Развитие творческих способностей учащихся
на уроках английского языка
Литовченко Маргарита Борисовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 448
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 448
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
На сегодняшний день особо актуальным в общеобразовательной школе является вопрос развития творческих способностей учащихся при изучении всех школьных предметов, поскольку в творческой деятельности, при непосредственном участии учащихся, материал усваивается значительно лучше. Вопрос заключается в том, каким же образом развивать творческие способности учащихся и как мотивировать их на данные виды деятельности.
В качестве примера рассмотрим Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет в контексте развития творческих способностей учащихся. И какой вклад он может внести в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. А урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной.
Безусловно, изучать иностранный язык – занятие не простое, но одновременно с этим увлекательное и интересное. Однако, многие учащиеся отмечают, что изучать иностранный язык трудно и скучно. Одной из причин, которая приводит к такому результату – трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.
Каждый учитель стремится сделать свои уроки интересными, познавательными и эффективными, чтобы интерес не угасал на протяжении многих лет изучения. На это как раз и нацелен процесс формирования творческих способностей учащихся на уроках изучения иностранного языка.
Говоря о творчестве, мы, прежде всего, подразумеваем непосредственную деятельность учащихся в таких форматах работы, как проектная деятельность, творческие домашние задания, создание презентаций, работа с песнями и стихотворениями, ролевые игры, разыгрывание диалогов с погружением в ситуацию.
Рассмотрим некоторые примеры творческих заданий на уроках английского языка.
- Школа. Школьные принадлежности. После введения лексики, можно предложить ребятам нарисовать свой школьный портфель со всем содержимым и подписать каждый находящийся в портфеле предмет. Следующим этапом по данной картинке можно отрабатывать конструкцию “I have got/I haven’t got…”.
- Анаграммы. Можно использовать при изучении любой темы. Как правило, ребята очень любят эти задания. Кроме того, они подходят и вовлекают в учебный процесс и ребят с низким уровнем владения языком, что способствует дальнейшей мотивации к изучению иностранных языков.
- Еда/Напитки. Можно предложить учащимся составить свое меню на день. Здесь можно использовать различные вариации, такие как: меню из любимых блюд и напитков или меню здорового питания на день, составить меню ресторана (русского/итальянского/французского). Также можно подключить навыки ИЗО и оформить меню с иллюстрациями.
- Животные. Учащимся предлагается сделать описание животного, не называя его. Остальные угадывают это животное. Ребята наперебой стремятся рассказать свое описание.
- Семья. Нарисовать генеалогическое древо своей семьи.
- Работа с текстом. Придумать веселое/грустное окончание рассказа. Или нарисовать рисунок по прочитанному рассказу.
- Написать рассказ-фантазию на тему: “Если бы я был президентом”.
Из личного опыта и опыта работы коллег можно с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей играет важнейшую роль в изучении иностранных языков. Творчество способствует развитию личности учащихся, взаимодействию учащихся в учебном процессе, а также лучшему усвоению изучаемого материала. Учащиеся с увлечением и энтузиазмом выполняют творческие задания, что способствует развитию мотивации к изучению иностранных языков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем больше разнообразных методов и приемов используется, тем эффективнее результаты. Конечно, здесь не стоит забывать и о творчестве учителя. Безусловно, это важнейшая и неотъемлемая часть образовательного процесса. Ведь только увлеченный человек может создать атмосферу творчества и созидания.