Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Формирование мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, используя методы и приемы ТРИЗ

 

Составители: Морозова Ирина Анатольевна, Мумолина Людмила Александровна.

Воспитатели  ГБДОУ №27  Красногвардейского  района

г. Санкт-Петербурга.

2013.

 

 

Аннотация

 

Обучая детей элементам ТРИЗ, педагоги-тризовцы преследуют ряд целей, которые в системе способны обеспечить развитие творческой личности. Психологи утверждают, что способность детей дошкольного возраста воспринимать информацию уникальна. У детей непреодолимая жажда знаний, поэтому очень важно вовремя найти более эффективные методы и приемы работы в данном направлении. Это инструментальный ТРИЗ. Дети получают «инструмент» для формирования своей личности, они легче адаптируются и находят свое место в обществе. Используя методы и приемы ТРИЗ, мы поняли какую колоссальную возможность они  дают для развивающего обучения и реализации детьми своих творческих способностей.

 

Объяснительная записка.

 

«Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленных на решение противоречий, для которых необходимы объективные (социальные и материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которых обладает оригинальностью, а также прогрессивностью». В. А. Андреев. Эти слова мы взяли за основу своей работы с детьми. Только педагог подготовит ребенка к трудной самостоятельной жизни, заложит фундамент для формирования творческой личности. Чем раньше мы обучим детей владению «инструментами» для развития творческих способностей, тем результативней будет итог. ТРИЗ дает новые  возможности в этой области. Пройдя курс обучения  по теме «Развитие творческого воображения (РТВ) и Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для преподавания в дошкольных учреждениях, начальной и средней школах» преподаватель-методист ТРИЗ Д.А. Кислов, а так же у преподавателей Системы профессиональных разработчиков, консультантов ТРИЗ «ТРИЗ-ШАНС»  И.Н. Мурашковской , Т.А.Сидарчук,  А.Н.Нестеренко, мы определили 3 направления, по которым следует вести работу с детьми.

1.Системный подход к познавательной деятельности детей.

Задача. Научить детей при решении задач видеть объект в системе, фокусировать внимание по необходимости на объект в целом, на его отдельные части и на его окружение. Что позволит видеть свойства объекта и его окружение, видеть зависимость этих свойств друг от друга.

2.Формирование у детей дошкольного возраста диалектического способа мышления.

Задача. Подвести детей к пониманию первичности материи и вторичности субъективности мышления. Ознакомить с некоторыми законами диалектики, такими её категориями как противоречия, количество и качество, возможности и действительность. Следует раскрыть перед детьми тайну двойственности противоречия в объекте.

3.Развитие творческого воображения у детей.

    Задача. Научить  детей видеть целое раньше, чем его части, мысленно выделять функцию объекта и переносить её на другой объект. Учить объединять в единый смысловой узел разные объекты и явления.

Мы разработали технологическую цепочку работы с  детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей.

 

Технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ.

     1.Определение – Система

·        Классификация систем: рукотворный,  природный мир.

·        Отработка понятия «система» на игровом материале.

·        Свойства систем, присущие только им. (Системы  имеют свойства, системы сравнивают, делят на части, перестраивают).

·        Система и её действия.

·        Нестандартное применение систем.

2.Определение –Подсистема

·        Деление системы на подсистемы.

·        Отработка понятия «подсистема» на игровом материале.

·        Подсистема её действия и свойства.

·        «Системное дерево».

3.Определение–Надсистема

·        Отработка понятия «надсистема».

·        Многократные системные переходы.

·        «Системное дерево».

4. Определение – Свойства

·        Как определяются свойства системы.

·        Знакомство с пятью анализаторами.

·        Учить находить общие и отличительные свойства систем.

·        Антисвойства.

·        Изменение свойств.

 

4.1 Зависимость свойств от внутренней структуры систем.

·        Предмет – вещество.

·        Знакомство с методом МЧ.

·        Моделирование систем.

4.2 Определение назначения системы по её описанию.

      Описание свойств системы по её назначению.

5. Определение – Функция

5.1 Алгоритм создания системы.

·     Потребность выполнения функции.

·     Поиск свойств, необходимых для выполнения этой функции.

·     Определив свойства, находить нужные системы.

5.2 Зависимость функции от изменения надсистемы и самой системы.

5.3  Ресурсы.

5.4 Функциональный анализ систем  с небольшой подсистемой.

6. Составление загадок по методу А.А. Нестеренко.

7. Противоречие

·     Видеть тайну двойственности  системы.

·     Игра «Хорошо – плохо».

·     Знакомство с законами: переход количества в качество,переход вещества в свою противоположность.

7.1 Алгоритм определения противоречия.

·     Когда возникает взаимодействие систем.

·     Оценка взаимодействий.

·     Что вызывает (+) и (–) во взаимодействии.

·     Что необходимо сделать, чтобы устранить  (-)взаимодействия.

7.2 Решение противоречий.

·     В пространстве.

·     Во времени.

·     В надсистеме.

·     В подсистеме.

·     В антисистеме.       

 

7.3 Учить замечать и выделять противоречия в сказках и в жизни.

