Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развития функциональной (читательской)
грамотности 
на уроках английского языка

Абрамова Светлана Николаевна
 
Функциональная грамотность - способность человека свободно использовать
навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста,
то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение)
и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).
А.А. Леонтьев
 
Функциональная грамотность - способ социальной ориентации личности,
интегрирующий связь образования (в первую очередь общего)
с многоплановой человеческой деятельностью.
С.Г. Вершловский, М.Г. Матюшкина

 
 Функциональная грамотность - повышаемый по мере развития общества уровень
знаний и умений в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного
и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной
и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу
и для собственного развития.
 С.А. Тангян
 
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения
с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В.В Мацкевич и С.А. Крупник
 
В последние годы в научной литературе так часто встаёт вопрос о так называемом «осмысленном обучении»,  которое подразумевает активную вовлеченность ученика в процесс обучения навыкам общения.
Осмысленное обучение должно иметь своим итогом функциональную грамотность, которая представляет собой «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Часто говорят, что чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
   Функциональная грамотность –способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
     О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
    Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Функциональное чтение –это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.
      Выделяют три группы читательских умений:
1) Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
2) Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).
3) Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).
    Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
  В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с иноязычным текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов,не умеют читать диаграммы,не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не умеют актуализировать наличные умения, не могут перенести знания и умения из одной области на другую, часто подменяют задание на более привычное, знакомое.
   Английский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
  В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.
     К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
  К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
    Основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:
1) Текст должен быть ученику интересен.
2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.
3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
4) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
5) Текст должен развивать кругозор.
6) Текст может быть взят из "реальной жизни"
7)Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
8) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
9) Текст должен быть структурирован: заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
10) При необходимости нужно адаптировать текст.
11) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
12) В тексте не должно быть ошибок.
13) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»