отринутом неподвижном комке, затолканном в дальний пыльный угол, как узел с отслужившим своё старьём». «Окаменелость», «слежалость» воспоминаний «затолканных» в дальний угол подтверждаются бездуховной казённой речью: «…мне совсем не хочется обсуждать этот вопрос» и лишают её способности думать и чувствовать.

           Временные и пространственные представления в повести многообразны и значимы. Здесь существуют образы космического времени: «И тогда же как следует, по-взрослому и наедине с собой он понял, что смертен, как смертно в жизни все, кроме земли и неба»; биографического: «Она росла слабой и пошла работать позже своих подружек – только в последние военные годы. А до того мать жалела её и оставляла дома с Танькой, с нынешней Танчорой из Киева»; исторического «Тепери ни ребёнка ко сну укачать, ни человека в могилу проводить – ничё не умею»; представлены  явления суточные (утро, засветившее в «свой черед», день, ночь). Образы пространства представляют собой своеобразные расширяющиеся круги. Замкнутый мир комнаты, и даже постели, где последнее время лежит старуха, являются частью целого – частью не только дома, деревни, но и частью неповторимой русской природы, на которую старуха смотрела уже невидящим взглядом, «смотрела в огород, в лес – на что натыкались глаза, - смотрела и ничего не видела, не находила». Важную роль играет хронотроп порога, здесь его можно определить как некую черту, через которую старуха «перелезла на четвереньках – иначе его было не взять», крыльца, ещё одного порога, на который старуха «так, на четырех подпорках, как собака, и вылезла» и смежной с ними улицы. И порог, и крыльцо, и улица символичны и метафоричны и являются главным местом действия. Символичен  пароход, на котором когда-то уехала, а теперь приехала Люся и который некстати «гуднул» где-то на реке. Символичны и слова Люси: «Сигнал кому-то подаёт». Река – образ дороги соединяющей город с деревней, тоже имеет символическое значение.

          Итак, проследим, как расселил дочерей Анны автор по возрасту, на каком расстоянии от родного дома и, наблюдая за каждым из них, можно определить степень душевной глухоты. Простодушная Варя, старшая из детей живет в районном центре и чуть ли не каждый месяц приезжает в родительский дом,  «разменяла шестой десяток» и, как мать, нарожала много детей. Люся средняя дочь живет в городе, лет пять не была дома, ей больше сорока, детей нет, а младшая Татьяна – «совсем далеко – в Киеве», о ней ничего не известно.

        Основу разбора будет составлять аналитическое чтение. Комментарии и задания можно давать учащимся после каждой главы. Урок необходимо начать с  повторения изученных понятий «время и пространство» в литературе. При подсказке учителя учащиеся смогут самостоятельно разобраться, в чём специфика литературы как рода искусства, какими языковыми средствами автор показывает «победу времени» над чувством долга. Здесь уместно будет предложить школьникам подумать над тем, почему автор повести поселил Варю не где-нибудь в соседней деревне, а в районном центре? Почему только Татьяна живет в определенном городе – столице союзной республики Киеве, а деревня, в которой живет старуха Анна и город, в котором живёт Люся без названия? И так как задачей преподавателя является формирование заданий таким образом, чтобы направить самостоятельное наблюдение над текстом в нужном направлении, такое задание настроит учащихся на нужный лад.  

       На изучение творчества В.Г.Распутина в 11 классе отводится 2 часа, один час уйдет на обзорную лекцию по творчеству писателя и частичному разбору повести. Второй урок – это полный разбор повести, на котором, работая самостоятельно над текстом, анализируя отдельные эпизоды, учащиеся смогут определить пространственно- временные отношения и их влияние на человека. Для этого                            перед уроком целесообразно предложить учащимся перечитать 1,6 9,10,11 главы повести и попытаться ответить на вопросы:

          Как вы понимаете смысл названия?  

          Как вы понимаете мысли старухи Анны: «Таньчора может приехать только сегодня, это последний срок, который ей отпущен…»                 

          Каковы особенности сюжета?       

          Какие эпизоды, диалоги, сцены раскрывают характеры детей старухи Анны? 

          Почему не приехала Татьяна?

          Каковы особенности сюжета? Присутствует ли в повести событийная канва?

      

        Далее можно кратко остановиться на специфике организации времени и пространства в повести. Работу на уроке лучше организовать по группам. Предполагается, что самостоятельная работа учащихся найдет отражение в небольшой схеме-конспекте, составляемой по ходу урока.

 

                                             Работа над текстом   

        

          1. Жизнь старухи уже подошла к роковой черте, и в запасе осталось менее двух суток. Анна этого не знает, но чувствует, что срок «подоспел», чувствуют ли это дочери?

           2. Обратите внимание на возраст героев, на то где они живут, и ответьте на вопросы: почему Распутин расселил детей старухи в разных местах, почему старуха, которая Татьяну любит больше, «отвыть» её просит Варвару. Только ли потому что чувствует, что не дождётся Татьяны?

          3.  В чём причина душевной глухоты героев? С помощью каких языковых средств автор показывает эту глухоту?

          4.  Кто приехал первым? Только ли потому что живет ближе? О чем говорит расстояние?

          5. Чем отличается речь старухи Анны и Варвары от речи Люси?