7.4 Развитие систем – ИКР.

·     «Системный оператор»

·     «Волшебная дорожка»

8. Развитие творческого воображения.

·     Метод фокальных объектов.

·     Метод каталога.

·     Морфологический  анализ.

·     Эвроритм.

·     Бином фантазии.

·     Произвольный префикс.

8.1 Приемы фантазирования.

·     Оператор времени

·     Оператор размера.

·     Оператор динамики – статики.

·     Оператор универсал стандарт.

·     Инверсия (наоборот).

 

В работе с детьми мы использовали модель универсального описания объекта, как средство обучения мыслительной деятельности.

 

Модель универсального описания объекта.

 

 Евгения Владимировна Андреева

Методист по экспериментальной работе

ДОУ № 277 г. Самара

Многие воспитатели дошкольных учреждений, познакомившись с ТРИЗ, испытывают затруднения при построении системы работы:

·        установление последовательности использования «инструментария» ТРИЗ;

·        подбор объектов для осуществления мыслительной деятельности;

·        формы проверки результатов такой деятельности.

ТРИЗ построена на основе учета объективных законов  развития систем, поэтому осваивать операции теории лучше на рукотворных объектах.

В дошкольном детстве познаются объекты окружающего мира разных классификационных групп. Исходя из этого, была разработана данная модель.

        

Игра «Хорошо - плохо» по вариантам:

1.«Наоборот» - рассматривает противоречивые свойства объекта.

2. «Маятник» - личностная оценка ребенка к объекту.

3.«Переход количества в качество» - (один – хорошо, а много – плохо  или один – плохо, а много – хорошо).

4.«Перевертыши» - для каждого выявленного свойства называются противоположные оценочные суждения.

        

Логика системного мышления по объекту на основе функционально – генетического подхода:

1.Основная функция объекта, его вспомогательные функции;

2.Подсистема объекта (главные составляющие);

3.Надсистема (по месту и основной классификационной группе);

4.Прошлое объекта (данный объект рассматривается с точки зрения исторического развития функции);

5.Будущее:

·        Улучшение имеющегося объекта на основе игры «Хорошо - плохо»;

·        Объекта нет, а функция его выполняется;

·        Функция сворачивается.

 

Ресурсы объекта по основным признакам:

1.Форма (объемная, плоскостная …);

2.Цвет (цветной, бесцветный…);

3.Размер (большой – маленький по отношению к чему – либо);

4.Материал (естественный, искусственный);

5.Ресурсыместа (типового, нетипового);

6.Временная ось (история создания и использования объекта);

7.Принадлежность к классификационной группе по выявленному свойству.

 

        

Формулировка и решение противоречия:

1.Рассматриваются противоречия:

·        административное противоречие  (предъявляется претензия к объекту);

·        техническое противоречие (выделяются свойства объекта);

·        физическое противоречие (объект должен быть наделен двумя      противоположными значениями  какого -  либо свойства).

2.Способы решения противоречий:

·        во времени (некоторое  время объект  обладает одним значением свойства, а некоторое – противоположным);

·        дробление (сам объект имеет одно значение свойства, а часть его – другое);

·        в пространстве (в одном пространстве объект имеет одно значение свойства, а в другом – противоположное);

·        объединение (добавление к объекту другой составной части с другим значением свойств);

·        на микроуровне (изменение структуры объекта);

·        по сравнению (изменение значения свойства объекта в зависимости от точки зрения);

·        переход к антисистеме.

 Проверку усвоения детьми той или иной мыслительной операции можно осуществлять на основании данной модели.

Например: занимаясь с детьми по карте универсального описания объекта из класса «Транспорт»,  предложить детям переключится на объект из класса «Одежда». Если ребенок это делает, то можно считать: он усвоил основной мыслительный прием.

Опыт работы с такими картами – модулями у детей и воспитателей формирует  комплексный подход к использованию «инструментария» ТРИЗ. Позволяет

развить умение переносить способы мышления на другие объекты материального мира.

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Испокон века книга растит человека» мы представляем описание объекта КНИГА, используя  универсальную модель.

 

Игры.

1. «Пинг-понг»(по типу «Наоборот»).Книга бывает какая?

·        старинная - современная;

·        большая – маленькая;

·        толстая – тонкая;

·        развлекающая – обучающая;

·        полезная – вредная;

·        закрытая – открытая;

·        блестящая – блеклая;

·        детская – взрослая;

·        новая – старая;

·        тяжелая – легкая;

·        разноцветная – однотонная;

·        веселая – грустная;

·        фантастическая – реалистическая.

 

2. «Маятник» Положительные и отрицательные качества книги.

«+»

«-»

·        интересная,

·        яркая,

·        красочная,

·        увлекательная,

·        старинная,

·        дает возможность узнать много нового,

·        помогает изучить иностранный язык,

·        поучительная,

·        музыкальная,

·        иллюстрированная,

·        современная,

·        развивающая,

·        записная.

