Виртуальность. Виртуальное обучение иностранному языку
Панасенко Татьяна Валерьевна
Современный процесс обучения иностранным языкам (ИЯ) предполагает взаимодействие учителя с обучающимися. Способность учителя организовать педагогическое общение с обучающимися определяет эффективность современного учебного процесса по ИЯ, направленного на раскрытие личностных особенностей обучающихся и на овладение ими ИЯ как средством межкультурного общения.Для поддержания качественного образования, учителю необходимо подстраивать учебный процесс к реалиям и потребностям современного школьника. Поэтому если ранее в контексте организации общения между учителем и обучающимися мы имели ввиду только живое общение в классе, сейчас всё большую популярность набирает организация виртуального общения по средствам различных технических средств обучения.
Давайте разберем что такое «виртуальная реальность» (сокр. «виртуальность»). В современной науке не сложилось единого понимания виртуальности, а в связи с этим не появилось единого определения.
Первые исследователи виртуальной реальности воспринимали ее как продукт компьютерных технологий и определяли в этом контексте: «Виртуальная реальность» понимается как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция оператора от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, зрительной и любой иной связи с окружающим пространством».
Позже, по мере осознания сложности феномена виртуальности, данное понятие приобрело большой объем и охватило огромное количество различных явлений. Вследствие чего были предложены другие трактовки виртуальности, среди которых есть мнения о том, что виртуальная реальность – это продолжение реальной реальности, в которой мы живем.
На сегодняшний день в целях повышения качества и эффективности образования происходит активная интеграция в образовательный процесс современных информационных технологий. Примером такой интеграции является технология виртуализации обучения, набирающая в последнее время всё большую популярность.
На сегодняшний день с помощью занятий, организованных на виртуальных площадках, у преподавателя есть возможность не только передать обучающимся содержательную часть обучения, но и вести эмоциональное общение, получать обратную связь. Таким образом, виртуальное обучение – это инновация в системе образования, несущая большую часть преимуществ традиционного обучения и обладающая рядом новых уникальных возможностей.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих необходимость интеграции элементов виртуального обучения в традиционную систему образования является фактор повышения мотивации обучающихся.
На повышение мотивации к обучению направлено использование различных ТСО (технических средств обучения). Особенно это актуально для нынешнего поколения, которое исследователи называют поколением Z. Для данного поколения характерны: высокая скорость восприятия и анализа информации, а также преобладание виртуальной коммуникации над реальной. Представители поколения Z предпочитают общение в различных социальных сетях, соответственно использование компьютеров и гаджетов является важной составляющей их жизни. Не случайно современные УМК всё чаще включают в себя разнообразные цифровые носители. Эти и многие другие факторы стимулируют процесс виртуализации обучения.
На сегодняшний день существует несколько способов организации виртуального обучения: дистанционное обучение, вебинары, электронное обучение.
Существует множество определений дистанционного обучения. Я выбрала следующее: дистанционное обучение – обучение, не требующее физического присутствия учителя и ученика в одном месте.
Традиционно дистанционная форма обучения означала заочное обучение. Однако сегодня это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику и интернет.
Дистанционное обучение (ДО) может осуществляться онлайн, в режиме реального времени. Такой способ осуществления учебного процесса называют синхронным. Он предполагает одновременное участие учителя и обучающихся в учебном процессе. Такое обучение осуществляется посредством различных веб-чатов.
Другой способ организации дистанционного обучения не требует одновременного участия в нём всех участников образовательного процесса. Такой способ происходит в режиме оффлайн и называется асинхронным. В нём обучающийся самостоятельно определяет время и план занятий по высланным заданиям.
Возможны и смешанные системы дистанционного обучения, включающие использование и синхронных, и асинхронных элементов работы.
Следующим форматом виртуального обучения являются вебинары или видеоуроки. Такие уроки осуществляются в интернет - пространстве посредством различных программ, позволяющих устанавливать зрительный контакт с собеседником и в большинстве своём подразумевают организацию обучения через общение, что, в сравнении с другими школьными дисциплинами, наиболее актуально для обучения иностранном языку. Примером такой программы является Skype (это программа для аудио и видео общения в сети Интернет). Данная программа имеет обширный потенциал в образовательной среде, особенно в обучении иностранному языку, так как она предоставляет возможность к такой форме обучения, как общение с носителем языка.
Skype предлагает обучение в режиме экстерната и заочной формы, домашнее обучение, проведение конференций учащихся и телемостов как с российскими, так и с зарубежными сверстниками, проведение сетевых элективных курсов по иностранному языку, организация и проведение обучающих семинаров и конференций для учителей, индивидуальное обучение. Наличие «живого контакта» при обучении в подобных программах позволяет осуществлять субъект-субъектное общение, что создаёт благоприятные условия для тренировки навыков говорения.
Еще одним видом виртуального обучения является электронное обучение или E-Learning, подразумевающее возможность организации процесса обучения с помощью имеющихся у обучающихся технических средств: персональные компьютеры, ноутбуки и всевозможные гаджеты. Таким образом, под электронным обучением на занятиях иностранного языка понимается внедрение мультимедийных компьютерных программ обучения, которые позволяют индивидуализировать обучение с помощью интерактивных форм заданий под руководством преподавателя.
Педагогическое общение при осуществлении электронного обучения не всегда будет носить виртуальный характер. Так, при использовании определённых программ в компьютерном классе в присутствии учителя электронное обучение будет организовано здесь и сейчас при прямом контакте с педагогом. Другим способом осуществления такого обучения может стать самостоятельная работа ученика за пределами школы. В таком случае все контакты с учителем переносятся на виртуальные способы связи. Однако в обоих вариантах педагогическое общение сводится к постановке задания, консультациям по его выполнению и техническим вопросам.
Таким образом, дистанционное обучение иностранному языку – это обучение на различных виртуальных площадках, которое может проходить в синхронном (онлайн) и асинхронном (оффлайн) режиме. Первый имеет формат вебинара или видеоурока и осуществляется посредством программ для видеозвонков. Второй реализуется в рамках электронного обучения, где ученику отводится большая самостоятельность в обучении, направленном в основном на совершенствование рецептивных ВРД. В формате же вебинаров основной упор делается на развитие умения говорения.