Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективность использования диктантов в современных условиях

Фёдорова Елена Сергеевна
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний. Формы промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, устный опрос, зачеты, проекты, презентации, диктанты. Без сомнения, каждый учитель в своей практике применяет именно диктанты для контроля знания лексических единиц..А нужны ли вообще диктанты? Чем они могут помочь? Нет ли чего-то более полезного сейчас? А если они полезны, то как лучше всего их использовать при ограниченном временном промежутке урока?
Лексический мрнрмум учащихся 5—7 классов составляют лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи для рецептивного и продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоязычных стран. Таким образом, к концу 7 класса общий лексический минимум должен составить около 1000 единиц: 500 единиц, усвоенных в начальной школе и 500 единиц, планируемых для усвоения на первом этапе обучения в средней школе. Так, в учебно-методическом пособии О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. — М.: Дрофа, 2015. — 268, [4] с. — (Rainbow English) для 5 класса в рекомендациях по работе с используемым учебным материалом в десятом задании (с. 43) от учеников требуется подготовиться к диктанту, состоящему из семи словосочетаний. Цель таких диктантов — а они включены в каждый из блоков учебника — не проверить знание слов, а выработать у школьников привычку запоминать орфографию английских слов. Диктовать словосочетания предполагается по-английски, однако при желании учитель всегда может сделать это и на русском языке. В 6 классе как и в пятом, учащиеся пишут диктанты, предварительно подготовившись к ним дома. Школьникам по аналогии с прошлым годом обучения в конце восьмого урока по учебнику (Step 8) предлагается список новых слов, изученных за время работы с блоком — WordBox. Подобная группировка изученной лексики, на взгляд авторов, даёт возможность ещё раз сконцентрироваться на новых словах, облегчает их повторение. Т.е., можно сделать вывод, что авторы УМК придают важное значение диктантам. Действительно, диктанты - это одновременно развитие фонематического слуха и отработка орфографии. Именно поэтому систематические мини-диктанты на лексику каждого конкретного урока - это очень полезная вещь. Диктант является эффективным инструментом обучения и контроля знаний учащихся.
Однако не многие любят писать диктанты. Традиционный словарный или лексический диктант воспринимается учащимися как занятие скучное и неинтересное. Использование новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, способно превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке. Диктанты становятся интереснее, если их превратить в парную работу или делать в микрогруппах. Предлагаю подборку заданий, в основе которых диктант.
1. Класс делится на несколько микрогрупп. Учитель дает каждой группе по листу бумаги и затем диктует короткий текст. Каждый ребенок записывает только одно предложение из текста. Затем в группе они решают, все ли правильно записано и если считают, что правильно, поднимают руки. Та группа, которая не ошиблась и первая подняла руки, получает один балл за каждое предложение. Если есть в предложении ошибка, то балл не начисляется. Так диктант превращается в соревнование.
2. Забавная, но занимающая немало времени игра с диктантом - это "эстафета" ("running dictation"). Учитель набирает и распечатывает 2 текста, состоящих из одного абзаца каждый. Текст № 1 остается у учителя, текст № 2 прикрепляется на доску. Класс разделяется на две группы. В каждой группе определяется порядок, в котором дети будут участвовать в эстафете. Затем первый ребенок из группы 1 подходит к учителю, читает текст и возвращается к группе. Там он пытается продиктовать то, что ему удалось запомнить из текста. Остальные в группе пытаются записать. В это же время ученик из группы 2 делает то же самое с текстом, прикрепленном к доске. Затем следующий ученик читает текст и диктует то, что ему удалось запомнить. Эстафета длится до тех пор, пока текст не записан точно. Побеждает группа, которая справилась с диктантом первой. Эта группа получает 100 баллов, группа, закончившая второй - 90 баллов, следующая - 80 и так далее. Далее следует процедура проверки. Ученикам вручается текст, и группы с пристрастием проверяют диктанты своих соперников. За каждую ошибку снижается определенное количество баллов и по результатам проверки определяется победитель. По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: отберите у них написанные диктанты и попросите их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально.
3. Представьте себе такую картину: учитель говорит: «А сейчас мы будем писать диктант. Я буду писать, а вы мне будете диктовать» и идет к доске. Ученики начинают диктовать слова, а учитель записывает их на доске, не забывая делать ошибки. Проверка и оценивание такого диктанта проходит с большим энтузиазмом. Ошибка учителя – это то, что запоминается, а, откорректировав ошибку учителя, ученик наверняка запомнит правильное написание слова.
4. Заставьте своих учеников изрядно потрудиться, но дайте им возможность получить удовольствие от их работы, предложив им забавную форму диктовки. Выберите подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой и предложите им написать whistle dictation. Отметьте в тексте слова, которые вы будете не диктовать, а «просвистывать». Начинайте диктовать. Подойдя к слову, отмеченному в тексте, не произносите его, а посвистите. Ученики слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу. Если вы не умеете свистеть или вы стесняетесь свистеть, заменить свист каким-нибудь словом, например “nut” или любым другим забавным словом. Например: It is only 5-minute walk. You can go there on “nut”. It is only 5-minute walk. You can go there on foot.
5. Picture dictation очень полезная деятельность для стимуляции визуального вида памяти. Выберите подходящий текст и прочитайте его ученикам, а затем попросите их нарисовать рисунок о том, что они услышали. Попросите рассказать историю по рисунку.
6. Scrambled dictation очень полезен для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения. Возьмите любой диалог из учебника и диктуйте его, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен. После того как ученики записали все предложения, попросите их переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности. По окончании работы попросите учеников открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.