 

·        тяжелая,

·        грязная,

·        помятая,

·        порванная,

·        намокшая,

·        не иллюстрированная,

·        с пожелтевшими страницами,

·        когда много читаешь, устают глаза,

·        вырубают лес для изготовления бумаги,  на которой печатают книги,

·        на книжных полках скапливается пыль,

·        страшная.

 

3.«Перевертыши»

     В. Интересная книга. Это хорошо?

     Д. Увлекательно читать.

В. Увлекаться – это плохо, почему?

Д. Забываешь о делах.

В. Забываешь о делах  - это хорошо?

Д. Отдыхаешь, набираешь силу.

В. Отдыхаешь – это плохо, почему?

Д. Не выполняешь работу.

В. Не выполняешь работу – это хорошо?

Д. На помощь придут друзья.

В. Друзья придут  - это плохо, почему?

Д. Будет много шума.

В. Много шума -  это хорошо?

Д. Все веселые, смеются.

В. Веселиться и смеяться – это плохо, почему?

Д. Заболят уши, голова.

В. Заболят уши, голова – это хорошо, почему?

Д. Буду отдыхать дома,  читать книгу…

 

Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого

объекта.

4. «Один -  хорошо, много - плохо».

Один объект (книга).

«+»

«-»

·        много места на полке для других вещей,

·        экономится бумага,

·        сохраняется лес от вырубки,

·        воздух на планете чище,

·        освобождаются  помещения библиотек, книжных магазинов для других нужд,

·        нет работы  у библиотекарей и продавцов книг, люди занимаются другими делами,

·        люди собираются для совместного чтения книги,

·        люди общаются друг с другом, обсуждая прочитанное,

·        дети не носят тяжелые портфели с книгами.

·        быстро износится книга,

·        люди получат меньше информации,

·        людям негде будет записывать информацию,

·        книга очень дорогая, ценная,  так как одна планете,

·        чтобы сберечь книгу надо создавать охранное устройство,

·        мало работы для реставратора,

·        дети не научатся читать,

·        чтобы прочитать книгу надо

отстоять большую очередь,

·        трудно работать с текстом, если одна книга на большое количество людей.

 

 

 

 

Много объектов (книги).

«+»

«-»

·        каждый  человек может приобрести нужную книгу,

·        книги не дорогие доступны любому человеку,

·        много народа задействовано в изготовлении книг,

·        авторы получают возможность выпускать свои книги,

·        появились библиотека, книжные магазины, музеи книг,

·        много людей приобрели рабочие места,

·        люди много читают, развиваются речевые навыки,

·        через книги люди  знакомятся с нравственными нормами в обществе,

 

 

 

·        школьникам приходится носить тяжелые портфели с книгами,

·        на книжных полках скапливается много пыли,

·        для изготовления книг надо много бумаги – леса,

·        вырубка леса наносит вред экологии планеты,

·        помещения, где много книг пожароопасные,

·        старые книги у некоторых людей  вызывают  аллергию,

·        много работы для реставраторов,

·        много макулатуры, которую надо хранить,перерабатовать,

 

 

 

 

 

 Выявление системных связей.

1.Основная функция – хранить, нести информацию.

 Второстепенные функции – развивать, обучать, воспитывать, вызывать эмоции

 

2.Надсистема книги:

по месту: находится около человека;

по назначению: носитель, хранитель информации;

классификационная группа: рукотворный объект.

 

 

3.Подсистема книги.

 

 

 

 

4.Прошлое:

«Временная дорожка»

1 – Наскальные рисунки.     2 – Каменная книга.    3 – Книги-дощечки.

4 – Книги-свитки.     5 – Книги в переплете.    6 – Современные книги.

7 – Электронные книги.

5.Будущее.

5.1. Улучшение  имеющегося:

Много книг занимает много места в комнате.

Создали электронную книгу с картой памяти.

При чтении книги требуется освещение, что приводит к дополнительным  затратам  электроэнергии.

Экран электронной книги с подсветкой.

Для изготовления книг требуется много бумаги,  следовательно, древесины, что ведет к нарушению экологии.

Для изготовления электронной книги не используется природный материал.

Если печатная книга пользуется спросом, то срок эксплуатации небольшой (вспомни свойства бумажной книги).

Электронная книга более прочная (вспомни свойства электронной книги).

 

5.2.  Объекта нет, а функция выполняется.

Сосистемы книги: флешкарта, диск, компьютер, мобильный телефон, планшет, жесткий диск, кассета.

 

5.3.  Функция отпадает, объекта нет:

Человек рождается с блоком памяти, считывает информацию с любого объекта.

 

 

 

 Противоречия.

Человек должен прочитать книгу, чтобы получить информацию, и не может прочитать книгу, так как слепой.

Книг (учебников)  должно быть много в портфеле, чтобы учиться в школе, и не должно быть много в портфеле ,так как тяжело их нести ученику.

Шрифт в книге должен быть мелким, чтобы  вместить больше информации, и не должен быть мелким, так как читать трудно, устают  глаза.

Книга должна быть большой, чтобы рассматривать ее детям было интересно, и не должна быть большой, так как занимает много места.

Маленький ребенок должен играть с книгой, чтобы у него вырос к ней интерес, не должен играть, так как книга рвется,  мнется, намокает.

