Обучение устной монологической речи учащихся
основной школы посредством учета
когнитивных стилей
(на материале английского языка)
Нефедова Анна Юрьевна
Теоретические основы и методические приемы по формированию умения повествования и умения описания достаточно разработаны в научной и методической литературе, но разработаны по отдельности. Существует крайне мало научных трудов, посвященных формированию и развитию умения повествования с элементами описания, все классификации обособленно рассматривают монолог-описание и монолог-повествование, выделяя отдельно необходимые языковые и речевые обороты для формирования этих умений. В научной литературе не разработаны упражнения, которые бы развивали оба умения одновременно.В соответствии с задачами данного исследования в первой главе были рассмотрены психолингвистические характеристики монологической речи, психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения и прочие теоретические вопросы обучения монологу-повествованию и монологу-описанию. Были рассмотрены классификации монологических высказываний и сравнены повествование с описанием, проанализировав которые, было установлено, что монолог-описание и монолог-повествование различны по своей структуре и по используемым речевым оборотам, но могут существовать в рамках одного монологического высказывания.
Вследствие изучения психолого-педагогических особенностей учащихся основной школы, были выявлены наилучшие опоры для данного возраста – наглядные опоры, такие как комиксы, современные видео и прочие актуальные иллюстрации. В этом параграфе был также сделан вывод, что для учеников 5-9 классов наиболее эффективный подход в обучении говорению – это индуктивный подход, дающий учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий.
В параграфе, посвященном теоретических вопросам формирования умений повествования с элементами описания, были рассмотрены речевые упражнения, в которых могут быть объединены особенности монолога-повествования и монолога-описания, такие как: описание серии картинок, связанных с выбранной темой и с использованием повествовательных и описательных оборотов; воспроизведение ситуации из текста или из личного опыта; пересказ.
Анализ УМК показал отсутствие упражнений на формирование умения повествования с элементами описания, также были выявлены недостатки упражнений на говорение в целом, такие как неактуальность содержания и отсутствие речевых и наглядных опор. Это позволило разработать комплекс упражнений из трех блоков, каждый из которых поэтапно реализовывает умение высказывать монолог-повествование с элементами описания.
При разработке данного комплекса упражнений были учтены психологические особенности учащихся основной школы и использованы современные наглядные опоры в виде комиксов и других иллюстраций.
Первый блок формирует умение повествования с помощью тренировочных и коммуникативных упражнений, результатом которых служит подготовленный рассказ использованием повествовательных оборотов речи.
Второй блок упражнений формирует умение повествования с элементами описания, результатом которого будет свободный рассказ-описание комикса с опорой на картинки и с опорой на план.
Третий блок упражнений формирует умение свободного монолога- повествования с элементами монолога-описания с опорой на собственный
Таким образом, перспективы настоящего исследования состоят в возможности дальнейшей разработки методологических рекомендаций по формированию монологических умений повествования с элементами описания.