Обучение чтению научно-популярной литературы
на уроках английского языка в старшей школе
Стародубова Ольга Геннадьевна,
учитель английского языка
школы № 641 Санкт-Петербурга
В наши дни в современном мире в условиях научно-технического прогресса человек не может обойтись без научных знаний, которые могут быть популярно изложены. Но, как показывает практика, не у всех учащихся старших классов сформирован навык работы с научно-популярными текстами на английском языке. В связи с этим появилась необходимость организации работы с научно-популярной литературой на английском языке в старших классах в школе. Такие тексты могут присутствовать в итоговой аттестации выпускников по английскому языку.учитель английского языка
школы № 641 Санкт-Петербурга
Считается, что научно-популярной литературой является литература, научная по содержанию, но доступная и популярная по форме изложения материала. Она является переходным этапом, подготавливающим учащихся старших классов, будущих студентов, к чтению научных статей на английском языке.
При работе с научно-популярными текстами для чтения могут быть достигнуты разные цели:
-практические – формирование и совершенствование навыков и умений в различных видах речевой деятельности на иностранном языке (чтения, говорения, аудирования, письма и перевода);
-образовательные – расширение кругозора учащихся, повышения уровня их общей культуры и информированности в разных областях знания;
-развивающие – развитие интеллекта учащихся, совершенствование работы механизмов восприятия, осмысления, памяти, внимания, развитие умения мыслить логически, анализировать и сопоставлять, делать обобщения и выводы.
Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Некоторые педагоги придерживаются следующей классификации научных текстов:
научно-теоретические, научно-информационные,научно-критическте,научно-популярные,научно-учебные. Популяризацию научных знаний для широкой читательской аудитории решают научно-популярные тексты. Они ориентированы на среднестатистического потребителя, в которых снижается доля специфических терминов. Сообщаемые факты и результаты рассматриваются именно с точки зрения их пользы или практического значения. Для того, чтобы завладеть читательским вниманием, используются графические схемы, рисунки разных цветов.
Тематика текстов для чтения определяется учебной программой. Однако, тексты по возможности должны быть интересными. В журнале «Иностранные языки в школе»» автор Мусницкая Е.В. в статье «Научно-популярный текст при обучении иноязычной речевой деятельности» предлагает следующие рекомендации для работы над научно-популярным текстом:
- Учащиеся читают заголовок и высказывают предположения о его возможном содержании.
-Учитель предлагает просмотреть за несколько минут данный текст и сказать, о чем в нем говориться.
-Учитель просит учащихся разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую из них.
-Учащиеся внимательно читают текст с целью понять каждую его фразу, при этом разрешается пользоваться словарем.
-Учащиеся делают письменный перевод указанного фрагмента текста, зачитывают его и делают необходимую правку.
-Учащиеся обсуждают с учителем информацию, содержащуюся в прочитанном тексте , оценивают ее значимость для науки и практики. Возможно получение домашнего задания: написать краткую аннотацию текста.
При работе с текстом важно следить, чтобы разные виды чтения сменяли друг друга. Целесообразнее всего двигаться в направлении от общего к частному в следующем порядке: просмотровое – ознакомительное чтение – поисковое чтение –изучающее чтение. Нужно соотносить виды упражнений с уровнем сложности предлагаемого текста.
Анализ использования научно-популярных текстов выявил, что их применение при обучении чтению целесообразно и необходимо. Чтение научно-популярных текстов помогает существенно обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся, что является очень полезным для развития навыков устной речи.
Литература
1. Алатская Е.Н. Всероссийский научно-методический журнал «Английский язык. Все для учителя» : N81, 9 сентября 2018
2.Мусницкая Е.В. Научно-популярный текст при обучении иноязычной речевой деятельности. // Иностранные языки в школе. – 2004 -