Формирование функциональной грамотности
на уроках английского языка
Салимова Нодира Исомовна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 15 г. Калуги
Аннотация: В статье рассказывается о формировании функциональной грамотности на уроках английского языка. Раскрываются понятия – чтение, читательская грамотность, функциональная грамотность. Также в статье рассмотрены этапы чтения и предложены задания для формирования читательской грамотности.учитель английского языка
МБОУ СОШ № 15 г. Калуги
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, умения.
Читательская грамотность, будучи одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, предполагает «способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [1].
А.А. Леонтьев описывает функциональную грамотность как «способность человека использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].
Чтение —одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации. На основе чтения происходит развитие продуктивных навыков - говорения, и письма. Навыки восприятия письменной речи очень важны, так как в повседневной жизни мы часто имеем дело с письменными образцами - чтение книг, периодических изданий, работа в Интернете. Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяет методическую организацию всей работы. Чтение на уроках английского языка очень важно. Оно способствует [3]:
- обогащению словарного запаса
- закреплению и повторению различных грамматических форм и конструкций
- совершенствованию и развитию речевых навыков учащихся
- развивать умение понимать значения незнакомых слов из контекста (развитие языковой догадки)
Существует три этапа работы с текстом:
1.Предтекстовый (Pre-reading)
2.Текстовый (While-reading)
3.Послетекстовый (Post-reading)
1. Работа над текстом до чтения (Предтекстовый этап).
Цель этапа – создание мотивации к чтению и развитие способности предсказывать, то есть предполагать, предвидеть содержание текста, используя заголовок, подзаголовок, сопутствующие иллюстрации к тексту и т. д. Это трудный шаг, поскольку этот шаг направлен на выявление и расширение личного опыта, знаний и навыков, учащихся на их внутреннем уровне [4].
Возможные задания:
- учащиеся читают заголовок текста, изучают иллюстрации к нему (если есть) и говорят свои предположения о предмете и содержании текста;
- ученикам предлагается применить свои фоновые знания по предмету, которому посвящён текст, и спросить себя: «Что я знаю по этому предмету? Что я видел, слышал, читал об этом?»;
- учащиеся записывают ключевое слово рубрики (или всей рубрики) и составляют ассоциограмму (диаграмму), наполняя ее ассоциациями, возникающими еще до чтения текста;
- учителю предлагается разбить учащихся на пары, обсудить составленные ассоциации, уточнить свои предположения о теме и содержании текста и о том, как будет развиваться сюжет текста. После этого учитель ставит задачу прочитать текст, проверить свои предположения и «провести» диалог с автором текста [5].
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель – достичь понимания текста на уровне содержания.
Стадия осмысления, на которой ученики идут в прямой контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста: чтение с карандашом в руках, метод помет, с помощью которого читающий осмысливает воспринимаемую информацию, помечая «+» (это мне известно) и «-» (этого я не знаю), метод «двойного дневника», в который записывают факты из текста и их личностная интерпретация («Это очень интересно!», «Почему?», «Могу поспорить»).
1. Ученики прочитывают самостоятельно впервые текст с задачей проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
2. Повторное чтение поможет решить учащимся различные коммуникативные задачи:
- выделить главную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);
- поделить текст на смысловые части; - обозначить ключевые слова в каждом разделе текста;
- особо отметить новую для себя информацию и уточнить значение отдельных слов, необходимых для детального понимания информации;
- обозначить связующие элементы между частями текста;
- при повторном прочтении текста обратить ещё раз внимание на ключевые разделы текста, выяснить при этом «Что хотел сказать автор?»;
- вести «двойной дневник», выписывая из текста факты, цитаты, характеристики персонажей;
- пересмотреть свои первоначальные замечания по мере поступления новой информации.
3. Беседа по содержанию текста в общем, выборочное чтение вслух. Ответ на вопрос, в чём совпадают и в чём разошлись первоначальные предположения о предмете, содержании текста, о развитии событий, персонажах [6].
3. Работа с текстом после чтения.
Цель – достичь понимания текста на уровне смысла (основной мысли) и контроль понимания прочитанного. Это этап размышления. Размышляя, ученики определяют смысл, понимают, как они к нему пришли, проводят таким образом анализ. Рефлексия начинается как индивидуальный процесс (ученики составляют вопросы, представляют прочитанную информацию в форме диаграммы) и заканчивается обсуждением, групповой беседой, проводимой учителем.
Задания на контроль понимания прочитанного (вовлекают учащихся в активный творческий процесс, речевой и неречевой):
- нарисуйте, изобразите …
- перескажите, расскажите, выразите своё мнение
- перепишите, продолжите
- найдите эквиваленты, переведите
Особенно важны тестовые задания, позволяющие проверить одновременно всех учеников в подборе верного ответа на вопрос:
- завершение высказывания на основе предложенных тезисов;
- расстановка по порядку;
- группировка фактов;
- перекрёстный выбор или совпадение;
- удаление специально вставленных частей;
- заполнение пропусков в тексте специально пропущенными словами и др. [7].
Возможные варианты заданий для разных этапов работы
с текстом «Friendship Day» на уроке английского языка в 10 классе.
Дотекстовый этап и задания (Pre-reading tasks)
Class vote: Answer the following questions.
Is it important to have special day to celebrate friendship?
Why?
Why not?
Vocabulary Box: Talking about friends. Find more examples in the text.
Synonyms for friends
mates _____________
classmates _____________
best friends _____________
Antonyms for friends
enemy _____________
Phrases with friends
have a friend _____________
be a friend ____________
Complete the sentences with the words from the Vocabulary box.
At first I felt like a _________ here. Nobody new him.
Of all my friends, Ezra is my __________ because he understands me.
She was nervous about the new school but it was easy to ________.
My dad sometimes plays tennis with his _________ from the office.
He started secondary school early, so his _________ are older than him.
Текстовый этап и задания (While-reading tasks)
Read the text. Mark the sentences T (true) or F (false).
Joyce Hall owned a company in the UK. ____________
In the USA in 1930s, people celebrated by giving cards. ____________
The decision to spread the celebration to more countries was made in Paraguay. ____
Asian Countries are not keen on Friendship Day. _______
The United Nations encourage younger people to take part. _______
The “Invisible Friend” game involves writing a message to your friends. ________
Listen and check the answers.
После текстовый этап и задания (Post-reading tasks)
Discuss the following question in the groups of three and make a list of your ideas.
What would like to do with your friends to celebrate Friendship Day?
Список литературы:
- Ковалева Г. С. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003, с.35
- Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
- Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам. – М., 1996. – 144 с.
- Зимняя И. А Смысловое восприятие речевого сообщения. – М.: Наука, 1976. – 263 с.
- Смирнов И. Б. Обучение коммуникативно-прогностическому чтению на уроке иностранного языка. – Санкт-Петербург, 2001. – 243 c.
- Сафонова В. В., Твердохлебова И. П., Соловова Е. Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников//