Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подготовка к региональным контрольным работам
в части тестовых заданий и чтения как общефилологическая
проблема. Функциональная грамотность на уроках английского языка

Онищенко Инна Геннадьевна 
      Мне бы хотелось бы поговорить о проблемах, связанных с написанием региональной диагностической работы.  И в первую очередь, проанализировать недавнюю диагностическую работу. Понять, в чем были сложности для шестиклассников. И потом уже, на основании этого понимания, строить всю дальнейшую систему работы на уроках английского языка.
       Главной проблемой для учителей и учеников явилось отсутствие демонстрационного материала. Угадать, какими будут задания, и в каком объеме – сложно. Демоверсия дает возможность не только повторить грамматический материал по предмету, но и настроится психологически.      Также время проведения РДР, по мнению учителей, было выбрано не совсем удачно. Материал повторялся учениками самостоятельно во время длительных каникул. И это, конечно, вызвало определенные трудности.
       Сама работа включала в себя 14 заданий уровней А, В и задания С1- написания сообщения – записки. Максимальный балл за всю работу – 32 балла.
       Тестовая часть у детей, занимающихся на 4 и 5, особых трудностей не вызвала. Сильные дети в состоянии определить грамматические времена и вставить нужную форму глагола. Также эти дети, обладая хорошим словарным запасом, справились с заданиями на лексику. Для более слабых детей тестовая часть даже в заданиях А1-А7 оказалась трудной.
        Наибольшую трудность вызвало задание на степени сравнения прилагательного (задания В1 и В2).  Необходимо отметить, что слова-исключения для школьников представляют большую трудность в запоминании, нежели обычные прилагательные.
       Следующая трудность – это задания А8 –А12. «Прочитай распечатанный текст. На основе прочитанного ответь на вопрос, является ли предложение верным (Т) или неверным (F)?» Как мы видим, в первом тексте объём слов – 193, во втором 202, а в третьем 301слово. Причем в первом тексте присутствует диалоговая речь, а третий текст разбит на три отрывка.
Если посмотреть на аналогичные задания, которые предлагает учебник 6го класса, то мы увидим, что на уроках ученики работают гораздо с меньшими по объему текстами. Наглядно видно – один текст 115 слов, другой -156. Также это подтверждают и задания из контрольных работ, специально разработанных к этому учебнику (84 слова и 136). Задания мною выбирались рондомно.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса на основе
Федерального государственного образовательного стандарта определяет:
Объем текстов с пониманием основного содержания – 150  250 слов.
Объем текстов с полным пониманием текста до 200 слов. Мы видим, что, по сути, объемы  в регионально - диагностической работе несколько завышены. Мы считаем, что целесообразнее было бы дать объем, который предлагается в учебнике.
После проведения РДР на совещании нашего методического объединения справедливо встал вопрос: «Как эффективно помочь ребенку сформировать навык чтения?» Всё-таки больше уделять внимание самостоятельной работе ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.  Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). От простого к сложному. Какие именно нужны задания для развития функционального чтения?  Это выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий:
  • Определить по заголовку тему текста
  • Найти ответы на вопросы
  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста
  • Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев
  • Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями)
  • Найти описание внешности, места, события и др.
  • Догадаться о значении слова по контексту
 
Нужно также отметить, что одной из причин неумения работать с послетекстовыми заданиями, является низкая скорость самого чтения! И это, к сожалению, наблюдается не только на уроках английского языка. Есть дети, которые в 6м классе слабо читают и на родном языке. Поэтому, главный совет, который я даю детям и их родителям на родительских собраниях – это читать вслух! По несколько раз. Чтение про себя не может быть эффективным и не дает нужного результата. И только, когда ученик достигает приличной скорости, его чтение становится осмысленным. И он готов к выполнению заданий по тексту.
 
