ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Горская Тамара Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 159
В настоящее время в психологической литературе указывается, что понятие «готовность к школьному обучению» характеризуют такие составляющие, как: развитие речи; развитие интеллектуальных способностей; развитие произвольности, то есть ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением; развитие познавательной активности; развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук); сформированность внутренней позиции школьника.
На наш взгляд интерес представляет психологическое исследование Владимировой Ольги Константиновны, специалиста по социальной работе, в котором «готовность к школьному обучению» складывается из таких компонентов, как уровень восприятия, уровень внимания, развитие моторики рук, степень пресыщения. Данная теоретическая позиция послужила основой для нашего эмпирического исследования.
Выборочная совокупность составила 20 детей старшего дошкольного возраста, т.е. подготовительная группа детского сада. В нашем детском саду было проведено исследование, использовались развивающие программы, в которых уделялось внимание восприятию, развитию мелкой моторики рук, учебной мотивации и внимания; «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».
«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает в себя следующие задачи:
- совершенствование всестороннего воспитания и развития детей;
- укрепление здоровья детей;
- совершенствование физического развития детей;
- формирование навыков учебной деятельности;
- развитие познавательных интересов;
- воспитание устойчивого внимания, наблюдательности;
- развитие у детей способности к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ;
- совершенствование трудовых умений и навыков детей, развитие трудолюбия;
- подготовка детей к обучению грамоте;
- продолжение развития фонематического слуха и умений звукового анализа речи;
- развитие художественного слуха; воспитание у детей организованности., дисциплинированности, коллективизма и уважения к старшим.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» была составлена коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший, средний и старший дошкольный возраст, - она состоит из трех частей. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности к школьному обучению. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Для стандартизированного интервью нами была разработана анкета. С ее помощью мыможем изучить эмоциональную сферу дошкольника и дать личностную характеристику для каждого ребенка. В анкете мы акцентировали внимание на поведении детей в группе, хорошо ли дети идут на контакт с воспитателем и со сверстниками, занимаются ли дети дополнительно в кружках или в спортивных секциях, а также на общее интеллектуальное, речевое и эмоционального развитие ребенка.
Этапы работы:
1. Ознакомление с аудиторией.
2. Подготовка психологического инструментария,
3. Проведение психологической диагностики уровня внимания, восприятия, а также степени пресыщения.
4. Анализ полученных результатов.
5. Разработка практических рекомендаций.
Нами были составлены и обработаны личностные характеристики исследуемых детей для того, чтобы наилучшим образом дать практические рекомендации для каждого ребенка.
В нашей работе мы использовали методики, позволяющие изучить восприятие, устойчивость произвольного внимания и степень пресыщения детей дошкольного возраста. Обобщая результаты наших исследований, можно проследить динамику в развитии произвольного внимания, формирования простого навыка, усвоения нового способа действия, моторики рук, интеллектуальных способностей, эмоционального состояния детей.
Полученные данные подтверждают, что развитие внимания, восприятия, мелкой моторики способствует формированию высокого уровня готовности детей к школьному обучению.
Ниже мы приводим отдельные рекомендации, которые на наш взгляд помогут детям повысить их уровень учебной мотивации.
Родителям детей с низким и средним показателем интеллектуально-познавательной деятельности следует обратить внимание на то, что отставание, выявленное у них, может быть восполнено путем проведения с ними специальных занятий, которые для них были бы эмоционально приятны и обязательно проводились бы в доброжелательной обстановке, при которой взрослые должны создать для ребенка ситуацию успеха. Следует создать необходимые условия в семье для повышения самооценки ребенка.
Актуальность данной работы заключается в том, что дошкольный возраст - это важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Результаты исследования дают нам повод сказать, что группа исследуемых детей, показав отличные результаты, имеют высокую учебную мотивацию. Они практически готовы к школьному обучению. В своих ответах дети продемонстрировали высокий уровень устойчивости внимания (17 человек), высокую степень интеллектуально-познавательного развития для данного возраста (15 человек) и высокую работоспособность (10 человек).
Опираясь на результаты исследования, проведенного нами с детьми старшего дошкольного возраста, можно дать следующие рекомендации для тех, кто непосредственно участвует в подготовке дошкольников к обучению - родителям и воспитателям детских учреждений:
1.Специалистам следует уделять серьезное внимание в процессе применения на практике программе «Детство» и «Программе воспитания и обучения в детском саду», которая была разработана в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, так как она является обязательным документом для всех воспитателей.
2.Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, применяя на практике новейшие методики по психологической подготовке детей к школьному обучению.
3.Специалистам необходимо уделять особое внимание в работе с детьми возрастным и индивидуальным особенностям, закономерности их развития.
4.Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации, ведь первая его школа - это семья, дом.
5.Родителям следует уделять больше времени ребенку, стараться узнать, что его интересует. Обязательно учитывать темперамент, способности, интересы, симпатии и антипатии, т.е. уважать его неповторимость.
7. Родителям следует помнить, что успешнее всего ребенок развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви.
Высокие результаты проведенного нами исследования подтверждают предложенную нами гипотезу о том, что развитие внимания, восприятия, мелкой моторики, формирование учебной мотивации способствует формированию высокого уровня готовности детей к школьному обучению.