 

 Презентация.

«История возникновения книги».

 

 

Игры с элементами ТРИЗ, используемые при работе по теме

 «Испокон века книга растит человека».

1.«На что похожа система»:  находить общие свойства между системами.

Например: книга похожа на окно, шкатулку, веер …

2.«Теремок»:учить сравнивать системы между собой, находить сходства и различия  по подсистеме,

                  по функции,

                 по свойствам,

                 по надсистеме.

3.«Сходства и различия между системами».

Например: сходство между книгой и подушкой.

подушка

книга

Много перьев,

подушка сшита,

наволочка защищает подушку,

подушка из ткани,

когда спишь на подушке, видишь сны, получаешь информацию,

подушка разноцветная.

Много страниц,

книга сшита,

обложка защищает книгу,

корешок у книги из ткани,

читая книгу, получаешь информацию,

книга иллюстрированная.

4.«Взаимосвязь систем».

Назови надсистему.

Книга, свеча, кресло, очки  - это? ( комната)

Парта, книга, учитель, указка - это? (класс)

Пенал, книга, тетрадь, линейка - это? (ранец)

5.«Определи систему».

надсистема

система

подсистема

стол

?

страницы

рука

?

переплет

сумка

?

текст

 

6.«Зачем?  Какой?»: подбирать способ использования объекта, оценивать этот способ, обосновывать свое решение.

Например, лист бумаги: рисовать, вырезать, промакивать.

Оценка: исходя из структуры бумаги, рисовать плохо, так как краска впитывается, растекается. Хорошо вырезать, бумага мягкая, легко складывается. Хорошо помакивать – бумага легко впитывает воду.

7.«Город противоречий»: учить видеть два противоречивых свойства в одной системе.

Свойства

Система книга

Мягка – твердая,

Лист – обложка,

толстая – тонкая,

книжный блок – лист,

много – мало,

страниц – ляссе,

светлая – темная.

бумага – текст.

 

8.«Паучок»:учить выделять подсистему объекта.

корешок              книжный блок

переплет                КНИГА                         ляссе

форзац                                                           каптан

            авантитул                       титульный лист

9.«Золотая рыбка»: находить множество надсистем, где может находиться данная система.

Например, система книга:

школа                  ранец                            книжный магазин

 

дом                        КНИГА              типография

 

библиотека       книжный шкаф          музей

 

10.«Найди друзей»:учить определять функцию системы, находить сосистемы (системы, выполняющие туже функцию).

Например: книга выполняет функцию хранить.

Системы, выполняющие туже функцию: письмо, холодильник, кошелек,

карман,  сундук, картина…

11.Игровое упражнение - метод «Ступенчатый эвроритм».

Впервые описан метод в 1962году Г.С. Альтшуллером.

Цель: Учить детей выделять функцию объекта и устанавливать изменения функции от преобразования объекта.

Технологическая цепочка.Вносим таблицу – пособие  6-этажный дом «Чудесный дом».

Выбираем объект, который гуляет по этажам.

6 этаж

Объект объединяется с другой системой

КНИГА+КУКЛА (приобретает новые свойства, дополнительную функцию)

Функция сохраняется

5 этаж

объект хороший. (Человек не умеет читать)

функция пропала.

4 этаж

объект испорчен.  (Книга повреждена)

функция пропала.

3 этаж

Один объект. (Одна на свете книга)

Функция пропала.

Каксохранить?

(поместить в музей)

2 этаж

Много объектов. (Разнообразные книги)

Сохраняется функция    

 

1 этаж

Описываемый объект:книга

Определяем его функцию. Хранить, передавать информацию.

Технологическая цепочка работы по  4–этажному эвроритму.

Вносится 4-этажный  дом

4 этаж

Нет объекта (идеальная система – блок знаний при рождении)

Сворачивается функция

3 этаж

Нет объекта: (как и где  можно получать знания кроме школы?)

Функция сохраняется

2 этаж

Много объектов: (школы разного назначения)

Функция сохраняется

1 этаж

Выбирается объект: ШКОЛА

Определяется функция.

Получать знания.

 

12. Игровое упражнение - метод  «Синектика»

Основоположник метода Уильям  Гордон  в США 50-годы.

Например: сравнивать  объект с точки зрения сказочного героя. Строить метафоры различной сложности.

Мышка из сказки «Репка»

Свойства мышки:маленькая, серенькая, юркая, быстрая, трусливая.Свойство выбранного объекта: ГРЯДКА. Черная, рыхлая, большая, твердая, холодная. Лежит, преграждает, мешает, оседает, засыхает, твердеет, истощается, увлажняется, удобряется.

Генерирование аналогий с помощью  вспомогательного объекта – мышка.

Черная, как дыра в подвале.

Рыхлая, как подстилка в норке.

Большая, как соседская кошка.

Твердая, как корочка хлеба.

Холодная, как зимняя ночь.

Лежит, как кошка у порога.

Засыхает, как хлебная корка на кухне.

Истощается, как запасы в норке.

13. Игровое упражнение - «Метод системного подхода».

