Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Михайлова Наталия Юрьевна
Самое ценное для человека – это здоровье. Здоровье подрастающего поколения определяет будущее нации.Согласно многочисленным исследованиям сегодняшнее состояние детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям.
Солодянкина О.В. в работе «Здоровье – категория педагогическая» подчеркивает, что проблема, которую мы решаем сегодня, российское общество пытается решить «целенаправленно и системно с 1904 года, когда впервые вышел Указ "Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника". А еще ранее, в 1871 году известный врач гигиенист академик Ф.Ф. Эрисман писал: "В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей".
Еще в XVIII веке русская педагогическая мысль интенсивно осваивала достижения западной педагогики, где важнейшим условием для раскрытия внутренних сил человека является природособразный характер воспитания».
С наступлением нового времени в иных экономических и экологических условиях проблема сохранения здоровья детей стоит особо остро. Здоровье – безусловная ценность человеческого общества. Развитие ребенка при сохранении здоровья - одна из основных задач школы и семьи.
Состояние здоровья школьника в России вызывает огромную тревогу. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4–5 раз. В последнее десятилетие отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. У большинства детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим. Вот почему в настоящее время особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые описывают систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели и рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья является одним из основных принципов охраны здоровья. (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации). Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.
Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки. Сегодня учителю очень важно донести суть урока, затратив при этом минимальное количество физиологических ресурсов учащихся.
Предмет английский язык задолго до введения ФГОС нового поколения позволял учителям применять разнообразные формы работы, использовать упражнения, дающие возможность смены деятельности, что позволяло снимать физическое напряжение обучающихся. Традиционно на уроке английского языка были задействованы разные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо, что позволяло задействовать разные сферы восприятия и разнообразить урок.
В целях предотвращения утомления обучающихся и профилактики нарушения осанки и зрения на каждом уроке можно использовать ряд интересных технологий, таких как :игры, считалки, физкультминутки, музыкальные паузы, миниспектакли,, минутки релаксации, гимнастику для глаз.
Игра - один из важнейших приемов для релаксации, способствующий повышению интереса обучающихся к уроку английского языка. Использование игр на уроках позволяет глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развить его положительные личностные качества. При изучении новых слов можно иллюстрировать лексические единицы, можно использовать пантомиму при разучивании диалогов. Вариантов игр в начальной школе великое множество. Игровой метод служит важным компонентом в учебном процессе с точки зрения здоровьесбережения. В старших классах игра изменяется. Ролевая игра позволяет снять стресс, обеспечить релаксацию обучающихся. Игра делает овладение английским языком радостным, творческим и коллективным.
Скороговорки не только хорошая форма фонетической разминки, но также и отличный способ переключить сознание обучающихся на английскую языковую среду. Скороговорки вызывают положительные эмоции у старшеклассников, позитивно влияют на ход всего урока.
Двигательная активность учащихся способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалом. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений. С точки зрения здоровьесбережения пение хорошо влияет на развитие голосового и дыхательного аппаратов. Песня на уроке позволяет не только передохнуть, но и развить фонетические, лексические и грамматические навыки.
«Новость дня». Новость может быть связана с культурным или общественным событием стран изучаемого языка, знаменитостью, с культурным или общественным событием. Данный этап урока должен носить не учебный характер, а релаксационный.
Анекдоты и комиксы могут снимать напряжение и вызывать положительные эмоции у обучающихся.
Такие организационные формы работ, как парная и групповая, тоже являются элементами здоровьесберегающих технологий. Работая в парах или в группах, неуспевающие дети чувствуют себя на уроке комфортно, ощущают себя «нужными» и «важными», что способствует успеху всей группы.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения — это самоконтроль и взаимоконтроль. Дети испытывают меньший стресс, когда проверяют друг друга и себя.
Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Учителю необходимо создавать такие условия, которые обеспечили бы высокую работоспособность и помогли избежать переутомления. Можно использовать для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.
В средних и старших классах аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.
Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.
Такой вид релаксации должен проходить в 3 этапа и занимать не более 5 минут продолжительности урока. Подготовительный этап: приглушить свет, занять удобную позу, расслабить мышцы. Основной этап: включить спокойную музыку, не отвлекаться на посторонние мысли произносить слова:
I’m ready to rest.
I want to be quiet.
All my muscles are relaxed.
My breast muscles are relaxed.
My body is resting.
Nothing can trouble me. Etc.
Этап выхода из аутогенного погружения. Должен быть спокойным и постепенным. Сопровождается словами:
I open my eyes.
I’m full of energy
I’m active and can do any work easily.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников. Приемы здоровьесбережения на уроке помогают повысить мотивацию к изучению предмета, сделать уроки интереснее, а урочную атмосферу позитивнее и дружелюбнее.
Литература:
- Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
- Волкова А.А. «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе профессиональной подготовки в ССУЗе. Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка», http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/publ/35-1-0-926
- ДереклееваН.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва 2004
- Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1991.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
- Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004
- Морозова Ю.Н. «Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в старших классах», https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/04/04/
- Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка// Иностр. Языки в школе. – 2009. - №2 – С. 25 – 30.
- Пузырева М.В. «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка», Открытый урок.рф/статьи/598686
- Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. – М.: АСТ Астрель, 2004
- Савельева Ю. В. «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе», Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 34-37.
- Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
- Шляхтова Г.Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка// Иностр. Языки в школе. – 2007. - №2 – С.44-47
Материалы с сайтов http://pedagogika.by.ru/ , http://allbest.ru/langv-e.htm, learnenglishkids.britishcouncil.org