Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Формирование и развитие читательской грамотности
на уроке английского языка на примере
учебника «Английский в фокусе 7»

Дороненкова Виктория Аркадьевна 
Формирование и развитие читательской грамотности являются неотъемлемой частью функциональной грамотности школьника. Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, как способности личности читать, понимать, составлять простые и короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающей нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.  ( Словарь методических терминов и понятий )
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для формирования  читательской  грамотности, на уроке необходимо организовать учебную деятельность в рамках 3 основных процессов, представленных ниже.  Первое, находить и извлекать информацию.  Второе, осмысливать и оценивать содержание и форму текста.  Третье, интегрировать и интерпретировать информацию.
Очевидно, что читательская грамотность это не синоним начитанности, а это прежде всего способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, те сведения, которые человек получает из текста должны расширять его знания и возможности в жизни.
На каждом уроке приходится работать с текстом на иностранном языке, в котором есть достаточно большое количество незнакомых слов. Во-первых, конечно, нужно выявить их значения. Каким образом это сделать.  В тексте есть дополнительная информация,  которую,  может быть, не будет видно с первого взгляда, но при внимательный работе, при  чтении этого текста,  мы эту информацию находим,  а формирование читательской грамотности,  как раз и подразумевает умение находить и извлекать информацию из любого текста,  с которым  работаем.  После того, как значение слова для нас становится более понятным, мы расширяем область нашей работы, подбирая слова однокоренные, составляя определённое словосочетание,  которое позволяет убедиться в том, насколько правильно и точно дети поняли значение того или иного слова. А это означает, что мы анализируем полученную информацию и интерпретируем её.  И последний вид работы, который мы используем на уроке -это составление текста, в котором будут предложения, включающие в себя все слова, со значением которых мы работаем на уроке.  Составление текста- это особо сложный вид работы. Если тексты  получились интересные, это говорит о том, что дети могли информацию извлечь, смогли проанализировать, интерпретировать её, но и, самое главное, смогли применить полученную информацию и полученные знания при выполнении практического задания.
Упражнения на формирование навыков чтения: первое, определить по заголовку тему текста; второе, найти ответы на вопросы; третье, согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста; четвертое,  выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; пятое, найти в тексте предложения со следующими словами или грамматическими явлениями; шестое, найти описание внешности, место, события и другие факты; седьмое,  догадаться о значение слова по контексту.
Все эти упражнения широко представлены в учебнике по английскому языку для 7 класса «Spotlight 7» издательство «Просвещение».
Для примера,  можно рассмотреть задания первого модуля. Тема модуля: жизнь в городе и жизнь в деревне. Учащиеся сами определяют тему текста; работают с новой лексикой, находят ответы на вопросы, выбирают подходящие заголовки, выбирают и анализируют грамматическую структуру текста, объясняют и обосновывают употребление  глагольных форм, применяют полученные знания для составления своего высказывания. Эти этапы работы как раз и подтверждают формирование читательской грамотности.
Интересной особенностью учебника, несмотря на то, что это учебник по английскому языку, является формирование финансовой и естественно-научной грамотности. К примеру, школьники учатся планировать свои расходы и доходы, определять стоимость покупки, уметь выбирать покупку в соответствии с доступными средствами, знакомятся с валютой разных стран.   
Уроки английского языка вносят огромный вклад в подготовку школьников к жизни.
А. A. Леонтьев:  функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения  и социальных отношений.
Финансовая грамотность-способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать; знание  ключевых финансовых понятий и умение  использовать их на практике, позволяет  достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю жизнь.
Эффект типичной задачи. Решая типичную текстовую задачу, ученик подменяет  понимание и составление модели категоризации  поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование подменяется поиском готовой модели. При решении нетипичной задачи, этапы понимания развёрнуты, самостоятельно, этап интерпретации логичен и осмыслен.  Овладение навыками финансовой грамотности поможет стать продуктивным и успешным,  мир меняется молниеносно и никто не знает, какие профессии будут востребованы через несколько лет,  это наша за
дача подготовить ребят учиться самостоятельно,  быть грамотным функционально, приобрести навык работы с финансовыми средствами.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»