7. “Stop, go back” dictation диктант предназначен для развития полного понимания аудируемого текста. В отличии от традиционного аудирования с использованием аудиозаписей, ученики имеют возможность управлять скоростью диктанта, т.к в качестве магнитофона выступает сам учитель. Нарисуйте на доске знаки, обозначающие “Go”, “Stop”,“Play”, “Rewind” и объясните ученикам, что они в любой момент могут остановить «кассету» и начать аудирование сначала. По команде учеников “Play” учитель начинает читать текст. Ученики стараются записать текст как можно точнее. Когда кто-либо из учащихся начинает испытывать трудности в записи текста за учителем, он говорит “Stop”, “Rewind”, “Play “. Возможность управлять ходом урока и действиями учителя очень нравится ученикам и поэтому даже если самые слабые ученики просят повторить учителя текст снова и снова, обычно это не вызывает возражений у более сильных учащихся. К тому же он имеют возможность проверить записанный ими текст еще раз. Учащиеся, закончившие диктант, передают свои работы учителю. Первый ученик, закончивший текст, получает максимальное количество баллов и признается победителем.
8. “Gap” dictation Выберите небольшой текст из вашего учебника. Подготовьте вариант этого текста с пропусками и запишите его на доске. Начните диктовать текст. Диктуйте медленно и попросите учащихся записывать только те слова, которые пропущены на доске. Для тех слов, которые записаны на доске, учащиеся должны оставлять пропуски. Закончив чтение текста, сотрите текст с доски и попросите учащихся заполнить пропуски в их текстах. По окончании работы ученики открывают учебники и проверяют свои тексты.
9. Text reconstruction dictation формирует у учащихся навыки составления заметок по прослушиваемому тексту. В качестве текста может быть выбран короткий рассказ или диалог. Во время первого прочтения текста учащиеся ничего не записывают, а только слушают текст, стараясь понять основной смысл. При втором прочтении текста попросите учеников записывать не все слова, а только те, которые, по их мнению, являются ключевыми. Ученики могут работать индивидуально или в парах. Вы можете облегчить задачу учащимся, подчеркнув значимые в тексте слова интонационно или жестом. После второго прочтения учащиеся приступают к реконструкции прочитанного текста, составляя рассказ или диалог по ключевым словам. Данный вид упражнения полезен для развития навыков как основного, так полного понимания аудируемого текста, а также лексической и грамматической составляющих языковой компетентности. Подобного рода диктанты включают такие виды работы как аудирование, чтение, говорение, письмо, а также развивает память и внимание. Совершенствуются навыки работы в коллективе и умение слушать друг друга.
Вообще, конкурсы орфографии и всяческие соревнования делают диктанты гораздо интереснее, чем традиционные способы их проведения, хотя, опять же, здесь есть опасность значительно сместить фокус с первоначальной задачи. В общем, мне кажется, тема интересная и полезная, очень хочется найти какие-то новые формы работы с диктантами, но при этом чтобы эти формы были разумны, с хорошим сочетанием затрат времени, сил и результатов. А почему проведение диктанта, составленного из лексики данного урока/раздела, связанной в сюжетный текст, отнимет больше времени, чем обычный словарный или составленный из отдельных не связанных предложений будет занимать больше времени? Вот подготовка к нему - создание текстов для диктантов - это, действительно займет время. Тем не менее, накопив комплект текстов для диктантов один раз, пользоваться созданными или подобранными материалами можно очень долго. Организуя такой диктант, необходимо помнить о безопасности передвижения учащихся по классу.
Памятка для учащихся, чтобы подготовиться к диктанту:
* Сначала прочитай все слова, которые нужно выучить и выясни, знаешь ли ты, что каждое из них означает (учить слова, не понимая значения, неинтересно и бессмысленно).
* Прописывай первое слово в тетради или на листочке в течение минуты (можно поставить будильник или песочные часы), внимательно переписывая каждую букву с образца (из словаря или из учебника, если словарь не ведётся или не проверяется - ведь там тоже может быть допущена ошибка, и тогда ты заучишь слово с ошибкой!). Посчитай, сколько раз ты успел написать это слово за минуту. Ещё раз проверь , насколько правильно ты списал слово, проверяй каждую букву!
* Исправь ошибки, если они есть, и напиши слово правильно.
* Проделай то же самое со всеми остальными словами.
* Вспомни, как будет проходить у тебя диктант на уроке - учитель будет диктовать слова на русском или на английском? Проведи себе пробный диктант, старайся не подглядывать в образец. Закрой столбик с английскими словами, смотри на русский перевод, ставь рядом карандашом цифру по порядку и диктуй себе слово в нужном варианте (на русском или на английском - ведь перевод ты знаешь!).
* Открой столбик с английскими словами, представь, что ты учитель, проверь очень внимательно свой диктант.
* Исправь ошибки, если есть, напиши рядом правильный вариант.
* Проведи себе ещё один диктант по тем словам, в которых ты допустил ошибки. Проверь себя.
* Если есть возможность, попроси кого-нибудь из родных или друзей продиктовать тебе эти слова (лучше в день диктанта, чтобы освежить память). *Молодец! Ты здорово постарался и теперь точно уверен, что тебя ждёт успех на диктанте!
Хорошо, если по началу вы проконтролируете, научился ли ребёнок пользоваться этой схемой, знает ли он теперь, как подготовиться к диктанту по английским словам. Освоив эту схему один раз и получив отличный результат, он с удовольствием будет применять её всегда для подготовки к диктанту - ведь успех порождает желание действовать, добиваться ещё больших успехов. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
http://www.learnenglish.de/dictation/edictationhowmuch.html
https://www.youtube.com/user/esllistening
http://breakingnewsenglish.com/1605/160523-cosmetics-dictation-01.htm http://www.dictationsonline.com/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»