          6. Какова специфика организации пространства и времени. В чем проявляется так называемое «сопряжение времен»? Где, по-вашему, могут соприкасаться прошлое, настоящее, будущее время? Подтвердите примерами из текста.

          7. Как в повести развиваются биографические, календарные, суточные и  времена?

          8. Что можно сказать о пространстве? Где оно «замкнутое», где «открытое»?  

          9. Почему, на ваш взгляд, повесть заканчивается сухим «Ночью старуха умерла»?    

                       Отрывки из произведения для дополнительной работы

 

 Задание 1. Можно ли по данному эпизоду охарактеризовать Люсю, какой она представляется нам?

 

  « – У вас швейная машинка есть?

   – Есть, только я не знаю, шьёт ли она. Давно уж не открывала.                              

   –  Сегодня стала смотреть, а у меня, как назло, ни одного черного платья, - объяснила Люся. – Побежала в магазин, материал купила, а шить, конечно, некогда было, только скроила. Придётся здесь. (Глава 1)

    – Вы-то когда приехали?

    – Мы с Ильёй вчера вечером.

 Старуха сказала не сразу, подождала:

    – Гостинцы мне никакие не привезли?

    – Мы ведь торопились, мама, некогда было, - неловко замешкавшись, ответила Люся. – Кое-как успели. На пристань бегом пришлось бежать.

  …

Люся вспомнила:

    – Я тебе, мама, виноград отправляла – ты ела его?

    – Эти ягодки-то зеленые?

    – Да. Виноград называется.» (Глава 2)

 

   Задание 2. Что «ценное и необходимое для неё» потеряла Люся в своём детстве?

 

         «Люся всё забыла – и воскресники по весне, когда заготавливали дрова, и поля, где работала, и завалившегося Игреньку, и случай у черемухового куста, и многое-многое другое, что бывало ещё раньше,  – забыла совсем, до пустоты. Она забыла, что когда-то боронила, пахала…Да, боронила, пахала – подумать только! Странно, что и это, не разобрав, она выкинула из памяти, уж этим-то можно бы и гордиться – едва ли кто-нибудь из её приятельниц ходил за плугом. Давным-давно уже она не трогала воспоминания о детстве, и они окаменели, слежались в одном отринутом неподвижном комке, затолканном в дальний пыльный угол, как узел с отслужившим свое старьём». (Глава 6)

 

  Задание 3. Что можно сказать о старухе Анне по этому эпизоду? 

   

 «В какой-то момент старухе почудилось, что она находится в старом, изношенном домишке с маленькими, закрытыми изнутри окнами, а звездное завораживающее сияние проходит сквозь стены, сквозь крышу. Каждое из окошек – это воспоминание о ком-нибудь из ребят: здесь о Люсе, здесь о Варваре, а это об Илье, о Михаиле, о Таньчоре. Сверху ещё один ряд совсем маленьких заколоченных окошек, которые трогать ни к чему, - это воспоминания о тех, кого уже нет в живых. Как лунатик, старуха бродит от окошка к окошку, не оставляя после себя тени, и не знает, какое из них ей открыть, куда посмотреть, кого выбрать».

 

Задание 4. Определите стилистическую функцию наречия вдруг в следующих предложениях: 

       

       «Как она и надеялась, ей повезло, её почти сразу подхватила сладкая, мягкая волна, покачивая и вынося её в блаженную тишь, до которой оставалось уже совсем немного, всего несколько мгновений, - как вдруг бесстыдно, громко, заполошно где-то в деревне завопил петух».

          «Ты, Люся, помирись с Михаилом, -вдруг  попросила старуха. – Помирись. Не надо вам меж собой ругаться. Это я виновата: накинулась на его. А он не стерпел, его обида взяла. Он тепери сам переживает».

          «Где-то неподалеку заговорила с кем-то Варвара, и старухе вдруг пало на ум ещё одно, что она совсем забыла».

          «В самый последний момент Варвара вдруг заявила:

   - Я, однако, тоже поеду. Раз все, то и я. Всем-то веселей».   

 

Задание 5. О чём говорит этот эпизод?

     

       – Моить , и не понимаем. Мы с тобой, однако, уж две последние старинные старухи на свете остались. Боле нету. После нас и старухи другие пойдут – грамотные, толковые, с понятием, чё  к чему в мире деется. А мы с тобой заблудилися. Теперичи другой век идет, не наш.

 

Задание 6.  Как данный эпизод характеризует детей старухи Анны?

   

 «Люся выдержала небольшую паузу и тем же ласковым голосом сказала:- А нам сегодня надо ехать. Так получается, мама.

- Да вы че это?! – вскрикнула Варвара.

Старуха, не веря, оторопело покачала головой.

- Надо, мама,- мягко, но настойчиво  повторила Люся и улыбнулась.- Сегодня пароход. А в следующий будет только через три дня. Так долго ждать мы не можем.

- Не, не,- простонала старуха.

- Нельзя седни от матушки уезжать, нельзя,- волновалась Варвара.- Вы прямо как неродные. Сами подумайте. Нельзя.

- Одним днем раньше, одним позже,- пытался понять Михаил.- Какая разница.

Люся вспылила:

- Я не собираюсь обсуждать с тобой этот вопрос.

В самый последний момент Варвара вдруг заявила:

- Я, однако, тоже поеду. Раз все, то и я. Вместе-то веселей.»

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»