       Если говорить в общем, то чтобы достичь функциональной грамотности  на уроках английского языка, нужно пользоваться следующими современными педагогическими технологиями:
  • обучение в малых группах сотрудничества
  • дискуссии
  • ролевые и деловые игры
  • исследовательские и поисковые работы
  • метод проектов
  • драматизация
  • использование ИКТ
 
Дети испытывают широкий спектр эмоций, которые не всегда является положительным, а периоды активности и непоседливости сменяются на усталость и апатию. В таких условиях становится сложнее учителю  мотивировать учеников к изучению иностранного языка. Педагогам приходится уделять большое внимание сферам интересов учащихся, их образу жизни, эмоциональному состоянию. Вот здесь на помощь в изучении грамматических структур и лексического материала приходят такие эффективные инструменты, которые способны существенно повысить эффективность учебного процесса:
  1. Видеоматериалы (короткие ролики)  хорошо совмещает развлекательный процесс и обучающий материал, что может заставить вызвать мотивацию к самообучению. Так как благодаря небольшим видео – (учебным или нарезки из молодежных сериалов ) человек способен вслушиваться в лексику, в устоявшиеся грамматические формы, узнать новые слова и погрузиться в языковую среду.
 
  1. Игра как один из эффективных методов. Создается комфортная атмосфера, в которой нет возможности перебить, вступить в конфликт. Учащийся получает шанс свободно высказаться, будучи уверенным, что его слушают. Это влияет на показатели внутренней уверенности. Сам формат игры, по обыкновению, ассоциируется у детей с чем-то приятным и развлекательным, поэтому любые правила игры воспринимаются не как обязанность или данность, а как способ продолжать быть вовлеченным в игровую деятельность.
 
  1. Говоря о связи песен с грамматикой нужно сказать, что так обучающиеся легче запоминают грамматические структуры с помощью песенного контекста. В данном случае запоминание происходит естественным путём, без необходимости использования монотонных тренировочных упражнений. Связь песен с обучением лексике имеет схожее значение. Учащиеся легче и быстрее запоминают лексический материал, благодаря музыкальному окружению, рифме, ритму и песенному контексту. Также нельзя не отметить, что благодаря аутентичным песенным материалам обучающиеся расширяют свой словарный запас и узнают новые значения уже знакомых слов.
 
Это пример нескольких интересных методов  в обучении грамматики и лексики на уроках английского языка.
       И, безусловно, большинство педагогов используют эти формы работы на своих уроках, если позволяет техническое обеспечение.
        Но необходимо также признать, что на подобных диагностических работах, дети в массовой школе в своем большинстве, не готовы к таким заданиям и в таких объемах. Не менее важным моментом, влияющим на результативность РДР, является психологический настрой учащегося, его психологическое здоровье.
       Как показывает статистика, в современном обществе дети взрослеют медленнее, возрастает инфантильность, психика современных подростков более неустойчивая, чем у предыдущих поколений. Также не только филологи отмечают все чаще кратковременную память у учащихся и отсутствие гибкости мышления. Как отмечают сами учащиеся – на подобных работах они испытывают стресс. Психологические проблемы усугубляет ограниченность по времени выполнения работы. Страх «не успеть» снижает качество и количество выполненных заданий. Каждый практикующий педагог прекрасно понимает, что большинство учащихся психологически готовы  только к тем типам заданий, которые были рассмотрены на занятии. Сталкиваясь с новым типом, учащиеся снова испытывают стресс, что приводит к невыполнению части заданий, а возможно, и всех остальных. 
       Поэтому еще одной важной причиной низкого качества результатов РДР является даже небольшое несовпадение изученного материала с заданиями в работе. Тому яркий пример задание части С1 –написание записки. Таким образом, в структуре самой работы нарушается важнейший педагогический принцип – принцип посильности. Нельзя требовать от учащегося 6-го класса знаний и навыков уровня более старших классов.
       Таким образом, проблема результативности ВПР носит комплексный характер. Низкая результативность ВПР заложена, с одной стороны, в правилах, определяющих непосредственно саму работу, и отсутствии учета познавательного и психологического уровня учащихся с другой.
       Мы знаем, что данная работа была предложена ученикам обычных школ и школам с углубленным изучением английского языка. Хотелось бы, чтобы подобные работы были дифференцированы по уровням знаний и умений учащихся.
       В заключение хочу сказать, что, к сожалению, получать связанные, а тем более развернутые ответы от учеников становится все сложнее на всех предметах. Некоторые дети порой на родном языке не могут сформулировать свою мысль или понять суть  прочитанного. Подводя итог, можно сказать, что формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Мы должны учить ребенка осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем в рамках каждого из школьных предметов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»