Формирование и развитие читательской грамотности
на уроке английского языка на примере
учебника «Английский в фокусе 7»
Дороненкова Виктория Аркадьевна
Формирование и развитие читательской грамотности являются неотъемлемой частью функциональной грамотности школьника. Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, как способности личности читать, понимать, составлять простые и короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающей нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. ( Словарь методических терминов и понятий )Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для формирования читательской грамотности, на уроке необходимо организовать учебную деятельность в рамках 3 основных процессов, представленных ниже. Первое, находить и извлекать информацию. Второе, осмысливать и оценивать содержание и форму текста. Третье, интегрировать и интерпретировать информацию.
Очевидно, что читательская грамотность это не синоним начитанности, а это прежде всего способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, те сведения, которые человек получает из текста должны расширять его знания и возможности в жизни.
На каждом уроке приходится работать с текстом на иностранном языке, в котором есть достаточно большое количество незнакомых слов. Во-первых, конечно, нужно выявить их значения. Каким образом это сделать. В тексте есть дополнительная информация, которую, может быть, не будет видно с первого взгляда, но при внимательный работе, при чтении этого текста, мы эту информацию находим, а формирование читательской грамотности, как раз и подразумевает умение находить и извлекать информацию из любого текста, с которым работаем. После того, как значение слова для нас становится более понятным, мы расширяем область нашей работы, подбирая слова однокоренные, составляя определённое словосочетание, которое позволяет убедиться в том, насколько правильно и точно дети поняли значение того или иного слова. А это означает, что мы анализируем полученную информацию и интерпретируем её. И последний вид работы, который мы используем на уроке -это составление текста, в котором будут предложения, включающие в себя все слова, со значением которых мы работаем на уроке. Составление текста- это особо сложный вид работы. Если тексты получились интересные, это говорит о том, что дети могли информацию извлечь, смогли проанализировать, интерпретировать её, но и, самое главное, смогли применить полученную информацию и полученные знания при выполнении практического задания.
Упражнения на формирование навыков чтения: первое, определить по заголовку тему текста; второе, найти ответы на вопросы; третье, согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста; четвертое, выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; пятое, найти в тексте предложения со следующими словами или грамматическими явлениями; шестое, найти описание внешности, место, события и другие факты; седьмое, догадаться о значение слова по контексту.
Все эти упражнения широко представлены в учебнике по английскому языку для 7 класса «Spotlight 7» издательство «Просвещение».
Для примера, можно рассмотреть задания первого модуля. Тема модуля: жизнь в городе и жизнь в деревне. Учащиеся сами определяют тему текста; работают с новой лексикой, находят ответы на вопросы, выбирают подходящие заголовки, выбирают и анализируют грамматическую структуру текста, объясняют и обосновывают употребление глагольных форм, применяют полученные знания для составления своего высказывания. Эти этапы работы как раз и подтверждают формирование читательской грамотности.
Интересной особенностью учебника, несмотря на то, что это учебник по английскому языку, является формирование финансовой и естественно-научной грамотности. К примеру, школьники учатся планировать свои расходы и доходы, определять стоимость покупки, уметь выбирать покупку в соответствии с доступными средствами, знакомятся с валютой разных стран.
Уроки английского языка вносят огромный вклад в подготовку школьников к жизни.
А. A. Леонтьев: функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Финансовая грамотность-способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать; знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их на практике, позволяет достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю жизнь.
Эффект типичной задачи. Решая типичную текстовую задачу, ученик подменяет понимание и составление модели категоризации поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование подменяется поиском готовой модели. При решении нетипичной задачи, этапы понимания развёрнуты, самостоятельно, этап интерпретации логичен и осмыслен. Овладение навыками финансовой грамотности поможет стать продуктивным и успешным, мир меняется молниеносно и никто не знает, какие профессии будут востребованы через несколько лет, это наша задача подготовить ребят учиться самостоятельно, быть грамотным функционально, приобрести навык работы с финансовыми средствами.