Переход обучающихся английскому языку
из начальной в среднюю школу: проблемы и решения
Гутенева Александра Александровна,
учитель английского языка ГБОУ школа № 341
Невского района Санкт-Петербурга
Проблема перехода из начальной в среднюю школу существует очень давно, многие методисты называют ее вечной. В условиях реализации новых ФГОС встают новые задачи и способы из решения. Новые требования и стандарты призваны минимизировать данную проблему, свести ее до уровня психолого-педагогической, а не предметной направленности.учитель английского языка ГБОУ школа № 341
Невского района Санкт-Петербурга
Проблема преемственности из перехода из начальной в среднюю школу стала актуальной в середине прошлого века, после введения обязательного среднего образования в 50-х годоахХХ столетия. До этого момента начальная школа являлась базовым образованием, у людей была возможность иметь всего три - четыре класса образования, после чего ребенок начинала полноценную рабочую деятельность. С введением обязательного среднего образования и возникла проблема перехода из начального в среднее звено.
Следует отметить, что долгое время для учителей иностранного языка данная проблема не существовала как данность. Обучение данной дисциплине начиналось только при переходе в среднюю школу, с 4 класса, когда язык становился еще одной новой дисциплиной, наряду с географией и биологией, поэтому техники, требования и методика обучения не вызывали у детей сложностей в принятии их. После того, как иностранный язык стал изучаться со второго, а во многих школах факультативно и с первого класса, иногда даже в детских садах уже ведется введение в данный предмет, вопрос о преемственности и переходе из начального звена в среднее стал актуальным и потребовал решения.
Для изучения английского языка в начальной школе применяются более игровые, развлекательные формы обучения, используются обучающие песенки, видео, много интерактивных видов работы. По мере усложнения программы меняются методы и формы работы, они становятся более наукоемкими, появляется необходимость проработки материала, формирование навыков использования лексических единиц и грамматических конструкций все больше теряет игровой момент.
Особенно остро данная проблема стояла в момент перехода на ФГОС, когда детям в пятом классе пришлось перестраиваться на новую систему. В данный момент планируется введения новых ФГОС с пятого класса, а это значит, что дети снова будут адаптироваться не только к новой для них форме образования, а еще и к новым требованиям системы, в основе которой заложен коммуникативно-когнитивный метод обучения и развитие следующих компетенций:
- умение мыслить критически;
- сотрудничество;
- компьютерная грамотность;
- рефлексию;
- самостоятельность;
- инициативность.
Обновленные ФГОСы:
- соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- устанавливают вариативность сроков программ;
- детально описывают условия их реализации;
- систематизируют и уточняют требования к результатам;
- оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
Однако все это не облегчит детям переход из начальной школы в среднюю, с ее новыми требованиями, условиями, уровнем нагрузки, степенью ответственности и уровнем самостоятельности.
Для достижения максимально качественных результатов учителям начальной и средней школы предлагается согласовать следующие аспекты:
Аспект№1:
Расширение диапазона педагогический технологий в начальной школе с применением компьютерных технологий и уроков такого типа как интегрированные, комбинированных и с межпредметными связями.
Аспект № 2
Разновозрастное сотрудничество учащихся.
Для этого предлагается:
- Использование универсальных методов и форм обучения, применяемых в начальной, средней и старшей школе;
- Формирование базовых УУД и их трансформация в процессе дальнейшего обучения.
- Диапазон педтехнологий предполагает ведение уроков предметниками старшей и средней школы с целью ознакомления детей с методами, формами работы и оценивания, характерными для более высоких образовательного процесса.
- Внедрение метода наставничества для учителей начальной школы от учителей-предметников, когда предметник разрабатывает совместно с учителем начальной школы определенные темы из программы начальной школы с использованием специфических методов, характерных для средней и старшей школы, адаптируя их под требования начальной школы.
- Игровые методы решения проблемы номер два с помощью применения разновозрастного сотрудничества. Предлагается создание разновозрастных команд игры «Что? Где? Когда?» В процессе решения вопросов самой игры учащиеся будут взаимообучаться логическому решению поставленных вопросов с помощью различных технологий креативного мышления.
Далее спикеры выступают со своими предложениями, исходя из предметных особенностей. Оппоненты из других групп задают им вопросы, на которые спикеры с помощью команды должны ответить в русле проблемы.
В процессе обсуждения вырабатываются универсальные методы решения той или иной проблемы с учетом всех специфических особенностей.
Данная работа может проводится онлайн с привлечением большого количества участников из разных школ района, что обеспечит совершенствование профессиональных компетенций педагогов через интеграцию различных многоуровневых групп учителей и синтеза их опыта работы над проблемой.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что качественный переход обучающихся из начальной в среднюю школу является задачей не одного учителя, а всего педагогического коллектива. Уровень качества сотрудничества между начальной и средней школой, готовность педагогов работать в команде, учиться друг у друга, познавать новое и принимать новые требования обеспечит высокий уровень результативности обучения и позволит избежать эмоциональных, психологический и мотивационных сложностей у обучающихся.