Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мастер-класс

Эффективное взаимодействие на уроке английского языка
при совместной  работе двух учителей с подгруппами
в одном классном помещении

 
Л.В. Меркулова,
А.А. Асанова
Разработка целевой установки к районному вебинару для учителей английского языка.
https://www.youtube.com/watch?v=oc-cmQOna5g
 
 
Добрый день, уважаемые коллеги! 
В условиях пандемии педагоги сталкиваются со множеством разнообразных вызовов. И  реагировать на них мы должны оперативно и творчески, стремясь обеспечить максимальную эффективность нашей работы, несмотря на все сложности. 
Так,  нередкой оказывается ситуация, когда не хватает учебных классов, и двум учителям иностранного языка приходится работать со своими подгруппами одновременно в одном помещении. Можно, конечно, постараться просто расположиться по возможности дальше друг от друга, работать исключительно автономно. И – тратить время и силы на то, чтобы оградить сверстников от контактов, к чему они, естественно, будут стремиться. 
Но мы ведь с вами люди креативные и активные, и из любой ситуации хотим извлечь полезный новый опыт, обнаружить преимущества, а не «зацикливаться» на трудностях.
Вот и мы с коллегой попробовали найти удобную и продуктивную форму взаимодействия на таком совместном уроке, чтобы он получился интересным, чтобы обеспечил включение ресурсов, которые в других условиях не могут быть задействованы.
У нас – шестиклассники, ученики разделены на 2 подгруппы по …. человек в каждой. Было решено, работая в своих подгруппах, обеспечить «выход» и на подгруппу коллеги, так чтобы часть решаемых задач была совместной, и имелась возможность гармоничного взаимодействия и педагогов, и обучающихся. 
Мы увидели такие «плюсы» в создавшейся ситуации:
  1. Каждый педагог обладает своим стилем преподавания языка, коммуникативным и личностным своеобразием в деятельности. И у детей имеется прекрасная возможность увидеть новые грани в освоении английского языка, попробовать иные приемы, сравнительно с тем, как  это бывает со  своим привычным учителем.
  2. 6-й класс – это учащиеся младшего подросткового возраста, для которого характерны повышенное стремление к общению со сверстниками, потребность показать и утвердить себя. Непривычная ситуация на уроке английского языка побудит их активность и, при умелых действиях учителей, создаст условия для повышенной продуктивности в каждой подгруппе, для позитивного самоутверждения в учебной деятельности.
  3. Вариативность создания диад для парных видов работы повышается. Мы можем «комбинировать» участников процесса, исходя из особенностей задания; из необходимых качеств, которые нужно задействовать ученикам для продуктивной работы. То есть можем более разнообразно создавать пары и микрогруппы, чем это происходит обычно, когда имеется постоянное небольшое число участников конкретной языковой подгруппы. Мальчики и девочки; разные дети по уровню коммуникативных навыков, по словарному запасу, по точности произношения; ученики с разным типом темперамента и чертами характера; жизненно активные и пассивные; мотивированные к изучению языка и безразличные… – это лишь неполный перечень возможностей для создания продуктивных рабочих комбинаций.
  4. Работая вместе с подгруппами одного класса, каждый учитель получает более полное представление о детях этого класса как общности, о целостной психологической атмосфере в классе. То есть внимательный педагог извлекает ценную информацию об устойчивых социально-психологических факторах, которые влияют на статус ребенка в классе,  на учебную мотивацию детей, на отношения с учителями и друг с другом.   Это расширяет возможности педагогической рефлексии и поиска путей для эффективной работы.   
Конечно, условия одного помещения для двух подгрупп могут быть и неудобными, обременительными, мы все понимаем сущность этих затруднений. Но они возникают, только если педагоги не осознали задачу быть совместно успешными и продуктивными, доброжелательными и терпеливыми. Как в отношении детей, так и в отношении друг друга. Если они не провели предварительную работу, не продумали, не разработали методически и содержательно каждый урок совместно.
У нас с коллегой получилось всё это проделать.
