Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Виртуальность. Виртуальное обучение иностранному языку

Панасенко Татьяна Валерьевна
Современный процесс обучения иностранным языкам (ИЯ) предполагает взаимодействие учителя с обучающимися. Способность учителя организовать педагогическое общение с обучающимися определяет эффективность современного учебного процесса по ИЯ, направленного на раскрытие личностных особенностей обучающихся и на овладение ими ИЯ как средством межкультурного общения.
 Для поддержания качественного образования, учителю необходимо подстраивать учебный процесс к реалиям и потребностям современного школьника. Поэтому если ранее в контексте организации общения между учителем и обучающимися мы имели ввиду только живое общение в классе, сейчас всё большую популярность набирает организация виртуального общения по средствам различных технических средств обучения.
Давайте разберем что такое «виртуальная реальность» (сокр. «виртуальность»). В современной науке не сложилось единого понимания виртуальности, а в связи с этим не появилось единого определения.
Первые исследователи виртуальной реальности воспринимали ее как продукт компьютерных технологий и определяли в этом контексте: «Виртуальная реальность» понимается как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция оператора от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, зрительной и любой иной связи с окружающим пространством».
Позже, по мере осознания сложности феномена виртуальности, данное понятие приобрело большой объем и охватило огромное количество различных явлений. Вследствие чего были предложены другие трактовки виртуальности, среди которых есть мнения о том, что виртуальная реальность – это продолжение реальной реальности, в которой мы живем.
         На сегодняшний день в целях повышения качества и эффективности образования происходит активная интеграция в образовательный процесс современных информационных технологий. Примером такой интеграции является технология виртуализации обучения, набирающая в последнее время всё большую популярность.
На сегодняшний день с помощью занятий, организованных на виртуальных площадках, у преподавателя есть возможность не только передать обучающимся содержательную часть обучения, но и вести эмоциональное общение, получать обратную связь. Таким образом, виртуальное обучение – это инновация в системе образования, несущая большую часть преимуществ традиционного обучения и обладающая рядом новых уникальных возможностей.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих необходимость интеграции элементов виртуального обучения в традиционную систему образования является фактор повышения мотивации обучающихся.
На повышение мотивации к обучению направлено использование различных ТСО (технических средств обучения). Особенно это актуально для нынешнего поколения, которое исследователи называют поколением Z. Для данного поколения характерны: высокая скорость восприятия и анализа информации, а также преобладание виртуальной коммуникации над реальной. Представители поколения Z предпочитают общение в различных социальных сетях, соответственно использование компьютеров и гаджетов является важной составляющей их жизни. Не случайно современные УМК всё чаще включают в себя разнообразные цифровые носители. Эти и многие другие факторы стимулируют процесс виртуализации обучения.
На сегодняшний день существует несколько способов организации виртуального обучения: дистанционное обучение, вебинары, электронное обучение.
Существует множество определений дистанционного обучения. Я выбрала следующее: дистанционное обучение – обучение, не требующее физического присутствия учителя и ученика в одном месте.
Традиционно дистанционная форма обучения означала заочное обучение. Однако сегодня это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику и интернет.
Дистанционное обучение (ДО) может осуществляться онлайн, в режиме реального времени. Такой способ осуществления учебного процесса называют синхронным. Он предполагает одновременное участие учителя и обучающихся в учебном процессе. Такое обучение осуществляется посредством различных веб-чатов.
Другой способ организации дистанционного обучения не требует одновременного участия в нём всех участников образовательного процесса. Такой способ происходит в режиме оффлайн и называется асинхронным. В нём обучающийся самостоятельно определяет время и план занятий по высланным заданиям.
Возможны и смешанные системы дистанционного обучения, включающие использование и синхронных, и асинхронных элементов работы.
Следующим форматом виртуального обучения являются вебинары или видеоуроки. Такие уроки осуществляются в интернет - пространстве посредством различных программ, позволяющих устанавливать зрительный контакт с собеседником и в большинстве своём подразумевают организацию обучения через общение, что, в сравнении с другими школьными дисциплинами, наиболее актуально для обучения иностранном языку. Примером такой программы является Skype (это программа для аудио и видео общения в сети Интернет). Данная программа имеет обширный потенциал в образовательной среде, особенно в обучении иностранному языку, так как она предоставляет возможность к такой форме обучения, как общение с носителем языка.
Skype предлагает обучение в режиме экстерната и заочной формы, домашнее обучение, проведение конференций учащихся и телемостов как с российскими, так и с зарубежными сверстниками, проведение сетевых элективных курсов по иностранному языку, организация и проведение обучающих семинаров и конференций для учителей, индивидуальное обучение. Наличие «живого контакта» при обучении в подобных программах позволяет осуществлять субъект-субъектное общение, что создаёт благоприятные условия для тренировки навыков говорения.
Еще одним видом виртуального обучения является электронное обучение или E-Learning, подразумевающее возможность организации процесса обучения с помощью имеющихся у обучающихся технических средств: персональные компьютеры, ноутбуки и всевозможные гаджеты. Таким образом, под электронным обучением на занятиях иностранного языка понимается внедрение мультимедийных компьютерных программ обучения, которые позволяют индивидуализировать обучение с помощью интерактивных форм заданий под руководством преподавателя.
Педагогическое общение при осуществлении электронного обучения не всегда будет носить виртуальный характер. Так, при использовании определённых программ в компьютерном классе в присутствии учителя электронное обучение будет организовано здесь и сейчас при прямом контакте с педагогом. Другим способом осуществления такого обучения может стать самостоятельная работа ученика за пределами школы. В таком случае все контакты с учителем переносятся на виртуальные способы связи. Однако в обоих вариантах педагогическое общение сводится к постановке задания, консультациям по его выполнению и техническим вопросам.
 Таким образом, дистанционное обучение иностранному языку – это обучение на различных виртуальных площадках, которое может проходить в синхронном (онлайн) и асинхронном (оффлайн) режиме. Первый имеет формат вебинара или видеоурока и осуществляется посредством программ для видеозвонков. Второй реализуется в рамках электронного обучения, где ученику отводится большая самостоятельность в обучении, направленном в основном на совершенствование рецептивных ВРД. В формате же вебинаров основной упор делается на развитие умения говорения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»