Системный подход к объектам и явлениям необходим для объемного понимания экономических, социальных и экологических процессов.

прошлое

настоящее

будущее

Целлюлозно-бумажный комбинат

Библиотека

Музей

БУМАГА

КНИГА

СТАРАЯ  КНИГА

целлюлоза

Подсистема книги

Подсистема старой книги

Развитие систем и их иерархические связи хорошо видны на схеме много экранного  мышления. Например: рассматривание  объекта  КНИГА, используя

 «Системный оператор».

Например: рассматривание исторического развития объекта КНИГА, используя «Системный оператор».

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

надсистема

Далекое прошлое

Откуда пришла книга?
(Магазин)

Человек.

система

Рассказ об истории появления книг (наскальные рисунки)

Книга

Блок знаний у человека

подсистема

Камень

Из чего
состоит книга?
(Страницы, переплет, обложка, иллюстрации, текст)

Составные части блока.

Мы предлагаем в помощь педагогам ряд разработанных конспектов по теме:

«Испокон века книга растит человека» с использованием методов и приемов ТРИЗ. Конспекты составлены в соответствии с основными положениями ФГТ.

 

 

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ. Образовательная область - познание. Формирование целостной картины мира. « Книга - лучший друг человека».

 

Цель:формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания.

 

Задачи: 

·        учить детей видеть функцию объекта (книги), устанавливать зависимость изменений функции от преобразования объекта. Метод «Эвраритм».

·        учить видеть объект (книгу) в системе, фокусировать внимание на объекте в целом и на его отдельных частях, на его окружении. Метод системного подхода «Системное дерево».

·        используя генетический подход, раскрыть этапы становления системы (книги), последовательность её развития, замена другой системой.

·        систематизировать знания о свойствах материалов, используемых при изготовлении книг. Природный материал: камень, древесина, глина, воск, папирус, пергамент. Рукотворный материал: бумага, пластмасса.

·        активизация лексики детей за счёт подбора прилагательных к слову книга, названий материалов из которых она изготовлена, названий профессий людей, которые принимают участие в создании книги.

·        обогащение словаря: папирус, пергамент, свиток, реставратор, изобретатель, писцы, книгопечатник, типография, предания.

·        воспитывать у детей уважение, интерес, бережное отношение к книге,  воспринимать книгу как источник знаний.

 

Предварительная работа:

·        О. о. Познание. Рассматривание книг разного назначения. Рассматривание и  сравнение материалов, которые люди использовали при изготовлении книг.

·        Экспериментальная деятельность. Изготовление бумаги. Опыты на выявление свойств природных материалов: камень, глина, воск, пергамент, древесина, береста.

·        Конструктивная деятельность.  Изготовление книги из бересты, глины, бумаги.

·        О. о. Коммуникация. Беседа о профессиях людей: типограф, переплётчик, наборщик, печатник, реставратор. Составление рассказа о книги, используя  «Системный оператор». Решение проблемных ситуаций « Что было бы, если…», « Если бы я был…». Беседа с детьми на тему «Объясни, как ты понимаешь пословицы.                                                                 Хлеб питает тело, а книга  - разум.

          С книгой знаться – ума набираться.

          Книга не пряник, а к себе манит.

Составление рассказа из личного опыта  «Мы в библиотеке».

·        О. о Чтение художественной литературы. Чтение книги Б.Зубкова « Книжка про книжку», стихотворения «Разговаривали вещи» из книги Е. Н Синицыной «Умные стихи». Знакомство с преданиями.

. Разучивание стихотворения Н. Григорьева « Моя книжка». Чтение книги    С. Я. Маршака «Книжка про книжку».                                              

·        Социализация. Сюжетно ролевая игра: «Библиотека», « Книжная мастерская». Тризовские игры: «Найди  друзей», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Хорошо - плохо», «Аукцион», « Перевёртыш», «Точка зрения».

·        О.оЗдоровье. Внесение алгоритма «Правила пользования книгой», напоминание о соблюдении правильной осанки при рассматривание книги.

·        О. о Художественное творчество. Книжки-раскраски,

изготовление иллюстраций книги « Наши сказки». Ознакомление детей с профессиями людей искусства: художники иллюстраторы, писатели.

 

Дидактический материал: «Системное дерево» с набором картинок - символов, «Волшебный лифт», книги разных видов и назначений, подбор картинок к игре «Найди друга», презентация «История возникновения книги». Книга – сюрприз. Записные книжки в подарок детям.

 

Непосредственно образовательная деятельность.

Входят дети, здороваются.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будим беседовать. Загадка. Есть листок, есть корешок,

               А не куст и не цветок.

               Нет лап, нет рук,

               А приходит в дом, как друг,

               На столе тихонько ляжет,

               Обо всём тебе расскажет.

Ответы детей с пояснениями.

Воспитатель. Посмотрите дети, какая замечательная книга у меня в руках. В ней хранятся рассказы об истории нашего государства. Какая эта книга? Из какого материала изготовлена книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Бумага это рукотворный материал. Из какого природного материала изготавливают бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель. Вот наше необычное дерево. Вносит пособие. Вместо листьев у него  картинки - подсказки. Воспитатель предлагает детям сесть возле дерева.  Дерево поможет нам рассказать о книге. Во время рассматривания книги воспитатель использует пособие «Системное дерево».