Да, мы затратили дополнительное время и силы. Но результаты нас вдохновляют, и возникла потребность поделиться нашим опытом с другими учителями английского языка. Получили положительные отзывы в своей школе. А сегодня представляем вам один из уроков и ждем ваших комментариев, предложений, пожеланий. За которые заранее благодарны.
Итак, мы начинаем. 
Тема нашего урока «Страны. Национальности. Языки».
Дети не знали тему урока и наша задача была направить и сформулировать тему самим, как требует ФГОС . Мы с коллегой использовали на уроке УМК «Английский язык» Комаров, Ларионова, также техническое оборудование компьютер, медиапроектор, магнитола , СД диск ,карта мира и глобус.
Цель нашего урока была развитие коммуникативной культуры и компетенции школьников на материалах по теме «Страны. Национальности. Языки»
 Обе подгруппы были объединены в единый класс, который в свою очередь был поделен на пары.
Совместно с коллегой детей мы делили на пары по принципу уровня коммуникативных навыков, словарному запасу, произношению.
Но самое главное мы использовали эмоциональный аспект, рассадив детей с разным типом темперамента, а также мотивированных и не очень.
Фонетическая разминка была выполнена в стиле джаз чанта. Сначала дети отрабатывали произношение хором, затем в парах, каждый учащийся мог выбрать пару по желанию и разыграть диалог .
Затем мы  с коллегой разыграли диалоги вместе, что послужило толчком для
Определении темы урока, цели  и задач, которые мы должны были добиться на уроке.
Затем учащиеся объединились в микрогруппы по четыре человека для выполнения задания. Работа с глобусом и картой. Каждый  участник микрогруппы выбирал себе имя, страну. Учащиеся завали  друг друга вопросы, знакомились  . После этого происходил обмен в группах, два участника переходили в другую группу и разыгрывали диалоги . Таким образом нам удалось вовлечь всех учеников и решить коммуникативные задачи .
После выполнения упражнений на развитие устной речи , мы отрабатывали навыки письменной речи и навыки грамматики. Учащиеся заполняли карточки.
Физкультминутку мы проводили под традиционные мелодии разных стран.
Навыки чтения мы отрабатывали следующим образом. Раздали учащимся World cloud  и предложили каждой паре посмотреть какие использовались слова и предположить , о чем. Дети успешно догадались, что речь идет о двуязычных людях.
Но самое интересное мы оставили на конец урока. «Вытащи счастливый билет, задай вопрос другу на английском языке». Сначала мы с коллегой инсценировали сами  , задавая вопросы друг другу, что послужило примером для учащихся.  Участвовали как сильный, так и слабый   ученик, но каждый мог показать свой талант . Задание ребята выполняли с удовольствием , с позитивным настроем .
Домашнее задание мы предложили  выполнить детей на выбор. Повышенный уровень и уровень средний, каждый ученик выбрал по своим силам и желанию.
Организация совместной рефлексии . Учащиеся заполняли карточки Self evaluation ,а также личную карточку эмоционального состояния. 
