Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика обучения учащихся основной школы
монологической речи с учётом когнитивных
стилей на материале английского языка

Кизильштейн Наталия Евгеньевна,
учитель
английского 
языка ГБОУ
школа № 219 Санкт-Петербурга

Ключевые слова: когнитивный стиль, монологическая речь, аудиал, визуал, кинестетик, дигитал, упражнения.
Key words: cognitive style, monologue speech, auditory, visual, kinesthetic, digital, exercises.
Аннотация: В данной статье рассматриваются упражнения, направленные на обучение учащихся монологической речи с учетом их когнитивных стилей. Психологическая особенность рассматривается с точки зрения восприятия мира каждого человека, то есть посредством слуха, зрения, тактильных ощущений и смешанного пути.
Annotation: In this article there are discussed exercises aimed at teaching students monologue speech taking into account their cognitive styles. The psychological feature is considered from the point of view of the perception of the world of each person, that is, through hearing, vision, tactile sensations and a mixed path.
В современной методике обучения иностранному языку существует тенденция к дифференциации образовательного процесса, это значит, что обучение происходит с учетом успеваемости учеников, их интересов или физиологических особенностей и отличительных характеристик развития познавательных процессов каждого ученика. 
Освоение коммуникативной компетенции является достаточно сложным процессом, из-за необходимости учета огромного количества факторов, таких как особенности изучаемого языка, психологические характеристики учеников и педагога, атмосфера учебного класса и другие.
Когнитивные стили являются одной из психологических характеристик индивида, которые относят к способам мышления, анализа и восприятия мира, формируемым с момента появления человека на свет. Такими когнитивными стилями являются аудиальный, визуальный, дигитальный и кинестетический каналы восприятия мира. 
Кратко рассмотрим каждый из стилей. Аудиальный канал восприятия характеризуется пониманием мира посредством звуков и созданием слуховых образов в памяти. Аудиалы обладают линейным мышлением, то есть одна мысль следует за второй, что говорит о медленном темпе принятия решений. Также аудиалы характеризуются спокойствием, нуждой в тишине, избеганием ответственности и стремлением оградиться от неприятностей. Учащиеся – аудиалы редко допускают ошибки и точно следуют указаниям; при недопонимании склонны в тот же момент задавать вопросы педагогу; предпочитают беседы и стремятся занять в них доминирующее положение. Такие индивиды отличаются внятной, логичной и размеренной речью, что дает преимущество в обучении монологической речи.  [1, 2]
Индивиды - визуалы понимают мир посредством образов. Для того чтобы запомнить и в полной мере понять что-либо визуалу необходимо прочитать информацию, увидеть ее. Визуалы отличаются любовью к порядку и частоте, четкой дикцией. Такие люди энергичны и нетерпеливы, активно жестикулируют, как будто указывая на воображаемые визуальные образы. [1, 2]
Индивиды, относящиеся к кинестетическому каналу восприятия, воспринимают мир посредством прикосновений, запахов, вкусов и ощущений. Собственная реакция на какое-либо явление и интуиция так же оказывают значительное влияние на запоминание и понятие информации.  Кинестетики часто отвлекаются на внутренние ощущения и переживания, но внешне они спокойны и кажутся замкнутыми. В то же время кинестетик очень внимателен к чужим переживаниям. Люди, принадлежащие данной группе, зачастую обладают творческими способностями и неординарным мышлением. В речи кинестетики терпеливы, неторопливы и стремятся определить глубокое эмоциональное значение разговора. [1, 2]
Редкая группа людей, предрасположенная к дигитальному каналу, отличается восприятием мира посредством логики. Считается, что дигиталом не рождаются, а становятся в течении жизни после тех или иных событий, которые изменили личностные характеристики индивида и поспособствовали скрытию чувств как от общества, так и от самого себя, следовательно, могут казаться бесчувственными.  Получение информации происходит посредством концентрации на абстрактно-логических образах. Данная группа людей ориентируется на содержание, смысл и функциональность информации, и делают выводы основываясь на собственных умозаключениях, полученных посредством трех других каналов восприятия мира. Дигиталы стремятся досконально разобрать информацию и прогнозировать исход той или иной ситуации, обращая внимание на то, что логично, а что не логично. Дигиталам нравятся длинные и сложные слова и зачастую именно такие люди посвящают свою жизнь научной деятельности.  При общении индивид-дигитал склонен перенимать манеру поведения коммуниканта и подражать ему. [1, 2]
 Принимая во внимание вышеперечисленные особенности четырех когнитивных стилей, можно утверждать, что актуальность исследования определяется тем, что изучение различных когнитивных стилей и методики обучения с их учетом должно осуществляться для содействия каждому представителю отдельного когнитивного стиля, что поможет способствовать его успехам при обучении иностранным языкам, в частности при обучении монологическим высказываниям. 
Перед тем как рассмотреть различные упражнения для обучения учащихся с учетом их когнитивного стиля следует определить понятие монологической речи. Изучив психологическую, методическую и лингвистическую литературу отечественных ученых, можно обобщить данное понятие как "логично построенное устное связанное высказывание учащегося на английском языке". [4] Существуют разновидности монологической речи. К примеру, выделяют: монолог, как речь индивида с самим собой и его речь, направленная на какого-либо слушателя. Другой классификацией монологической речи является ее разделение по цели высказывания: убеждающая, информационная и побуждающая. Также существует разделение монологической речи по способу ее изложения, а именно: рассуждение, повествование и описание. Следует отметить, что между перечисленными видами есть общее, а именно – учащийся старшего звена должен освоить на уроках иностранного языка каждый из подвидов. При обучении английскому языку и составлении учебно-методических комплексов принято делать акцент на классификацию по способу изложения так как такое деление является функционально-смысловым и включает в себя остальные подвиды монологической речи. [3] Так, например, рассуждение может быть направлено на самого себя и побуждать говорящего на какое-либо действие, а монолог-повествование может быть направлен на аудиторию и носить информационный характер.
Кратко изучив некоторые характеристики монологической речи и особенности каждого из когнитивных стилей можно рассматривать упражнения, подходящие для освоения коммуникативной компетенции с учетом путей восприятия учащихся. 
Эффективное обучение аудиалов будет осуществлено с помощью следующих действий:

