Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Способы расширения словарного запаса учащихся
на уроках английского языка

Михайлова Татьяна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ школы № 438
 
Лексический аспект языка – один из самых важных. Без достаточного словарного запаса невозможно в полной мере овладеть иностранным языком. Каждый ученик сталкивался проблемой, когда не хватает слов, чтобы описать какое-либо явление или рассказать о каком-либо событии. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности и нежелание говорить на иностранном языке. Поэтому одной из основных задач учителя на уроке английского языка является расширение словарного запаса учащихся. Можно выделить две цели обогащения словарного запаса:
  • количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;
  • обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами1.
Знать слово — значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово на слух и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут быть многозначными.   
Существуют разнообразные способы обогащения словарного запаса учащихся. Остановимся на некоторых из них.

 
Лексические игры
Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале, имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Они представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.
- “Find the stranger”. Учитель предлагает учащимся группы слов (от трех до пяти слов в одной группе), которые логически связаны между собой. Но одно слово должно быть лишним. Учащимся нужно найти лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит для данной категории. Например:
  • aunt, cousin, student, parents, uncle
  • armchair, carpet, shelf, coffee table, bedroom
  • loin, paw, tail, feather2
- “Snowball”. Учитель задает тему, например, «Sport». Ученики по очереди, друг за другом называют слова. Однако каждый следующий участник игры должен ещё и повторить то, что назвал предыдущий игрок. И так по цепочке как «снежный ком». Например, a ball, a ball, a team, a ball, a team, hockey, etc. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.
- “Snake”. Ученики делятся на 2 команды. Доска делится на две половины, сверху обозначается тема. Ученики записывают по одному слову на свою половину доски по очереди. Команда, которая написала большее количество слов за отведенное время - побеждает.
- “Puzzle”. Участники делятся на команды. Каждой команде дают конверт, в котором находятся несколько частей картинки. Задача: 1) быстрее всех собрать картинку, 2) назвать поочередно всё, что на ней изображено.
- “Topic”. Играть можно как каждый сам за себя, так и разбившись на команды. Учитель задает тему, например, Public transport. 1-й игрок вытягивает карточку со словом. Второе слово по теме называет другой игрок или другая команда. В это время можно передавать друг другу какой-нибудь предмет: мяч/ручку и т. д. Выбывает тот или не зарабатывает очко та команда, кто не сможет назвать слово, когда на нём остановится ход. Задание можно усложнить: каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, airport – trolleybus – station, etc.
- “Bingo”. Игра направлена на изучение транскрипции и правильное произношение иностранных слов. Учащимся выдаются карточки с транскрипцией, а учитель называет слова. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдёт все слова на своей карточке. Далее, как и в «лото», важно провести проверку.
- “Explain the word”. Первый участник игры получает карточку с картинкой (или, например, достаёт предмет из мешочка), но не показывает её. Его задача описать, кто или что изображены на карточке. Другие участники должны отгадать, что это. Например: It’s a food. Sweet and cold. Children like to eat it in summer. Made of milk». Кто угадывает, тот идет описывать следующую карточку.

Облако слов/ тегов
Облако тегов — это коллекция ключевых слов или сведений, выбранных из текста, который учащимся предстоит прочитать. Этот способ позволяет связать новые слова или сведения с главной идеей текста для чтения. Помогает хорошо пересказывать основное содержание текста. Облако тегов можно использовать для:
  • для анализа текста. Учитель обращает внимание учащихся на частоту используемых слов в тексте (наиболее часто используемые выделены более крупным шрифтом) или проводит сравнение текстов посредством облаков слов.
  • для угадывания рассказа по представленным в облаке словам.
  • для проведения простого опроса. Например, дома учащиеся должны были работать с новым текстом. Учитель создает облако слов по этому тексту. Учащиеся зачитывают слова, значение которых выучили.
  • для повторения какой-либо темы. Учитель демонстрирует облако из слов темы, а учащиеся повторяют их. Создают с ними предложения или словосочетания.
Интервью у слова
Один ученик в паре исполняет роль "слова", а другой — "журналиста". "Журналист" задает вопросы "слову" о том, что оно обозначает, какие значения имеет, есть ли у него синонимы, какие имеет сравнения и др. Затем пары выступают перед классом с инсценированным интервью. Одноклассники должны угадать, о каком слове идет речь. 
 
