Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование заданий для формирования
креативного мышления как средство развития
коммуникативной компетенции учащихся

Липай Елена Валерьевна
Современный мир подвержен постоянным изменениям, среди которых переход к информационному обществу, глобализация и масштабное расширение межкультурного взаимодействия. Решить эти глобальные проблемы можно только в процессе диалога культур. Способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу, мотивация к дальнейшему образованию, это те ценные качества, так необходимое поколению детей, которое мы сегодня учим. Поскольку генеральной целью обучения иностранным языкам состоит в формировании учащихся как субъектов межкультурной коммуникации, а новые требования времени актуализируют необходимость развивать поликультурную личность, востребованную современным информационным обществом в условиях глобализации [1, с. 5], без развития креативного мышления, с моей точки зрения, обойтись невозможно.  
 За время своей работы я столкнулась с некоторыми противоречиями. Иностранный язык, как и любой другой учебный предмет призван внести свой вклад в развитие творческих способностей учащихся и воспитание всесторонне развитой личности. С одной стороны, учащиеся осознают важность изучения иностранного языка исходя из желания общаться с зарубежными сверстниками, путешествовать, иметь высокооплачиваемую работу в будущем. С другой стороны, им приходиться осваивать сложные грамматические структуры, не характерные для родного языка языковые явления, ну и конечно же большой объём лексики. К тому же, многие учащиеся ориентированы на овладение грамматикой для успешной сдачи централизованного тестирования, а современные тенденции обучения языкам предполагают пользование языком, а не накопление багажа грамматических правил и лексики. Так как овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации заключается в умении творчески выражать свои мысли, чувства и вступать в диалог культур. Поэтому, для меня как для учителя, становится чрезвычайно важным создать все необходимые условия для развития коммуникативной компетенции и творческого мыслительного потенциала детей. Исходя из этих противоречий, в своей педагогической практике, для выхода из сложившейся ситуации я решила использовать задания для формирования креативного мышления, которые не только помогают развивать коммуникативную компетенцию, но и соответствующие когнитивные и мета когнитивные умения, которые необходимы во всех аспектах жизни.
По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком [3,с.47]. Также, коммуникативность является методическим содержанием современного урока. Поэтому на своих уроках я развиваю коммуникативную компетенцию через использование заданий, направленных на формирование и развитие креативного мышления. В процессе своей работы я выявила, что использование заданий творческого характера также способствует развитию субкомпетенций, таких как языковая, речевая, социокультурная, учебно-познавательная и компенсаторная.  Я считаю, что такие задания помогают заинтересовать, увлечь и оживить скучное и обыденное. Креативность (от лат. сreation - созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К. Роджерс (1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [2, с. 157].  Зарубежный опыт применения креативности в обучении языкам обобщили Alan Maley, Nik Peachey [5] и другие методисты, что можно считать теоретической базой моего опыта.
 Преобладание в образовательном процессе традиционных уроков, обилие теоретического материала приводят к снижению мотивации. В данных условиях у учителей иностранного языка имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся. Среди них можно выделить использование развлекательных элементов, работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом и другие формы работы, которые успешно помогают формировать коммуникативную компетенцию на уроках иностранного языка.
Структура современного урока включает следующие этапы: организационно-мотивационный, организационно-деятельностный и оценочно-рефлексивный [4]. Задания, направленные на развитие творческого мышления могут быть применены на разных этапах урока и для обучения различным видам деятельности.
Создание ситуации иноязычного общения или зарядка является особенностью урока иностранного языка. Речевая зарядка играет большую роль так как ее цель подготовить учащихся к беседе по предложенным темам.  
Условия стимулирования познавательного интереса и правила определения содержания и выбора форм речевой разминки перекликаются между собой.
Креативность не происходит в вакууме. Всегда должно быть что-то, что простимулирует и ляжет в основу формирования оригинального детского мышления, например, идея, картинка, текст, история, вопрос или проблема.
В обучении эмоции и когнитивность тесно связаны. Важно вызвать эмоции, т.к. только в этом случае появляется интерес и желание высказаться. Проводя интересную речевую зарядку, учитель с первых минут создает языковую среду, где все учащиеся вовлечены в речевую деятельность. Поэтому на практике я постоянно применяю активные приемы и методы обучения, которые стимулируют интерес к учению.
В своей работе на организационно-мотивационном этапе урока я использую «эффект чуда» или «яркое пятно». Цель мотивационной аранжировки урока состоит в использовании заранее продуманных заданий для формирования коммуникативной компетенции и поддержания положительной мотивации на уроке. В своей работе я использую различные варианты заданий с опорой на визуализацию. Для этого можно использовать картинку, фотографию, модель, ребус, загадку.  
Применение заданий такого рода помогает мне не только заинтересовать учащихся на начальном этапе урока, но и создать коммуникативную ситуацию, актуализировать личностный опыт учащихся и выйти на целеполагание.
С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции на организационно-деятельностном этапе я использую разнообразные приемы в зависимости от поставленной цели урока. Для обучения основным видам речевой деятельности, я разработала и апробировала серию заданий, направленных на развитие креативного мышления.
Для активизации активной лексики и тренировки грамматического материала по теме предлоги в 5 классе, я использую прием «Тайный предмет».
Применение задания с использованием приема «Мой день» в 5 классе способствует отработке прошедшего простого времени, развивает творческое мышление.
Парная и групповая работа важны на уроках иностранного языка, поэтому для работы в паре и для отработки грамматических структур я применяю прием «Как это сделать». Данное задание не только учит работать в паре, но развивает коммуникативные навыки и фантазию учащихся.
При обучении разным видам чтения в 7 классе, я разработала и апробировала задания на основе приемов «Stripe story», «Головоломка». Хочется отметить, что данные приемы помогают не только обучать чтению, они учат добывать нужную информацию, анализировать и применять полученные знания для решения новых коммуникативных задач.
Также для учащихся 7 классов мною были разработаны задания, на основе приемов «Инсценировка» или «Фантазер», «Оправдашки». Апробация заданий показала, что их использование активизирует знания лексического и грамматического материалов и способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Также развитие творческого мышления необходимо для решения сложных задач. Поэтому, разработанные мною задания способствуют развитию таких качеств, как способность ставить цели, выбирать пути их достижения, уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Учебная программа предусматривает прохождение разнообразных тем социально-бытовой сферы, поэтому я считаю создание проблемной ситуации и выбор темы для дебатов или дискуссии актуальным заданием на уроке. Важно грамотно выбрать тему дискуссии или дебатов, которая будет соответствовать возрасту и интересу учащихся.
Последним этапом в структуре урока является оценочно-рефлексивный этап. Данный этап призван оценивать цели и задачи урока, а также выявить потребности учащихся. Наиболее быстрым эффективным инструментом анализа, синтеза и обобщения является синквейн. Это литературная форма, позволяющая кратко обозначить свои эмоции, мысли, ассоциации. Также, можно предложить использовать его в качестве творческой домашней работы. Но на своих уроках я заметила эффективность использования приема «Круги по воде».
Также на последнем этапе свои уроков я использую такие приемы как «Рассказ по плану», «Коллаж», «Глупый диктант».
В процессе моей работы я определила для себя, что использование заданий, направленных на развитие креативного мышления:
  • способствуют успешному формированию коммуникативной компетенции,
  • повышают коммуникативный интерес и активизируют познавательную деятельность,
  • способствуют подготовке учащихся к межкультурному общению.
Заключение
Регулярное и целенаправленное использование заданий, направленных на развитие креативного мышления способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся на II ступени общего среднего образования, повышают мотивацию к изучению иностранного языка, увеличивают объем лингвистических знаний, развивают способность и готовность к межкультурному общению. Такие задания дают возможность вовлечь всех учащихся в процесс обучения и таким образом происходит наиболее целостное формирование коммуникативной компетенции.
Мною были разработаны и апробированы дополнительные материалы по развитию творческого мышления. В перспективе планируется продолжить работу по системному использованию заданий, которые будут уводить от банальных идей, делать процесс обучения эффективным и увлекательным. Планируется разработка серии заданий для учащихся 10-11 классов с элементами овладения деловым английским, так как я полагаю, что данные знания будут необходимы выпускникам, стоящим на пороге поступления в высшие учебные заведения и выборе профессии. Также актуальным остаётся поиск оптимальных методов и средств, направленных на формирование коммуникативной компетенции.
В ходе апробации я пришла к выводу, что задания для развития творческого мышления могут применяться на разных этапах урока и для обучения различным видам деятельности. Применение таких заданий делает практическую работу учителя эффективной и эффектной и позволяют обучающимся получать удовольствие от процесса обучения и его результатов.
Список использованных источников
  1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. -: Питер, 2009. – 434
  2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. – М.:Просвещение, 1985. – 208с.
  3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлёва. – Ростов-на Дону: Феникс; М.: Глосс-Пресс, 2010. – 640 с.
  4. Maley, A., Peachy Nik Creativity in the English language classroom / A. Maley, N. Peachy. – British Council, 2015. – 172 p.
  5. LearnEnglish Teens [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learnenglishteens.britishcouncil.org/topics/photo-caption/term – Дата доступа: 09.10.2022.
  6. ESL Games [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eslgamesplus.com/quizzes/ – Дата доступа: 10.10.2019.
  7. Сanva.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.canva.com/learn/19-ideas-to-promote-more-creativity-in-your-classroom/ – Дата доступа: 10.10.2022.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»