Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие навыков говорения на уроках английского языка

Хиценко Марина Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ № 493
Кировского района Санкт-Петербурга
 
      Современное школьное образование. Что кроится за этими словами? Какие задачи решает это самое современное образование? Самая важная – это формирование определенных умений. Но одних умений для нашего времени недостаточно. Должно быть еще и желание овладевать новыми знаниями, различными видами деятельности, умением применять на практике то, чему научился.
        Согласно стандартам ФГОС, установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. И этих результатов несколько: личностные, метапредметные, предметные.  «Освоение предмета «Иностранные языки» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков» (Примерная основная образовательная программа основного общего образования).
Изучение иностранного языка, в частности английского, решает разные задачи в школе: воспитательные, образовательные и практические. Изучение любого иностранного языка развивает память, внимание, наблюдательность.
Основная цель занятия по английскому языку – формирование коммуникативной компетентности. Другими словами – ученик в течении урока учится и осуществляет межличностное и межкультурное общение.
Коммуникативная компетентность состоит из языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной. Так как любой язык является  средством общения, то речевая компетенция является главной. Обучение говорению обеспечивает решение в первую очередь учебно-познавательных и коммуникативных задач. Этот вид деятельности является самым продуктивным для ученика. В повседневной жизни человек высказывается тогда, когда у него появляется такое желание, потребность. И во время урока именно желание высказаться является первым условием для общения: с учителем, с одноклассниками. Но очень часто ученики боятся говорить на языке, так как боятся неправильно произнести слово, неправильно построить предложение, получить неодобрение одноклассников и учителя.  Учитель должен помочь ему преодолеть все страхи.
  Урок должен быть организован методически грамотно. Учитель планирует  свою деятельность и деятельность учеников.
В УМК Spotlight в каждом модуле есть задания на развитие диалогической речи. На своих уроках я применяю следующую методику. После отработки новых слов и словосочетаний, учащиеся обязательно прослушивают диалог в записи, чтобы лучше запомнить слова в контексте. Обращаем внимания на структуры и предложения, которые могут вызывать у учащихся сложности. И после этого переходим к следующему этапу - создание различных ситуаций. Ситуации могут быть конкретными, условными, воображаемыми, проблемными. Ученик выступает в той или иной роли, ситуация становиться личностно-значимой для него.
Приведу пример. Spotlight 7, Module 1, English in Use.
Покупка билета в метро. После отработки слов, выражений, прослушивания и повторения реплик, создаем конкретную ситуацию. На экран выводится схема метро Санкт-Петербурга. Учащимся предлагается количество пассажиров и направление (станция метро). Также оговаривается вид билета (single or return). Учащиеся вспоминают цену билета в метро, проводят в уме математические вычисления, повторяя при этом числительные. Соединяя оба диалога в учебнике, отрабатывают структуры вежливости.
При изучении предлогов места и направления движения. Создаем ситуацию из реальной жизни. Помочь однокласснику добраться из школы до метро, до кинотеатра, до библиотеки. Задания дифференцированные – от простого                        (добраться до места, находящегося неподалеку от школы) до более сложного         (когда надо переходить улицу, ориентироваться по близлежащим зданиям, запутанным поворотам).
Учащиеся очень живо вовлекаются в процесс говорения и как результат повторят лексику, высказываются по ситуации очень активно. Задания на представления себя в той или иной ситуации очень продуктивны. Они заставляют ребят думать, выражать свои мысли, вспоминать изученный материал, и конечно же, высказываться.
  Практика показывает, что все, что нестандартно запоминается быстрее и эффективнее. На уроках в 5 и 6 классах использую 5-минутную игру «You are a teacher!” Учащимся очень нравится выступать в роли учителя. Они с удовольствием разыгрывают мини-диалоги и получают возможность поговорить на различные темы, используя лексику и грамматику, изученные ранее.
В старших классах наилучший результат показывают работы в группах при создании мини-проектов, для решения какой-нибудь определенной задачи. В основном, занимаемся этим на уроках, посвященных экологии.  В УМК  Spotlight один из разделов модуля называется «Going Green». Учащиеся знакомятся с информацией по определенному вопросу и в заключительной части урока работают группами для создания мини-проекта, в котором они высказывают свои идеи, предлагают свои варианты решения данной проблемы. Учащиеся не только расширяют свой кругозор, делятся своими дополнительными знаниями с участниками группы, но также учатся работать в команде, распределять обязанности и быть ответственными за всю команду. Учащиеся обязательно должны проводить само рефлексию, чтобы понимать, что у них уже получается и над чем они еще должны поработать. С помощью таблиц рефлексии  реализуется способность анализировать результаты своей деятельности, устанавливать границы при решении учебной задачи, корректировать собственные действия.
В заключении хочется сказать, что учителю следует планировать не только  свою деятельность, но и деятельность учеников, следует научить их четко формулировать цель и задачи, следует активизировать деятельность учащихся. Учащиеся делают выводы и определяют результаты своей работы самостоятельно. Участие учеников на уроке должно преобладать над деятельностью учителя. Учителя не должно быть «много», его задача – направлять и помогать. И тогда наши ученики будут чувствовать себя уверенно в любой ситуации, находить решение сложных вопросов, проявлять творческие способности.
 
Список литературы:
1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. М.: Просвещение, 2012. – (Серия «Стандарты второго поколения»), составлена на основе ФГОС общего образования;
3. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. УМК «Английский в фокусе» для 10 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2015.
4. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020.
 
5. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 6 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020.
6. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 7 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2019.
7. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е.УМК «Английский в фокусе» для 8 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017.
8. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 9 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2017.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»