Преемственность при переходе из начальной
школы в среднюю в условиях новых ФГОС
Романова Оксана Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ школа № 341
Невского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка
ГБОУ школа № 341
Невского района Санкт-Петербурга
Преемственность при переходе из начальной в среднюю школу для учителей английского языка
Проблема актуальна во все времена, так как, согласно С.А. Котовой, является «вечной педагогической проблемой»
Проблема преемственности из перехода из начальной в среднюю школу стала изучаться еще в середине прошлого века. До 50-х годов 20 столетия начальная школа была самодостаточной, предполагалось возможным иметь всего три или четыре класса образования, дальше ребенок уже приобщался к труду. Когда было введено обязательное среднее образование, возникла проблема перехода из начального в среднее звено.
Долгие годы учителя иностранного языка не сталкивались с данной проблемой, так как изучение их предмета начиналось исключительно в средней школе, то есть с четвёртого класса. Введение обязательного изучения первого иностранного языка со второго класса поставило ряд задач, необходимых для их решения.
Особенно остро данная проблема стояла в момент перехода на ФГОС, когда детям в пятом классе пришлось перестраиваться на новую систему. В данный момент планируется введения новых ФГОС с пятого класса, а это значит, что дети снова будут адаптироваться не только к новой для них форме образования, а еще и к новым требованиям системы, в основе которой заложен коммуникативно-когнитивный метод обучения и развитие следующих компетенций:
- критическое мышление;
- умение сотрудничать;
- цифровую грамотность;
- рефлексию;
- автономию в обучении;
- умение проявлять личную инициативу.
Обновленные ФГОСы:
- соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- устанавливают вариативность сроков программ;
- детально описывают условия их реализации;
- систематизируют и уточняют требования к результатам;
- оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
Однако все это не облегчит детям переход из начальной школы в среднюю, с ее новыми требованиями, условиями, уровнем нагрузки, степенью ответственности и уровнем самостоятельности.
Для достижения максимально качественных результатов учителям начальной и средней школы предлагается согласовать следующие позиции:
Позиция №1:
Расширение диапазона педагогический технологий в начальной школе с применением компьютерных технологий и уроков такого типа как интегрированные, комбинированных и с межпредметными связями.
Позиция № 2
Разновозрастное сотрудничество учащихся.
Для этого предлагается:
- Использование универсальных методов и форм обучения, применяемых в начальной, средней и старшей школе;
- Формирование базовых УУД и их трансформация в процессе дальнейшего обучения.
- Диапазон педтехнологий предполагает ведение уроков предметниками старшей и средней школы с целью ознакомления детей с методами, формами работы и оценивания, характерными для более высоких образовательного процесса.
- Внедрение метода наставничества для учителей начальной школы от учителей-предметников, когда предметник разрабатывает совместно с учителем начальной школы определенные темы из программы начальной школы с использованием специфических методов, характерных для средней и старшей школы, адаптируя их под требования начальной школы.
- Игровые методы решения проблемы номер два с помощью применения разновозрастного сотрудничества. Предлагается создание разновозрастных команд игры «Что? Где? Когда?» В процессе решения вопросов самой игры учащиеся будут взаимообучаться логическому решению поставленных вопросов с помощью различных технологий креативного мышления.
Далее спикеры выступают со своими предложениями, исходя из предметных особенностей. Оппоненты из других групп задают им вопросы, на которые спикеры с помощью команды должны ответить в русле проблемы.
В процессе обсуждения вырабатываются универсальные методы решения той или иной проблемы с учетом всех специфических особенностей.
Данная работа может проводится онлайн с привлечением большого количества участников из разных школ района, что обеспечит совершенствование профессиональных компетенций педагогов через интеграцию различных многоуровневых групп учителей и синтеза их опыта работы над проблемой.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по комфортному и качественному переводу детей из начальной школы в среднюю не является задачей одного конкретного учителя, а должна качественно выполнятся всем педагогическим коллективом на протяжении всех пяти лет обучения.