Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мотивация и развитие инициативности и активности
обучающегося на уроке иностранного языка

Филатова Елена Юрьевна,
учитель иностранного языка
ГБПОУ МССУОР№ 4
им. А.Я. Гомельского Москомспорта,
г. Москва
В связи с требованиями Федеральных государственных стандартов к личностному развитию учащихся, возникает необходимость в работе, направленной на развитие личностных качеств учащихся, таких как активность, самостоятельность, инициативность Задача учителя в процессе взаимодействия с обучающимися на уроке научить  их быть деятельными, энергичными, предприимчивыми.
Педагогическая литература «инициативность» рассматривает как качество учащегося, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Характеристиками инициативной личности являются: самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие.
В современном обществе необходим человек инициативный, творческий, который мог бы проявить свою инициативу в работе, который смог бы высказать свое мнение по любой проблеме, внести предложения, творческие направления в решении какой-либо проблемы. Поэтому перед школами и учителями, университетами и преподавателями иностранного языка, особенно стоит одна задача из главных задач в воспитании личности школьника – развитие инициативной речи учащихся.
Формирование и развитие иноязычной устной речи, в том числе и речевой деятельности, является процессом привития учащимися навыков и умений понимания и выражения мысли, оформленной средствами иностранного языка.
Инициативная речь – это такая речь, в которой учащийся показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели
В качестве одного из стимулов развития речи учащихся при обучении иностранным языкам в школе широко используется наглядность. В большинстве случаев это конкретная внешняя наглядность, представляющая определенные предметы, людей, ситуации. Конкретная внешняя наглядность позволяет использовать беспереводные средства для семантизации и активизации иноязычной лексики, для презентации и закрепления структурного (грамматического) материала, т.е. способствует их осмыслению и освоению, а также употребляется в качестве зрительной опоры для описания изображенных ситуаций, при формировании навыков и умений монологической или диалогической речи учащихся. Но в силу того, что все, о чем учащиеся говорят, заранее задано им изображением,  этот вид наглядности слабо вовлекает в процесс иноязычной речи собственное мышление учащихся. Одним из наиболее продуктивных средств сочетания творческого мышления учащихся с развитием у них инициативной иноязычной речевой деятельности является использование внутренней наглядности. Под внутренней наглядностью понимается не только знание лингвистических форм образования того или иного языкового явления, но также и предыдущий опыт учащегося и основанные на нем представления и домыслы [2, 58-62].
Для формирования и развития умения делать высказывания, несамостоятельные по форме, ведущим является использование внешней наглядности (предметов, картинок и т.д.). Для развития же умения делать высказывания самостоятельные по форме, а в конечном счете и по содержанию, необходима внутренняя наглядность (опыт, домысел, фантазия).
При переходе от использования первой к использованию второй необходимо в учебных целях применять такую форму наглядности и использовать такие ситуации, которые включали бы в себя возможность использовать опору на обе указанные выше основные формы наглядности – как внешнюю, так и внутреннюю.
Картинки с неразвернутой ситуацией - это  рисунок, на котором дается только наметка какого-то действия, совершаемого довольно неопределенно очерченным лицом. Рисунки изготавливаются в черно-белом варианте, чтобы дать максимальную возможность и широкое поле для домысла..
Прежде чем приступить к работе, нужно объяснить ребятам, что они должны говорить  о том, что на ней представлено, а именно: кем может быть изображенное лицо, что предшествовало приведенному моменту, как будут развиваться события дальше и к чему они приведут.
Использование так называемых «провокационных» вопросов является еще одним из приемов развития инициативной речи учащихся.
«Провокационный» вопрос – это такой вопрос, когда запрашивают данные, заведомо противоречащие известным, возможным, объективно существующим ситуациям. «Провокационные» вопросы можно использовать на любом этапе урока иностранного языка – от речевой зарядки в начале урока до заключительного момента урока. Главная задача этого приема – стимулировать речевую деятельность учащегося в защиту «истины», внести ясность в неожиданно для него появившееся недоразумение, непонимание Этот прием имеет соответствующее нравственное, воспитательное значение, т.к. приучает школьников выступать в защиту нарушенной справедливости.
Прием «провокационный» вопрос – хорошее упражнение для развития творческой речи учащихся
Желание учащегося высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Следовательно, для развития умения говорить, участвовать в речевой деятельности, целесообразно не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить к учащемуся
Большую роль в развитии инициативной речи играет непроизвольное запоминание. Установлено, что одной из возможных форм обучения учащихся самостоятельным иноязычным высказываниям, развития у них инициативной речи является использование ситуативно-семантических единств в виде нестандартных форм, подтверждение или отрицание в ответных репликах, использование провокационных вопросов, картинок с неразвернутой ситуацией.
Литература
  1. Слободчиков, А.А. Заремская, С.И. Развитие инициативной речи учащихся: книга для учителя / А.А. Слободчиков. – М.: Просвещение,1983. – 127 с.
  2. Заремская, С. И. Об использовании картинок с неразвернутой ситуацией// Иностранные языки в школе/ С.И. Заремская. – М: 1978.– №4. – С. 96 – 99.
3.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 г. - 2-е изд

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»