Использование кластеров на уроках английского языка,
как один из способов повышения мотивации
Головина Виктория Александровна
Критическое мышление – неотъемлемая часть взрослого, образованного, воспитанного и всесторонне развитого человека, готового к принятию серьёзных жизненных решений и способного отвечать за свои поступки. Это навык, умение, которое человек может приобрести в ходе образования.
В основе технологии развития критического мышления – три фазы:
1. фаза вызова (evocation) – происходит активизация, вовлечение учащихся в процесс; целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы;
2. фаза осмысления содержания (realization of meaning) – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов;
3. фаза рефлексии (reflection) – полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из вышеописанных фаз.
На этапе вызова учащиеся высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования их познавательной деятельности, мотивации к размышлению.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Кластер – один из методических приёмов технологии развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского.
Согласно данной технологии важно развить у учащихся ряд определённых умений:
⦁ находить требующуюся информацию в различных источниках;
⦁ критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
⦁ систематизировать информацию по заданным признакам;
⦁ переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
⦁ видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
⦁ находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
⦁ устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями;
⦁ уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
⦁ уметь вычленять главное в информационном сообщении и т.д.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Вокруг ключевого слова записываются слова, ассоциирующиеся с ключевым; все слова обводятся и соединяются с основным словом, образуя таким образом «грозди». В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.Для закрепления и систематизации лексического материала использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные составляют в тетради, затем проверяем. В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.
Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради, индивидуально, в парах, в группах.
Технология составления кластера:
Выписываем ключевое слово, делаем запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации.Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования кластера:
⦁ При систематизации, повторении материала;
⦁ При работе с текстом;
⦁ При повторении в начале урока;
⦁ При введении в тему;
⦁ При сборе необходимого языкового материала;
⦁ При контроле.
Преимущества использования кластера:
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся. А прием кластер помогает сделать урок более интересным,запоминающимся, ярким и понятным.