Заключение
И так, уважаемые коллеги, мы представили наш опыт работы, совместной работы двух учителей с подгруппами в одном классном помещении.  Мы конечно не претендуем на истину в последней инстанции, что именно так надо работать и только так. Конечно,  каждый из нас может создать свои собственные творческие продукты в самых разных условиях. И не зря говорится,  и мы это знаем прекрасно, что главный инструмент педагога – это не только и не столько  его технологии, его какая - то умелость, дидактические и методические знания, а главный инструмент деятельности педагога- это его личность. И вот наши творческие  устремления, наши желания извлечь  какое-то рациональное зерно из любой, даже самой сложной ситуации очень помогает  и очень способствует не только развитию учеников, развитию и нас самих, как личностей и профессионалов. Нам представляется, что в ходе нашей работы, которую мы вам сегодня продемонстрировали, нам удалось выразить преимущества того своеобразия деятельности, которым обладает каждый педагог.  Удалось воспользоваться особенностями стиля  преподавания языка, то есть благодаря работе, совместной работе двух  педагогов, каждый из которых вносит своеобразие , особенности своей педагогической деятельности и своего индивидуального стиля личностного. Вот, благодаря этому, у детей расширились возможности  и понимания  и включения, повышение их мотивированности к усвоению знаний , и возможности увидеть  своих педагогов с какой-то новой стороны. А всегда, когда мы устанавливаем с детьми не только деловые, но и такие вот личные отношения, несмотря на то, что это урок, всегда это способствует повышению внимания детей к тому, что им говорит педагог, улучшению их понимания, усилению их стремления с этим человеком, именно человеком ,а не просто педагогом работать совместно и повышается их интересы, улучшаются их знания. Дальше, конечно, мы представили вам шестой класс и это дети такого возраста,  для которого характерна высокая коммуникативная активность, то есть они  на уроках, мы знаем это, стремятся  взаимодействовать , друг перед другом показывать  себя, продемонстрировать какие-то  свои качества, стороны, проявить свой характер. И нам представляется, что в условиях такого совместного труда двух подгрупп, двух  учителей, при грамотной методически работе педагогов удается эту коммуникативную активность направить в эффективное русло, русло эффективной работы. И нам представляется, что  вы это увидели в нашем сегодняшнем материале. Кроме этого, мы старались создавать самые разные  вариации микро групп, пар для работы учащихся. И в условиях двух подгрупп и двух педагогов для этого также расширяются возможности, то есть именно  такой вариативный  подход, разнообразие при создании вот этих мини коллективов учащихся для выполнения каких-то форм работы. Это способствует тому, что мы расширяем условий, в котором диапазон тех дети наилучшим образом  могут не только проявить себя, но и помочь друг другу,  то есть  дети мальчики и девочки, да…мальчику нравится девочка или девочке нравится   мальчик, они оказываются в одной паре. У них появляется возможность общаться с взаимным интересом и , соответственно, повышается их мотивация к тому, чтобы друг перед другом показать себя в наилучшем свете вот на том материале, который мы предлагаем. Этот материал конечно должен быть таким, чтобы он заинтересовывал их обоих. Особенно важно , если это мы организуем вместе детей разных по уровню развития, коммуникативных навыков, словарного запаса,  по тому, насколько  хорошо их произношение, то есть работая  в одной паре или микрогруппе, дети с разным уровнем имеют больше возможностей развивать регулятивные и коммуникативные УУД (универсальные учебные действия и развивать непосредственно уровень владения языковыми навыками.  Мы уже говорили о том, что основания для подбора детей в диады или микрогруппы, они  могут быть самыми разными. Это и темпераментные черты характера и такая активная позиция в жизни, учении и не очень, которые имеют  внутреннюю мотивацию к изучению языка и те,  которые, может быть достаточно безразличны, но любые из этих комбинаций  , будучи созданы при внимательном, вдумчивом взаимодействии педагогов, которые являются  руководителями этих двух подгрупп, вот это наш взгляд, идет на пользу учебному процессу. Ну и , наконец, каждый учитель получает информацию , работая с двумя подгруппами, взаимодействуя  с коллегой, получает информацию об очень важных психологических аспектах, которые могут оставаться скрытыми, когда педагог видит исключительно перед собой  половину класса. Дело в том, что  класс – это целостный организм, в котором протекают самые разнообразные  процессы, которые имеют свою психологическую атмосферу и, соответственно, полнота информации, вот такое полное представление  о детях этого класса, как об общности , это дает  вдумчивому педагогу дополнительную информацию  для того, чтобы строить с этими детьми в любых условиях, все это расширяет наши рефлексивные возможности по поводу нашей педагогической  деятельности и повышение эффективности нашей работы. Ну и еще нам хотелось с коллегой выразить друг другу признательность  за очень заинтересованное , доброжелательное  отношение в ходе работы, то есть конечно очень важна внутренняя совместимость  педагогов, их общность, их представлений о целях  этой работы  и их стремление найти какие –то эффективные  пути. Спасибо вам большое за внимание, мы очень благодарны, что нам была предоставлена возможность представить свой опыт. Будем благодарны за  предложения, комментарии. Спасибо. Удачи вам в нашем прекрасном, хотя и не простом труде.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»