Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что помогает сформировать коммуникативные УУД
на уроках английского языка

(из опыта работы)
Лиске Наталья Вячеславовна 
 
Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза.
Г. Гейне.
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Если говорить о требованиях, предъявляемых условиями современной жизни к уровню владениями иностранными языками, то главное требование заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке и  решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Поэтому необходимо учитывать задачу обучения  коммуникациям, если мы намереваемся помочь  ученику быть успешным в современном мире.
 В связи с переходом на стандарты второго поколения, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
 
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе. Данные цели заключаются в том, чтобы формировать коммуникативную компетенцию. Что же это такое – коммуникативная компетенция?
Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели своей деятельности. Таким образом, личность развивается при помощи коммуникации.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий ( УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение  обучающимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга  уметь договариваться, работать в парах и группах, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Формирование  коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку. Коммуникативные УУД – это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.
 
 
Формы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка:
  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.  Этот вид УУД требует предоставления ученику определенной свободы на уроке, возможности самостоятельно сформулировать задачи конкретного этапа  или всего урока, определить порядок выполнения действий. Реализовать это можно в групповой или парной работа, а также в проектной деятельности.
При работе с диалогами учитель лишь предлагает ситуацию, которая можетпроизойти в реальной жизни. Таким образом, учитель дает учащимся возможность выбора, и тогда учебный диалог превращается в решение жизненной ситуации. Работа над проектами также крайне важна. При таком виде деятельности обучающиеся учатся принимать решения, брать ответственность на себя и учатся быть командой, что решает не только учебные задачи, но и несет воспитательные функции.
 
2 Постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации. Школа показывает пример сотрудничества для решения учебных и научных задач. Ни один другой предмет не учит так вести беседу с партнером, как иностранный язык. Обмен репликами – это не просто учебное задание, это возможность найти полезную информацию, высказать свое мнение, донести свою точку зрения до собеседника, а также услышать суждения оппонента. Также важно заметь, что в средней школе эта работа готовит учащихся к сдаче ОГЭ.
 
3 Работа с партнерами. В данном случае происходит как вербальная, так и невербальная коммуникация. Например игра « Покупка билетом в другой стране»
Ведущий – человек, который пытается купить билет в другой стране. Задача группы догадаться куда человек хочет купить билет и т.д.
 
4. Решение конфликтов – идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация. Размышления, рефлексия, решения – это опыт, который необходим в жизни, чтобы противостоять трудностям, и с уверенностью можно сказать, что такой опыт необходим детям
 
5. Упражнения, где необходимо выразить свою точку зрения – очень полезны и важны, так как, всем известно, что дети и подростки особенно, хотят быть услышанными. Такого рода упражнения развивают умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Также позволяют овладеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими номами языка.
 
6. Обучая – обучайся сам. Прием « Пила», особенно при работе с большим объемом информации позволяет организовать обучение в сотрудничестве, тем самым создав условия для формирования коммуникативных УУД учащихся.
 
 
Важными технологиями при обучении коммункативным УУДв школе являются:
1) технология интерактивного обучения
2) обучение в сотрудничестве
3) технология проблемного обучения, методов проекта
4) игровая технология
 
Обсудим эти технологии подробнее ниже.

 
  1. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Формы интерактивного обучения:
  • обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры);
  • использование общественных ресурсов;
  • ролевые игры;
  • нестандартные уроки ( урок открытых мыслей, уроки, которые ведут другие ученики, урок-турнир и другие).
Я, как учитель английского языка , применяю такие формы как настольные игры ( лото с числительными, игру «Угадай кто я?», «Крутим колесо».)
 
Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
 
Активные методы проблемного обучения
  • Учебная тематическая дискуссия
  • Метод круглого стола
  • Деловая игра
  • Интеллектуальный штурм
  • Анализ конкретных ситуаций
В нашей школе применяются такие формы как метод круглого стола, который проводится по темам « Как можно помочь в решении проблем с экологией», « Как убедить родителей разрешить мне посещать мой любимый кружок» и т.д.
 
Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

 
  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
 
Например, проект по английскому языку «Все, что Вы хотите знать о Лондоне » Учебный проект предназначен для учащихся 4-5 классов. Данный проект имеет своей целью расширить знания учащихся о столице страны изучаемого языка.
Также был написан проект « Что означают цветы и животные в гербах англоязычных стран».
 
В УМК «Звездный английский», который используется в нашей школе, представлен широкий спектр заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД. В устной форме формирование коммуникативных УУД осуществляется в виде монолога и диалога посредством создания ситуаций для общения в пределах изучаемой тематики. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является приоритетной целью в обучении английскому языку и нашло отражение в учебно-методическом комплекте «Starlight». Данный курс направлен, в первую очередь, на обучение учащихся общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах, установленных стандартом по иностранному языку для всех этапов.
 
Работа по развитию коммуникативных УУД помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Также хочу подчеркнуть, что основная педагогическая и филологическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, что обеспечивает качественное овладение английским языком как средством межкультурного общениявзаимодействия.
Использованные источники:
  1. Зимняя И. АРазвитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская. — М., 2008.
  2. Мангутова О.Н. “ Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию» курс 25507 «Проектирование и достижение личностых, метапредметных и предметных результатов обучения на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного и среднего образования» Модуль №3
  3. https://znanio.ru/media/formirovanie_kommunikativnyh_uud_na_urokah_anglijskogo_yazyka_i_vo_vneurochnoj_deyatelnosti-303267
  4. https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-formirovaniie.html
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»