Графический органайзер
Учитель расчерчивает лист формата А4 на четыре прямоугольника. На пересечении этих линий пишет слово или фразу, которые нужно запомнить. Каждый прямоугольник подписывает, начиная с левого верхнего по часовой стрелке:
  • Description: Define the term using your own words.
  • Characteristics: Give at least three interesting characteristics of the term.
  • Synonym: What is it like?
  • Antonym: What is it not like?
Учащиеся, используя свой словарный запас, заполняют прямоугольники. Дополняют их рисунками или схемами.
«Графический органайзер» помогает учащимся изучать новые слова. Если своими словами дать определение новым лексическим единицам, привести примеры из знакомых ситуаций и зрительных образов, то любое слово отпечатается в памяти надолго.
Как работать с помощью графического органайзера в классе:
  • Подготовка. Определить список слов для изучения в рамках определенной темы. Работая с группой из 3-4 учащихся, дать задание каждой группе изучить одно слово.
  • Мини-демонстрация. Объяснить классу, что такое графический органайзер и рассказать, как заполнять графы.
  • Групповая работа. Можно облегчить учащимся работу над новыми словами, обсуждая с каждой группой данное им слово. Использовать наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть группу к размышлениям в нужном учителю русле.
  • Обсуждение на уроке. Дать задание одному учащемуся из группы презентовать свое слово. Дать возможность членам разных команд пообщаться между собой 2-3 минуты и познакомиться с другими словами. 
Словари-граффити
Этот вид деятельности на уроке позволяет учащимся приобрести лексические навыки, рисуя картинки, рассказывая рисунком историю, записывая фразы и слова с помощью ассоциаций. Если слова, необходимые для запоминания, ассоциируются с предметами, предложите учащимся создать постеры этих слов.
Организуйте работу в парах. Каждой паре дайте слово-цель. Если вы используете эту стратегию впервые, обсудите с классом, какие ассоциации вызывает эти слова. Направьте мысли учащихся в нужное вам русло. Например, если целевое слово было summer, то ассоциации, которые оно вызывает: holiday, rest, vocations, heat, sea, sunbathing и так далее.
Учащиеся зарисовывают слова на листе, как граффити на стенах. Рисуют образы, которые возникают у них от этих слов.
Как оценить результат? Работа оценивается на «отлично», если:
  • Учащиеся дали правильное определение слову.
  • По крайней мере три новых слова показывают, что учащиеся правильно понимают термин.
  • Как минимум три изображения представляют термин.
  • Страница-постер привлекает внимание.
  • В словах нет грамматических ошибок.
Лучшие постеры учитель размещает в классе. Во время изучения какой-либо темы учащиеся находятся в окружении этих слов. Яркие рисунки привлекают их внимание. Таким образом учитель многократно знакомит учеников со значениями новых слов.
 
Кроссворды
Решение учащимися учебных кроссвордов позволяет активизировать изучаемую лексику в занимательной форме. Разгаданные слова при пересечении с неразгаданными дают «подсказки» - буквы в словах.  
Для создания кроссворда учитель отбирает слова, которые необходимо активизировать и закрепить, и создает список слов. Для каждого слова пишется ключ – загадка/ определение. Составленные кроссворды можно распечатать в виде пустой сетки с определениями к словам и дать задание заполнить все клеточки. Либо предложить заполненную сетку с заданием составить ключи к словам3.
Используя кроссворды необходимо помнить, что они не должны быть слишком большими. Оптимальным считается кроссворд, состоящий из 7-15 слов.
 
Ментальные карты
Данный прием позволяет систематизировать лексику по определенной теме. В центре доски (или диаграммы, если учитель составляет ментальные карты с помощью сервиса Google) учитель пишет ключевое слово, например, Travelling. Слева, справа, внизу и вверху от ключевого слова добавляет ветви, например, Sights, Transport, Road safety, People (количество ветвей равно количеству малых групп). Каждая группа получает задание написать максимальное количество лексических единиц, связанных с темой ветви, располагая их в определенном порядке. Так, например, могут быть выделены подгруппы глаголов, фразовых глаголов, прилагательных, группы синонимов и антонимов и т.д.
После того, как работа в малых группах завершена, учащимся доступна общая картина ментальной карты по выбранной теме. Ментальная карта может использоваться как альтернатива ученического словаря4.

 
Рифмовки, стихи, песни
         Изучение лексических единиц в игровой форме способствует комфортному состоянию учащихся на уроке.  Разучивание рифмовок, стихов и песен снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Благодаря рифме лексико-грамматические структуры легко активизируются в устной речи. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.
         Конечно, способы расширения словарного запаса учащихся не заканчиваются приведенными примерами. Перечень можно продолжить, и каждый учитель выберет те способы, которые ему ближе. Главное помнить, работа над лексикой должна быть постоянной и систематической.

 
Список литературы:
  1. Кувшинов, В. И. О работе с лексикой на уроках английского языка  / В.И. Кувшинов // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - с. 20-24.
  2. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 14-е изд., стер. – Москва : Express Publishing Просвещение, 2022. – 168 с. – (Английский в фокусе). - ISBN 978-5-09-087679-7. – Текст : непосредственный.
  3. Костюк, Е. В. Методика преподавания иностранных языков с использованием электронных ресурсов: Методические рекомендации / Е.В. Костюк ; Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования – Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. – 103 с. – ISBN 978-5-7434-0396-7. – Текст : непосредственный.
  4. Акимова, Н. В. Использование сервиса построения ментальных карт Google на уроках иностранного языка / Н.В. Акимова, М.В. Овчинникова // Иностранные языки в школе. - № 1. – 2022. – с. 36-39
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»