Активные методы обучения
Васильева Анна Сериковна,
учитель английского языка ГБОУ 320
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала. Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике, что немаловажно. Главная проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся
В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия.
Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. Такой урок английского языка, на котором все заняты делом, пройдет наиболее продуктивно.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время английский язык является одним из самых популярных и востребованных языков мира. Его изучение начинается, как правило, во втором классе, но многие родители спешат познакомить своих детей с иностранным языком как можно раньше.
Современные подходы к школьному образованию требуют более активного внедрения в педагогическую практику методов обучения с большой практической направленностью. Использование игровых технологий поможет сделать урок, в первую очередь, интересным, а учение – посильным и радостным. Необходимо отметить и развитие коммуникативных умений, которые совершенствуются при создании определенной речевой ситуации, что немаловажно при изучении иностранных языков. Игровой момент, сотрудничество и взаимное уважение, а также нетрадиционный, непривычный подход к обучению могут служить отличным стимулом для получения знаний, формирования личности учащегося.
Конечно, игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, но нельзя ограничивать использование игровых ситуаций на уроке только мотивационной функцией. Рассмотрим более детально следующие функции:
- Обучающая – восприятие и усвоение информации, развитие памяти, внимания;
- Воспитательная – воспитание гуманного отношения к партнеру по игре, к группе, где у каждого может быть свое мнение, воспитание чувства такта, когда ребенок адекватно указывает на ошибки другого;
- Коммуникативная – создание речевой ситуации, взаимодействие на иностранном языке (игра как средство общения);
- Развлекательная – создание позитивной атмосферы на уроке;
- Релаксационная – снятие умственного напряжения во время урока;
- Развивающая – развитие гармоничное развитие личностных качеств
Таким образом, игровые технологии на любом этапе урока способствуют наиболее продуктивному усвоению как лексического, так и грамматического материала.
В настоящее время методистами разработано множество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.
Применяя на практике активные методы обучения, учитель не только повышает интерес к своему предмету, но и сталкивается с некоторыми проблемами. Во-первых, необходима тщательная и интенсивная подготовка к такому интерактивному уроку, количество учащихся может быть ограниченное или слишком большое. Во-вторых, отдельных учеников порой очень трудно заинтересовать даже активными методами, играми, презентациями. Это связано с нежеланием работать в команде, в паре с определенном учеником и т.д. Поэтому учитель должен заранее продумать обязанности каждого вовлеченного в процесс участника, чтобы исключить возможность «ничегонеделания».
Обобщая вышесказанное, хочется сказать, что активные методы помогают разнообразить даже самый скучный урок, закрепить пройденное в более интересной форме, улучшить словарный запас и произношение и, конечно, повысить интерес к изучению английского языка. Ведь увидеть огонек интереса и любознательности в глазах учащегося – непростая цель каждого учителя.