Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Горелова Александра Юрьевна

 

Модифицированная программа «Тропинка к своему Я»  составлена на основе курса «Полезные привычки» и курса Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год во вторых, третьих и четвертых классах, 33 часа в год в первом классе.

Программа содержит следующие отличия:

- часы отведенные на практическую деятельность детей;

- программа предусматривает участие детей в конкурсах и викторинах.

Разработана в соответствии с документами:

·         Федеральный Закон «Об образовании РФ».

·         Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.

·         «Всеобщая декларация прав человека».

·         Гражданский кодекс РФ.

·         «Основы законодательства РФ о культуре»

·         Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Цель программы:

формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий;

Задачи:

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость;

- обучить способам разрешения конфликтов;

- развивать креативные способности;

- формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания  уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции. 

Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета.   У ребенка появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашнее задания.Он впервые получает возможность объективного  сравнения своей деятельности и своих обязанностей с другими через систему оценок принятую в школе. Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». Через призму собственного «у меня получается», ребенок выстраивает  свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом.  Ребенку очень важно хотя бы в чем – то, в каких – то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что – то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Но не все дети попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению самооценки детей. В ситуации длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять к этому стремление. Данная причина в признании может вызвать у младших школьников не только снижения самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.

Немаловажным аспектом в данный период развития младшего школьника являются отношения с родителями, с учителем, со сверстниками. Можно сказать, что в это время родители становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются со школой. К сожалению, чаще отношения между ребенком и родителями становятся более конфликтными.

 Особо значимы для ребенка взаимоотношения с учителем. Учитель становится объектом подражания, учитель во многом определяет мнения, стремления младшего школьника. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников, школьную жизнь. Поэтому оценка учителя для ребенка особо значима; она может способствовать формированию у него уверенности в себе или же, чувства собственной неумелости, беспомощности. Последнее может порождать обиду и даже злость.

Важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками, которые во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, станет классным изгоем.

 Иными словами, малейшее снижение результатов в учебе, во взаимоотношениях как с учителем, так и со сверстниками  приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на развитие ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.

Ценностно-смысловые компетенции:

♦ развить ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;

♦ владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

♦ уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных це­левых и смысловых установок;

♦ оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

 

Учебно-познавательные компетенции:

♦ ставить цель и организовывать ее достижение;

♦ самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

♦ решать учебно-познавательные проблемы;

♦ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи;

♦ самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-иссле­довательской работы.

 

Коммуникативные компетенции:

♦ владеть способами взаимодействия с окружающими людьми;

♦ выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

♦ владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

♦ владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции:

♦ владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интер­нетом;

♦ самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

♦ ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, рас­пространяемую по каналам СМИ.

 

Здоровьесберегающие компетенции:

♦ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и са­моконтроля;

♦ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни;

♦ владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Программа рассчитана как для прогимназических, так и общеобразовательных классов.

 

 Срок реализации 4 года.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»