Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Поэтапное формирование навыка использования тематической лексики Ильина Марина Анатольевна, учитель английского языка Петергофской гимназии императора Александра II Владение обширным словарным запасом является одним из главных показателей успешного освоения иностранного языка, так как в сочетании со знанием грамматики позволяет эффективно осуществлять все виды иноязычной речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Следовательно, вооружение учащихся иноязычными словами и совершенствование навыка их использования является целью и инструментом обучения предмету. Процесс обучения лексике протекает успешно, если соблюдается алгоритм чередования определенных этапов познавательной деятельности учащихся. Важно отметить, что лексика, которой следует обучать, должна быть не просто набором общеупотребительных слов и выражений, она должна подбираться по тематическому признаку. Тогда, во-первых, ее изучение можно организовать по концентрическому принципу, то есть слова повторяются и усваиваются при прохождении лексической темы изучаемой несколько раз за все время обучения. Усложняются понятия, которыми с обогащением личного жизненного опыта могут оперировать учащиеся, усложняется уровень изучаемой лексики. Во-вторых, лексический подход в подборе лексики для изучения облегчит, соответственно, подбор дидактического материала для тренировки всех видов речевой деятельности. В-третьих, повторяющийся алгоритм познавательной деятельности по освоению лексики формирует систему лексических знаний. Освоение лексики по тематическому принципу способствует формированию личностных учебных универсальных действий учащихся, так как способствует реализации действия смыслообразования, т.е. установления связи между необходимостью выучить слова по теме и возможностью говорить о себе, своих друзьях применительно к теме. Процесс освоения лексики, по нашему мнению, складывается из следующих этапов. ▪ Ознакомление с новыми словами (упражнения на семантизацию иноязычных слов, то есть осмысление их значения исходя из контекста; фонетические упражнения) ▪ Практикум первичного использования (на уровне узнавания в технике дриллинга) (подстановочные упражнения; упражнения на составление произвольных и устойчивых словосочетаний с новыми словами; словообразование) ▪ Контроль первичного усвоения слов (устный опрос или диктант) ▪ Практикум вторичного использования лексики (на уровне начального или частичного переноса знаний). Предполагается выполнение простых коммуникативных заданий с использованием изучаемых слов. ▪ Практикум активного использования лексики в монологической и диалогической речи, в основном, подготовленного высказывания. ▪ Контроль усвоения лексики в неподготовленном высказывании (моделированные ситуации, диалоги обмена оценочной и фактической информацией, сообщения как результат выполнения коммуникативного задания, перевод) ▪ Практикум расширения семантического поля изученной ранее лексики во время изучения темы на новом уровне. Организационная деятельность по обучению учащихся словам предполагает использование материалов учебно-методического комплекса и собственную разработку дополнительных обучающих и контролирующих материалов. Рассмотрим процесс поэтапного формирования навыка использования лексики по теме “Family Matters” (УМК Афанасьевой О.В. Михеевой И.В., 9 класс) I этап. Ознакомление с новыми словами и выражениями. Чтение и семантизация слов на страницах 214-216. Это делается на двух уроках, так как слов много. В классах с преобладанием учащихся с высокими и выше среднего учебными возможностями накануне было дано домашнее задание выписать незнакомые слова с транскрипцией и дефиницией и подготовить дефиницию знакомой тематической лексики (например, название членов семьи, родственные отношения). В классах с преобладанием учащихся со средними и низкими учебными возможностями было дано задание выписать незнакомые слова с транскрипцией и переводом. Дефиницию на уроке в классе второго уровня озвучивает учитель, а учащиеся подбирают слова. В качестве зрительной опоры учащиеся могут использовать материал упражнения 53 на странице 217: «Выразите следующее словосочетание одним словом из списка тематической лексики». После семантизации слов предлагается хоровое ритмичное проговаривание слов и словосочетаний, например: fall in love; fall in love with; fall in love with each other; fall in love at first sight. II этап. Практикум первичного использования лексики. С целью закрепления слов, обозначающих родственные отношения, предусмотрено выполнение упражнения 56 на странице 219-220. «Посмотрите на картинки, отображающие родственные связи в семьях Тома и Элис и скажите, кем эти люди станут друг другу после того, как Том и Элис поженятся». Также учащимся предлагается выполнить следующее примерное подстановочное упражнение*. People Young people Members of the family Some couples meet, date fall in love get engaged have accept or reject sign become (each other) (with each other) a proposal close and distant relatives a marriage contract at first sight and become fiance and fiancee a church wedding and court (somebody) divorce Примерное упражнение на словообразование*.Complete the chart. verb noun adjective/participle adverb relative/relation newly married - propose - engaged Вот так таблица выглядит в заполненном виде verb noun adjective/participle adverb relate relative/ relation relative relatively marry marriage newly married - propose proposal proposed - engage engagement engaged/ engaging engagingly На этом этапе уместно провести практикум аудирования по теме, воспользовавшись упражнением 4 на странице 175. III этап. Контроль первичного усвоения слов. Словарный диктант. IV этап. Практикум вторичного использования лексики. Ответы на вопросы, предполагающие использование лексики, в основном закрытого типа. Ожидается, что учащиеся полностью проговаривают предложение в ответ на вопрос. Смотри упражнение 59 на странице 220-221. Комментирование пословиц по теме. Упражнение 60 на странице 221. Составление простых рассказов. Упражнение 63 на странице 223-224. V этап. Практикум активного использования лексики в монологической и диалогической речи. Учащимся предлагаются коммуникативные задания*. 1 What your ancestors are you proud of and why? 2 Tell your mate what chores the members of your family do. 3 What are the stages that follow meeting and come before marriage? 4 Tell the class what makes family friendly and happy. 5 Ask your mate if he/she does their best to be a good child. VI этап. Контроль усвоения лексики в неподготовленном высказывании. Предлагаются следующие ситуации. 1) You are getting married soon. Call a travel agency to decide where to go for your honeymoon. Упражнение 67 на странице 226. 2) You and your sister/brother are going shopping and choosing Christmas presents for the members of your family: mother, father, aunt, Granny, younger sister. Discuss what presents are suitable for each person. You can choose from the following things: a photo album, a CD disc, a box of sweets, a book on travel, a set for knitting, some sport equipment*. 3) You have to prepare a 2-minute talk on family values to talk in front of your classmates*. 4) A foreign guest is visiting your school. You have the opportunity to ask him/her some questions about family traditions in their country. (Example: At what age is it allowed to marry? Etc.) Play out a dialogue with your friend*. 5) Перевод с русского на английский. Упражнение 55 на странице 218. VII этап. Практикум расширения семантического поля изученной ранее лексики. В IX классе имеется возможность закрепления и расширения темы «Семейные отношения» при изучении темы «Подростковый возраст бывает только раз» на примере обсуждения проблем взаимоотношения детей и родителей. В X классе эта тема углубляется, семантическое поле тематической лексики расширяется за счет слов по теме «Характер», «Конфликты и их решение». Примечание. Задания, помеченные в тексте статьи знаком (*), разработаны автором.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»