Короткова Елена Вадимовна
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ №521,Санкт-Петербург
Развитие коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения письму в средней школе
В настоящее время в современной педагогике всё чаще звучит выражение ‘’коммуникативный подход’’. ‘’Communication’’ в переводе на русский язык означает общение. На уроках английского языка общение играет основную роль при обучении учащихся иностранному языку. Только погружение в культуру другой страны ,проявление интереса к чужому языку, потребность высказаться на ту или иную тему, услышать мнение своих одноклассников и учителя, позволяет учащимся более осмысленно и качественно изучать иностранный язык по сравнению с традиционными формами и методами обучения, распространнёными ранее в педагогике. Мне бы хотелось более подробно остановиться на методах и приёмах, составляющих основу коммуникативного подхода при изучении английского языка в процессе обучения письму. Под письмом в методике подразумевается овладение учащимися графической и орфоргафической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Это может быть заполнение анкет; написание различного рода писем и ответов на них ; составление автобиографий и резюме ; написание заявлений, рецензий, аннотаций, докладов, сочинений, поздравительных открыток и т.д. В средней школе обучение письму проходит следующие этапы: обучение орфографии и различным формам записи , обучение написанию различных письменных текстов. Обучение орфографии. На своих уроках я пользуюсь следующими методами: написанием слов на основе фонетического принципа; созданием парадигматических связей и определённого ассоциативного ряда (буква пишется ,но не имеет звукового эквивалента);подбором слов с типичными буквосочетаниями и передаваемыми ими звуками; заучиванием трудных словарных слов. Вот некоторые упражнения и задания на формирование орфографических навыков: рифмовка слов; группировка слов на основе фонемных соответствий; заполнение пропущенных букв в словах; подбор окончаний к начатым словам ; нахождение ошибок в данных словах и предложениях ; cписывание слов; написание зрительных , словарных и контрольных диктантов. Обучение различным формам записи. Очень часто, давая задания учащимся, я сталкивалась с тем, что они не могут грамотно и рационально работать с источником, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать мысли. Мною применяются следующие упражнения и задания на формирование навыков записи: списывание с дополнительным заданием ; выписывание информации из текста или записывание её со слуха при прослушивании текста; упражнения на трансформацию ; нахождение в предложениях и текстах ошибок , связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления; упражнения на логическое развитие замысла(задания на завершение предложения, составление вопросов к имеющимся ответам или наоборот, соединение разрозненных частей предложения и на предвосхищение окончания текста) ; упражнения на сжатие и расширение текста; составление плана- конспекта. Обучение написанию различных письменных текстов. К таким текстам можно отнести: написание резюме или CV, написание писем, заполнение бланков, написание рецензий, различных рассказов, инструкций, репортажей, сочинений-рассуждений на предложенную тему. Сочинение-рассуждение—это одна из форм итоговой аттестации учащихся на ЕГЭ. Это прозаическое сочинение , имеющее чёткую композиционную форму. Автор сочинения -рассуждения должен доказать выдвинутый тезис. Доказательство- это главная цель рассуждения. Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов и самой формы доказательства (демонстрации) . Сочинение имеет строгую структуру. Вступление . Во вступлении необходимо правильно поставить проблему, которая будет обсуждаться в работе. Нельзя переписывать само задание , нужно его перефразировать. Во вступлении могут использоваться следующие конструкции: ” In my opinion’’, ‘’I think’’, ’’I believe.’’ Необходимо использовать вводные слова и конструкции такие, как ‘’On the onehand, on the other hand’’, слова-связки:’’Nevertheless’’, ‘’Moreover’’, ‘’Despite.’’ Основная часть . В основной части нужно привести два- три аргумента , подтверждающих вашу точку зрения, подкрепляя их примерами и доказательствами. Можно привести противоположные точки зрения и объяснить , почему вы с ними не согласны. Например,’’One major advantage is’’, ‘’Many people think that. ‘’As a result’’. Заключение. В заключении необходимо сделать вывод, обратившись к заданной теме о том , что существуют две точки зрения на проблему , а также подтвердить собственную точку зрения. В заключении следует использовать следующие выражения: ‘’ In conclusion it is important to remind / to point out that…the issue is far from solving resolving yet but I think…’’ ит. д.
Используемая литература: 1. E.Н.Соловова ‘’ Методика обучения иностранным языкам’’, Москва 2006 г.;
2. М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян ’’ Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом.’’, Москва 2011 г.