 

  • изучение материала вслух, выражение своих идей;
  • осуществление перифраза;
  • частые повторы изучаемого материала;
  • чтение вслух;
  • частые работы в паре или микрогруппах, чтобы задавать вопросы, формулировать ответы и выражать свое понимание информации устно;
  • при заучивании материала осуществлять запись собственного голоса;
  • устно объяснять информацию кому-то или воображаемому человеку;
  • создание рифм, стишков, песен, которые помогут запомнить материал;
  • чтение непонятной информацию, используя неестественные интонации голоса, группируя информацию таким образом, что ее становится легче понять;
  • использование компьютерных технологий. [5]
Эффективное обучение учеников-визуалов будет осуществлено с помощью следующих действий:
  • выделением цветными маркерами информации в печатных материалах;
  • создание изображений, диаграмм, графиков на основе изучаемого материала с целью запечатлеть их в памяти ученика;
  • создание "фильмов в своем уме" сходя из изученной или прочитанной информации с последующим использованием зрительной памяти как телевизионного экрана с движущейся на нем информацией;
  • усовершенствование заметок, конспектов с помощью цвета и изображений;
  • переписывание информации своим почерком;
  • обращение внимания на людей с целью обнаружения подсказок, которые могут дать информации об эмоциях или общем состоянии людей. [5]
​Эффективное обучение учеников-кинестетиков будет осуществлено с помощью следующих действий:
  • ощущение изучаемого предмета (рассказывая о любимом фрукте, держать в руках для ощущения формы, размера и текстуры, а также запаха);
  • создание учебных карточек, которые можно перетасовать, разложить, отсортировать или сложить в стопку, чтобы классифицировать информацию;
  • соединение фрагментов диаграмм, изображений и т.д.;
  • развитие мышечной памяти посредством использования утрированных движений, танца, пантомимы или ролевых игр;
  • развитие мелкой моторики - возможно, некоторым ученикам будет легче запомнить информацию, которую они набрали на клавиатуре;
  • во время изучения материала – следует говорить и ходить (ходьба с учебными материалами в руках помогает некоторым ученикам более естественно обрабатывать информацию);
  • использование клипарта;
  • обучение на практике (следует использовать любую возможность, чтобы двигаться во время учебы – рассказывая о видах спорта, можно одновременно выполнять физические упражнения). [5]
Эффективное обучение учеников-дигиталов будет осуществлено с помощью следующих действий:
  • самостоятельное изучение материала;
  • конструирования схем, целостных картин;
  • способствование созданию собственного умозаключения;
  • создание ситуаций для восстановления алгоритма действия чего-либо;
  • внедрение логических задач;
  • побуждение высказываний личного мнения. [5]

Следует, что в познавательном процессе для кинестетиков характерны активная артикуляция, невербальные средства общения и тактильные восприятия; визуалах легче дается чтение заданий, изучение изображений и обращение к своей визуальной памяти; аудиалы, в свою очередь, имеют успехи в прослушивании звуковых дорожек и склонны полагаться на слуховую память; а индивидам с дигитальным каналом восприятия необходимо осмыслить, оптимизировать и рассортировать ту или иную информацию и сделать собственные выводы опираясь на все три канала восприятия. 
Важно понимать, что при обучении, необходимо предлагать учащимся упражнения, направленные не только на их главенствующий тип восприятия, но и на те, которые развиты в меньшей степени. Таким образом образовательный процесс будет происходить более эффективно при участии всех органов чувств (слух, речедвижение, зрение, моторика), одновременно тренируя неразвитые каналы восприятия.
Таким образом, правильно организовав познавательную деятельность, педагог способен оказать огромное влияние на эффективное обучение учащихся. Для этого необходимо выявить способности старших подростков к восприятию информации одним их четырех путей: аудиальным, визуальным, кинестетическим и дигитальным, посредством тестирований. Для выявления того или иного доминантного когнитивного стиля, педагог может воспользоваться тестированием, разработанным С. Ефремцевым, «Диагностика доминирующей перцептивной модальности». Таким образом, у старших подростков осуществляется развитие умений монологической речи, которое является одной из целей обучения, обязательных для достижения на уроках иностранного языка, и вместе с этим тренируются пути восприятия информации, что поможет юношам и девушкам в учебной деятельности, и в жизни. 
 
Список использованной литературы:
1) Глевская А.С. Особенности репрезентативной системы на примере студентов города Омска // Молодёжь Сибири - науке России международная научно-практическая конференция. Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2017;
2) Денишова Д.А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека // Гуманитарный научный вестник. 2017. №5. С. 8-16. URL: http://naukavestnik.ru/doc/gv-2017-№5-Denishova.pdf (дата обращения 19.03.2021)
3) Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. 260 с.
4) Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
5) Wong L. ESSENTIAL STUDY SKILLS THIRD EDITION // Houghton Mifflin Co. − 2000. – 314 p.

Кизильштейн Наталия Евгеньевна, ГБОУ школа №219, school219

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»