Страноведение на уроках французского языка
Тюлина Наталья Николаевна
Страноведческий аспект является важным элементом преподавания иностранного языка. Как неотъемлемая часть он присутствует на уроках для учеников всех возрастных групп. Подача материала по данной тематике, интенсивность его включения в образовательный процесс, выбор тем и вариантов подачи материала, безусловно, зависят от возраста учеников и их знаний языка. При этом важно отметить, что одна и та же тема или вид деятельности могут быть представлены для всех возрастных категорий обучающихся, и каждый раз по-разному с учётом специфики их возраста и уровня знаний.Включение страноведческого материала в уроки иностранного языка, и в частности французского, может выполнять следующие задачи:
- оно несёт в себе элемент переключения внимания, разнообразит урок и выполняет развлекательную функцию
- делает язык более живым, сближая его с носителями языка
- выполняет познавательную функцию. Сюда можно отнести знакомство с культурой, историей и современностью, повседневной жизнью людей страны изучаемого языка
- позволяет выполнять более разнообразные виды деятельности на уроке
- влияет на эмоциональную составляющую урока. И эту функцию сложно переоценить. Любой урок запоминается прежде всего эмоционально. Позитивный опыт, яркие чувства, отличное настроение делают изучаемый предмет эмоционально ближе, а значит ребенок охотнее будет им заниматься
- позволяет развивать творческое мышление как педагога, так и учеников, ведь страноведческий материал может вдохновить на создание различных творческих проектов
- страноведческий материал по стране изучаемого языка позволяет провести сравнение между реалиями и языковыми явлениями в стране изучаемого языка и в своей стране и в родном языке. Таким образом ученики на уроке иностранного языка обогащают знания по культуре, истории и своей страны
- включение страноведческой материала позволяет наилучшим и естественным способом включить в образовательный процесс междисциплинарный подход.
К страноведческому материалу на уроках иностранного языка можно отнести:
- пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки. Их включение в урок может также служить элементом фонетической разминки. Кроме того, они раскрывают особенности национального характера, ценностей, юмора, позволяют провести параллели с родным языком
- стихи, басни, песни на французском языке. С одной стороны, некоторые стихи и песенки могут и не нести в себе ярко выраженного страноведческого аспекта. Тем не менее даже такие поэтические тексты погружают в атмосферу изучаемого языка, помогают почувствовать его поэтику. Особо стоит отметить знаковые песни и стихи, которые имеют особое значение для носителей языка или посвящены историческим местам, достопримечательностям, городам, регионам, известным национальным героям и личностям во Франции. Песни известных исполнителей разных эпох, стихи значимых в истории Франции поэтов также познакомят ребят с культурой страны изучаемого языка. Басни Лафонтена дополнят яркую картину уроков для ребят 6-7 классов. Старшеклассники могут познакомиться с Марсельезой - национальным гимном Франции
- биографии писателей, деятелей культуры, известных исторических личностей Франции
- знакомство с национальными праздниками и традициями, проведение параллелей с родной страной и странами другого иностранного языка, который могут изучать ребята
- знакомство с яркими эпизодами истории Франции
- знакомство с городами и регионами Франции и их достопримечательностями, в том числе с помощью видео экскурсий
- яркие страницы современности - известные личности, знаковые события и явления общественной и социальной жизни. Современная архитектура, искусство (музыкальные исполнители, киноискусство, изобразительное искусство), мода. Проблемы и вызовы современной жизни
- Интернет-пространство страны изучаемого языка (социальные сети, форумы, специфика общения онлайн)
- особенности французского менталитета и национального характера.
Уроки иностранного языка призваны прежде всего помочь научиться живому общению на изучаемом языке с носителями языка или с людьми, которые тоже владеют этим языком. Однако страноведческие аспекты в обучении делают язык еще более живым для тех, кто его изучает.