 Вопросы к детям:

Что защищает книгу от повреждений?

Ответы детей.

Из чего состоит обложка?

Ответы детей.

Как вы думаете, при помощи чего скрепляют все детали в книге?

Ответы детей.

Что используют при изготовлении корешка?

Ответы детей.

Из чего еще состоит книга?

Ответы детей.

Для чего люди придумали книгу? Какова её функция?

Ответы детей.

Воспитатель. В мире у книги  много друзей, предметов, которые выполняют ту же функцию.

Воспитатель. Давайте поиграем. Игра называется «Найди друга книге».

Ваша задача найти на полу картинки с изображением предметов, которые выполняют ту же функцию, что и книга. Объяснить свой выбор.

Дети играют.

 Воспитатель. Молодцы, много друзей вы нашли для нашей книги.                  

. Воспитатель. В каком месте дома, в  детском саду хранят книги?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к книжной полке.

Воспитатель. Прежде, чем рассматривать книги, давайте вспомним, как правильно ими  пользоваться.

Ответы детей.

Воспитатель. Возьмите любую книгу, рассмотрите её за столом.

Воспитатель. Сейчас, дети, мы с нашей книгой покатаемся на волшебном лифте. Вносится пособие.

Воспитатель. На первом этаже живёт книга.  Какая у неё функция?

Ответы детей.

 Воспитатель записывает знаками ответ: К – Ф х. н.

Воспитатель. На втором этаже живёт много книг. Расскажите, какие книги у вас на столе? Какие ещё бывают книги?

Ответы детей.                                               

Воспитатель. Они будут выполнять свою функцию?

 Ответы детей.

Запись педагога:  м.  К - Ф.

 Воспитатель. Вот книга, которая хранит и передаёт информацию. Это памятник книги в Петербурге на берегу Невы. Показ картинки.

Воспитатель. На третьем этаже живёт одна книга, а людей  много.

 Будет ли книга выполнять свою функцию?

Ответы детей.

Запись педагога: 1К – Ф нет

Воспитатель. Как вернуть функцию книге? Где её надо хранить?

Ответы детей.

Воспитатель. На четвёртом этаже живёт испорченная книга. Будет она выполнять свою функцию?

Ответы детей.

Запись педагога: нет К - Ф нет

Как вернуть функцию книге?

Ответы детей.

Воспитатель. Ценные старинные книги чинят реставраторы. В нашей группе кто лечит книги?

Ответы детей.

Воспитатель. Есть ли враги у книги?

Ответы детей.

Воспитатель. На пятом этаже живёт не повреждённая книга, а функцию не выполняет. Когда так бывает?

Ответы детей.

Запись педагога: К – Ф нет

Воспитатель. Шестой последний этаж. Здесь трудятся изобретатели. Кого можно назвать изобретателем?

Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня изобретатели, путём объединения двух предметов, придумали новый предмет. Показывает книжку - куклу. Свойства каких предметов приобрела книжка - кукла? Какую функцию она выполняет? 

Ответы детей.

Воспитатель. Скоро мы сами начнём изобретать новые книги, используя прием объединения. Посмотрите, какая книга. В ней хранится сказка о веселом озорном деревянном человечке, у которого длинный острый нос.

Давайте превратимся в Буратино. Физкультурная минутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Дети, приглашаю вас в кинозал. Ребята садятся на стульчики напротив экрана. Сейчас я расскажу об истории возникновения книги. Просмотр презентации «История возникновения книги».

Вопросы к детям после просмотра:

Как в старину, до появления наскальных рисунков, люди передавали информацию?

Ответы детей.

Какой природный материал использовали люди при создании книг?

Ответы детей.

Давайте вспомним последовательность изобретения книг. На экране последовательный показ кадров, с изображением книг.

Как вы думаете, какую книгу удобнее читать? Почему?

 Ответы детей.

Какие исторические события ускорили появление печатной книги?

Ответы детей.

Чем хороша электронная книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, какая интересная книга – сюрприз. Что в ней? Попробуйте догадаться. Это книга, когда она новая, то функцию свою не выполняет. А если ею продолжительно пользоваться, то книга опять сохраняет и передаёт информацию? Ответы детей

Воспитатель. Это для вас подарки, маленькие  записные книжки. Воспитатель дарит книжки детям. Дети благодарят за подарок, прощаются.

 

 

Конспект проведения непосредственно образовательной  деятельности. Образовательная область – познание. Познавательная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ: «Чудо -  материал».

Цель.Формирование у детей целостной картины  мира, расширение кругозора, активизация  необходимых  для  исследовательской деятельности процессов, умений, способов познания.

Задачи.

·        Обратить внимание детей на то, что  многие  предметы сделаны из бумаги, на  значение  бумаги в нашей жизни.

·        Познакомить с производством бумаги.

