Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование кластеров на уроках английского языка,
как один из способов повышения мотивации

Головина Виктория Александровна
Критическое мышление – неотъемлемая часть взрослого, образованного, воспитанного и всесторонне развитого человека, готового к принятию серьёзных жизненных решений и способного отвечать за свои поступки. Это навык, умение, которое человек может приобрести в ходе образования.
В основе технологии развития критического мышления – три фазы:
1. фаза вызова (evocation) – происходит активизация, вовлечение учащихся в процесс; целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы;
2. фаза осмысления содержания (realization of meaning) – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов;
3. фаза рефлексии (reflection) – полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из вышеописанных фаз.
На этапе вызова учащиеся высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования их познавательной деятельности, мотивации к размышлению.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Кластер – один из методических приёмов технологии развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского.
Согласно данной технологии важно развить у учащихся ряд определённых умений:
⦁ находить требующуюся информацию в различных источниках;
⦁ критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
⦁ систематизировать информацию по заданным признакам;
⦁ переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
⦁ видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
⦁ находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
⦁ устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями;
⦁ уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
⦁ уметь вычленять главное в информационном сообщении и т.д.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Вокруг ключевого слова записываются слова, ассоциирующиеся с ключевым; все слова обводятся и соединяются с основным словом, образуя таким образом «грозди». В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.Для закрепления и систематизации лексического материала использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные составляют в тетради, затем проверяем. В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради, индивидуально, в парах, в группах.
Технология составления кластера:
Выписываем ключевое слово, делаем запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации.Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования кластера:
⦁ При систематизации, повторении материала;
⦁ При работе с текстом;
⦁ При повторении в начале урока;
⦁ При введении в тему;
⦁ При сборе необходимого языкового материала;
⦁ При контроле.
Преимущества использования кластера:
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся. А прием кластер помогает сделать урок более интересным,запоминающимся, ярким и понятным.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»