Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности использования информационных
технологий при обучении английскому языку

Чумакова Марина Евгеньевна
В последние годы трудно представить процесс обучения иностранному языку без использования современных информационных технологий. Персональный компьютер стал такой же необходимостью в учебном процессе, как и учебники, методические пособия, различные словари и энциклопедии. Существует огромное количество возможностей использования ИТ: различные компьютерные программы, проекты, презентации, электронные учебники и словари, всевозможные интернет-олимпиады и другое. Данные возможности помогут преподавателю при презентации и закреплении нового материала, отработки уже пройденных тем,  при подготовке домашнего задании, проведения контроля.
Необходимо отметить, что преподаватель должен владеть новыми методиками и технологиями, уметь использовать различные цифровые ресурсы и уметь создавать электронные пособия и системы упражнений для того, чтобы правильно организовать процесс обучения английскому языку с использованием информационных технологий.
Актуальность данной темы заключается в том, что правильное применение ИТ при обучении иностранному языку позволяет добиться более высоких результатов обучения в целом. Использование информационных технологий на уроках английского языка способствует не только поддержанию интереса у обучающихся к языку, но и помогает вовлечь их в иноязычную среду, повысить мотивацию школьников, сформировать умения самостоятельной работы, обеспечить контроль и самоконтроль,  а также помогает развитию всех видов речевой деятельности, таких как чтение, говорение, аудирование и письмо.
Роль применения современных информационных технологий в процессе обучения английскому языку
При использовании традиционных методов в процессе обучения учитель выступает в качестве главного источника информации для обучающихся. Преподаватель требует от обучающихся сосредоточенности, концентрации внимания, активной работы памяти. Не каждый обучающийся может работать в данном режиме. Тип восприятия, психологические и физические особенности обучающегося становятся причиной неуспешности в процессе обучения. Наряду с этим требования к уровню образованность не дают возможности снизить объем информации, которую обучающийся должен усвоить. Однако организация образовательного процесса при помощи ИТ позволяет повысить успешность. [2]
Информационные технологии (ИТ) -  это комплекс современных технологий, который связан с обработкой и использованием различной информации, то есть с методами поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации . К данному комплексу можно отнести компьютеры, видеоаппаратуру, портативные и распечатывающие устройства, средства мультимедия и т.д. Информационные технологии достаточно сильно укрепились в образовательном процессе. С помощью таких технологий намного легче заинтересовать обучающихся, чем с помощью обычного школьного учебника. Компьютер может быть как в роли рабочего инструмента, то есть выступать как средство моделирования, подготовки и хранения текстов и т.д.; так и в роли преподавателя, то есть быть источником учебной информации.
Роль информационных технологий при обучении иностранному языку рассматривал ряд таких педагогов и ученых как,  Мильруд Р.П., Полат Е.С., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Сидаренко Т.В. и другие известные ученые. Проведенные ими исследования показали то, что при использовании информационных технологий на уроках иностранного языка заметно повышается уровень педагогического эффекта, но так же в образовательном процессе было отмечено и негативное влияние данных технологий на обучающихся, то есть на их интеллектуальный уровень и состояние психики. В целом, ученые сошлись на том, что обучение иностранному языку в школе при помощи информационных технологий - это неотъемлемая часть планирования педагогической деятельности. [1]
У данного вида технологий существует достаточно большое количество достоинств:
- они универсальны,  то есть на них могут базироваться разные виды деятельности, которые связаны с обменом информации;
- объединяют различные ресурсы образовательных центров;
- привлекают практикующих специалистов для улучшения образовательного процесса;
- являются средством  реализации социальных технологий, преобразования их  в социально-информационные технологии, использующиеся в образовательной системе;
- являются средством преобразования знаний  в информативный ресурс;
- расширяют возможности образовательной среды путем добавления различных программных средств и методик развития креативного мышления обучающихся, то есть программных средств, относящихся к поисковым и моделирющим программам, интеллектуальным обучающим и экспертным системам, различным игровым программам.
- также появляется возможность использования целого ряда новых видов деятельность, таких как: творческое экспериментирование компьютерное конструирование и др.
 Анализ программного обеспечения, используемого при обучениианглийскому языку
Программное обеспечение (ПО), используемое в процессе обучения английскому языку, можно условно разделить на три группы:
1) ПО, являющееся частью учебно-методического комплекса (УМК);
2) дополнительное ПО,  направленное  на развитие и закрепление различных видов умений;
3) ПО для создания упражнений.
Программное обеспечение, которое входит к УМК по английскому языку, обычно включает в себя:
- диск для работы в классе, в него включены упражнения из учебника в аудиоформате;
-  программное обеспечение для компьютера, которое  содержит интерактивные материалы с использованием анимации и игровых приёмов;
- программное обеспечение для интерактивной доски, которое cодержит мультимедийный учебник.
Необходимо отметить, что в настоящее время в УМК по английскому языку  входят разнообразные программные средства ИКТ, которые в значительной степени помогают обучающимся в процессе изучения иностранного языка.
Помимо средств ИТ, которые входят в состав УМК, преподаватели часто используют и дополнительное ПО, которое направлено на развитие и закрепление различных умений.
Одним из известных в России разработчиков такого программного обеспечения является организация «Институт новых технологий» [3].
Несмотря на то, что такие приложения часто являются узконаправленными, они красочно оформлены  и удобны в использовании. Примерами дополнительных приложений являются:
  • Английский язык. Освоение клавиатуры.
  • Живое Слово: Библиотечка учителя «Английский язык».
Кроме уже готовых упражнений из УМК, существуют программные обеспечения, которые позволяют педагогу самостоятельно создавать упражнения. Среди данных ПО стоит отметить программный пакет Hot Potatoes, который позволяет создавать упражнения различных типов.
Программный пакет состоит из пяти модулей (рисунок 2.1):
1) модуль JClose – создание упражнений на заполнение пробелов;
2) модуль JQuiz – создание тестов;
3) модуль JCross – создание кроссвордов;
4) модуль JMix –создание упражнений на восстановление порядка слов;
5) модуль JMatch – создание упражнений на поиск соответствий.
Интерфейс модулей интуитивно понятен и поддерживает русский язык.

Использование современных информационных технологий в образовательном процессе является необходимой мерой. Это вовсе не исключает использование традиционных методов обучения, информационные технологии являются лишь дополнением к основному процессу обучения. Данный вид технологи можно использовать на всех этапах обучения:
- при ознакомлении, тренировки и применении;
- при контроле или самоконтроле.
Использование информационных технологий при обучении английскому языку имеет одну из самых важных ролей.  Они дают возможность повышения уровня эффективности обучения, стимулирования и мотивирования, обучающихся на дальнейшее изучение иностранного языка в самостоятельной форме. Также технологии помогают  в реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, в обеспечении индивидуального и диффереинцированного подхода в обучении с учётом всех особенностей обучающихся.
Использование информационных технологий  при изучении английского языка способствует значительному повышению эффективности усвоения материала обучающимися. На данный момент существует большое количество компьютерных программ, которые направлены на обучение технике чтения на иностранном языке. Стоит отметить, что многие программы уже используются в образовательном процессе. Исследования показывают то, что использование информационных технологий при обучении чтению действительно облегчают работу педагогов, повышают уровень усвоения информации и увеличивают мотивацию к образовательному процессу.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»