·        Развивать исследовательскую деятельность:  выявлять на основе опытов  свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.),

·        Формировать умение доказывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения, отвечать на провокационные вопросы.

·        Учить работать в коллективе.

·        Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги.

·        Устанавливать причинно - следственные связи объекта (бумага) с окружающим миром.

Материал: камни, береста,  бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка,  спички и железная миска для воспитателя, папирус, картинки с изображением книг-свитков, ленточная модель изготовления бумаги, книга Б.Зубкова «Книжка про книжку».

Непосредственно образовательная деятельность.

Дети  входят  в группу, подходят к столу.

Воспитатель. Посмотрите, что лежит у меня на столе?

Ответы детей.

Воспитатель. Что этих материалов  может быть общего?

Ответы детей.

.Воспитатель. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на глиняных, восковых,  деревянных дощечках. Давайте попробуем писать на этих материалах. Деятельность детей.

Выводы детей.

Воспитатель. А вот ещё  материал,  на котором  писали  люди.  Это папирус.

Дети рассматривают папирус в сравнение с бумагой.

Воспитатель. Показывает картинки папирусных и пергаментных свитков.  Эти книги-свитки были очень дорогими.

Воспитатель. Первая бумага появилась в Китае. А сейчас вы узнаете, как делают бумагу в наше время. Чтение главы из книги Б. Зубкова «Книжка про книжку».

Беседа по произведению.

Воспитатель. Дети подойдите к доске, совместно с детьми составляем  схему технологического процесса производства бумаги  в виде ленточной модели (используя  символы). Эта схема в дальнейшем будет использоваться для составления рассказа «Как появляется бумага».

Воспитатель. Дети подходят к столику экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям смять бумагу (мнется), разорвать (рвется), положить в миску с водой (намокает). А как бумага горит?

Воспитатель. Вспомните правила безопасности при проведении этого опыта.

Ответы  детей.

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь?

Ответы детей.

Воспитатель. Сможете ли вы чем- то заменить бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Игра «Кто больше назовет».

Ответы детей.

Воспитатель. Как с этими предметами  надо обращаться, учитывая свойства бумаги?

Ответы детей.

Сколько потребуется бумаги, леса?

Как же нам спасти лес?

Ответы детей.

Воспитатель объявляет акцию «Соберем  макулатуру».

Воспитатель.  Бумага – это чудо материал, имеет не ограниченное количество способов использования. Что можно делать из бумаги? Подумайте,  какую поделку из бумаги каждый из вас будет делать.

Воспитатель предлагает детям   выбрать себе любую бумагу на столе для изготовления поделки. Ребенок сам выбирает способ реализации замысла (аппликация, оригами, конструирование).

Дети  работают.

Организуется выставка детских работ из бумаги. Оценка продуктивной  деятельности детьми.

Воспитатель. Ребята, что нового вы  узнали о бумаге и ее свойствах.

Ответы детей.

Воспитатель. Я уверена, что вы будете бережно  относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше деревьев останется в лесу, ведь лес это легкие планеты.

 Все дети молодцы.

 

 

Конспект проведения непосредственно образовательной  деятельности          образовательная область – коммуникация «Развитие связной речи» для детей   старшей возрастной группы  с использованием  элементов ТРИЗ «В гостях у книги».

Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов, составлению загадок и развитие связной речи

Задачи:

Обучающая:

·        продолжать формировать у детей знания о книге, её значении и роли в жизни человека;

·        активизировать словарный запас путём подбора прилагательных к слову книга, учить согласовывать их с существительными;

·        продолжать обучать приемам составления загадок, используя схему «Но, не…», развивать умение сравнивать и обобщать;

·        учить отвечать на поставленные вопросы, используя распространённые предложения, делать умозаключения;

·        продолжать работу над правильным звукопроизношением;

Развивающая:

·        активизировать у детей воображение и речевое творчество, используя элементы ТРИЗ;

·        развитие навыков целенаправленного восприятия, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей;

Воспитательная:

·        воспитывать уважение к товарищам, умение дослушать до конца, не перебивая;

·        учить дополнять ответы сверстников, радоваться их успехам.

 

 

Дидактический материал:

игрушки: капуста, мышка, телевизор, огурец, разноцветный мяч, тряпичная кукла, коробочка, игрушка-оригами.;

Д/И «Часть и целое»;

сказочный домик;

красочная книга;

книга загадок, составленная детьми;

мольберт;

 таблица для составления загадок по схеме «но, не …»;

8 кружков из белой бумаги;

игра «Паучок»

 

Предварительная работа:

О. о. Здоровье.

Беседы о правилах обращения с книгой и о правилах поведения в библиотеке.

Активизировать в режимных моментах полученные знания.

Напоминать детям о соблюдении правильной осанки за столом при рассматривании или чтении книг.

О. о. Социализация.

Организация сюжетно ролевых игр «В библиотеке», «Книжный магазин».

Решение проблемных ситуаций «К вам обращается книга», используя демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц» №7.

Развивающая игра «Узнай, что это».

О.о. Труд.

Игровая ситуация: «Заболела наша книжка» - привлечение детей к ремонту книг.

