Горелова Александра Юрьевна
Модифицированная программа «Тропинка к своему Я» составлена на основе курса «Полезные привычки» и курса Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год во вторых, третьих и четвертых классах, 33 часа в год в первом классе.
Программа содержит следующие отличия:
- часы отведенные на практическую деятельность детей;
- программа предусматривает участие детей в конкурсах и викторинах.
Разработана в соответствии с документами:
· Федеральный Закон «Об образовании РФ».
· Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
· «Всеобщая декларация прав человека».
· Гражданский кодекс РФ.
· «Основы законодательства РФ о культуре»
· Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Цель программы:
формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий;
Задачи:
- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;
- обучить способам разрешения конфликтов;
- развивать креативные способности;
- формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета. У ребенка появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашнее задания.Он впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности и своих обязанностей с другими через систему оценок принятую в школе. Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». Через призму собственного «у меня получается», ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно хотя бы в чем – то, в каких – то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что – то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Но не все дети попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению самооценки детей. В ситуации длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять к этому стремление. Данная причина в признании может вызвать у младших школьников не только снижения самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.
Немаловажным аспектом в данный период развития младшего школьника являются отношения с родителями, с учителем, со сверстниками. Можно сказать, что в это время родители становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются со школой. К сожалению, чаще отношения между ребенком и родителями становятся более конфликтными.
Особо значимы для ребенка взаимоотношения с учителем. Учитель становится объектом подражания, учитель во многом определяет мнения, стремления младшего школьника. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников, школьную жизнь. Поэтому оценка учителя для ребенка особо значима; она может способствовать формированию у него уверенности в себе или же, чувства собственной неумелости, беспомощности. Последнее может порождать обиду и даже злость.
Важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками, которые во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, станет классным изгоем.
Иными словами, малейшее снижение результатов в учебе, во взаимоотношениях как с учителем, так и со сверстниками приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на развитие ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.
Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.
Ценностно-смысловые компетенции:
♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;
♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Учебно-познавательные компетенции:
♦ ставить цель и организовывать ее достижение;
♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;
♦ решать учебно-познавательные проблемы;
♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;
♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.
Коммуникативные компетенции:
♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;
♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Информационные компетенции:
♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом;
♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Здоровьесберегающие компетенции:
♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;
♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Программа рассчитана как для прогимназических, так и общеобразовательных классов.
Срок реализации 4 года.