Создание книги загадок.

О.о. Познание.

Информационная беседа: «Что мы знаем о книге». Рассказ воспитателя о профессии библиотекаря.

Экскурсия в библиотеку.

О.о. Коммуникация.

Беседа «Дом без книги, что без окон». Разучивание пословиц и умение объяснить их смысл «Книжка мала, а ум дала», «Возьми книгу в руки – не будет скуки», используя демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц» № 7.

Разучивание стихотворения  Н. Григорьевой «Мои книжки» по опорным картинкам.

Работа с загадками. Составление загадок по схеме  «Как…»

О.о. Чтение художественной литературы:

«Переплётчица» Б. Заходер

«Книжка про книжку» Б. Зубков

«Книжка про книжку» С.Я. Маршак.

___________________________

___________________________

О.о. Художественное творчество:

Рисование: «Мой любимый сказочный герой».

Ознакомление с профессией художник-иллюстратор на примере

 произведений  Е. Чарушина.

Просмотр презентации «Страна сказок и красок».

 

Непосредственно образовательная деятельность.

В.:  ребята, посмотрите ,сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними.

Д.:

В.:  (дети стоят в кругу)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы приглашены в гости к вашему общему другу.  Это предмет, с которым дружат все: и дети и взрослые. Но вначале, вам надо получить приглашение – «игрушку».

Д/И «Часть и целое».

Я раздам вам карточки, где изображена часть предмета, а вы должны найти целый предмет и объяснить правильность своего выбора.

Д.: ответы детей.

Воспитатель раздает детям игрушки.

В.: в моём сказочном домике–теремке живет книга. Книга хочет поиграть с вами в интересную игру и подружиться.

Игра на развитие ассоциативного мышления – «На что похожа система».

Дети садятся на стулья.

Подумайте и скажите, чем похожа ваша игрушка на книгу и докажите это.

Д.: ответы детей.

В.: молодцы, ребята, хорошие сравнения подобрали. Давайте попробуем придумать интересную загадку. Хозяйка нашего сказочного теремка – книга, вот про неё и будем составлять загадку. (Мольберт, таблица).

Ответьте на вопрос: «Какая книга по цвету?».

Д.: ответы детей.

В.: «Какая книга по форме?»

Д.: ответы детей.

В.: «Какая книга по действиям?»

Д.: ответы детей.

В.: «Какая книга по отношению к человеку?»

Д.: ответы детей.

Воспитатель записывает ответы детей символами в таблицу.

В.: чтобы получилась загадка, надо наши слова-признаки сравнить с другими предметами (объектами) «что такое же».

Д.: ответы детей.

В.: теперь подставляем слова-связки «Но  не…»

Что получилось…..

Какая?

Но не

Что такое же?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2 ребёнка, по желанию, повторяют загадку по схеме.

В.: ребята, эту загадку мы запишем в нашу книгу загадок.

Давайте покажем книге как мы играем.

 

Физминутка.

Озорники. Стих. Л. Разводовой.

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь-

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья,-

Дождь из листиков и я.

 В.: в гости к книге пришел «Паучок» и тоже принёс загадку:

С наружи смотришь – дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай,

Как называют этот дом,

Попробуй, отгадай.

Д.: ответы детей.

В.: загадку вы отгадали, молодцы! Назовите мне, с какого звука начинается отгадка, а я напишу букву на кружке и положу рядом с лапкой паучка.

Д.: ответы детей.

В.: давайте продолжим игру. Кто подскажет паучку, где еще можно встретить книгу. Вы отвечаете, а я записываю первую букву слова на кружке.

Д.: ответы детей.

В.: Паучок не все запомнил, давайте повторим, где живет книга, глядя на символы.

Д.: Ответы детей.

В.: Паучку очень понравилось играть с вами, и он принес  в подарок новую замечательную книгу. Эта книга будет жить в нашем книжном уголке. Ребята, попрощайтесь  с нашими гостями.

Материал из опыта работы по составлению загадок, используя методику А.А.Нестеренко.

При работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок.

Модель №1

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбран объект (книга). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Какая?

Что бывает таким же?

Разноцветная

фантик

Прямоугольная

дверь

Говорящая

попугай

 

 

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК» или «НО НЕ».

Пример загадки, составленной детьми:

«Разноцветная, но не фантик;

Прямоугольная, но не дверь;

Говорящая, но не попугай».

Модель №2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в первой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Обучает

Учитель

Хранит

Шкатулка

Рассказывает

Радио

Воспитатель предлагает составить загадку, используя связки «КАК», «НО НЕ».

Пример загадки, составленной детьми:

«Обучает, как учитель;

хранит, как шкатулка;

рассказывает, как радио».

Модель №3

Особенностью этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

На шкатулку

Шкатулка собирает вещи, а книга информацию.

На крышку

Нет ручки.

На окно

Можно смотреть виды из окна, а в книге -  картинки, рисунки.

 

Пример загадки:

«Похожа на шкатулку, но не собирает вещи;

похожа на крышку, но без ручки;

похожа на окно, но показывает рисунки».

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»