Актуальность метода активного обучения
в преподавании английского языка как иностранного
Назаренко-Лемякина Юлия Владимировна
Методика обучения английскому языку как иностранному постепенно меняет свой традиционный подход (с концентрации на учителе) на более современный (с концентрацией на ученике). В 1950-ые годы обучение иностранному языку через метод перевода заключалось в том, что ученики переводили тексты с английского на свой родной язык и наоборот, ориентируясь на грамматические конструкции. На уроках было много чтения и письма в тишине и очень слабый упор делался на говорение, слушание и произношение. Этот метод привел к тому, что очень многие учащиеся имели представление о грамматике, но не могли поддержать элементарный разговор.Затем появился аудио-лингвальный метод, который был основан на прослушивании, разговоре и произношении. Но методика была пассивной, основанной на повторениях и однообразной: ученики просто повторяли и заучилвали диалоги слово в слово. Данный подход привел к тому, что обучающиеся могли общаться только на определенные темы в узком контексте.
В 1980-ых годах в методологии произошла настоящая революция с появлением коммуникативного метода, при котором учителя создали возможность для учеников во время уроков общаться друг с другом на нглийском языке.
Согласно исследованию "English Proficency Index" (EF, 2017) об уровнях владения английским языков в 80 странах мира Россия находится на далеком 41 месте. Большинство учащихся в нашей стране оканчивает школу с очень слабыми знаниями по английскому языку. Одной из наиболее вероятных причин является то, как преподается язык на школьных уроках.
Преподавание иностранного языка в российских школах остается традиционным, основанным на том, что ученик в течении 45 минут пассивно слушает учителя. не только в России, но и во многих странах мира до сих пор на занятиях иностранным языком присутствует много обучения и мало обученности. Существует большое количество исследований, которые доказывают, что пассивное обучение не приводит к обученности.
Любая деятельность учителя во время урока должна приводить к обученности. В этом и заключается цель образования - инициировать взаимосвязанные обучение-обученность между учителем и учеником. Стратегии и техники метода активного обучения ведут к значимой и долгосрочной обученности учащихся.
Аналогичным образом стратегии и техники методики активного обучения английскому языку укрепляют взаимоотношения между учеником и учителем, развивают хорошую мотивацию и способствуют улучшению общего настроя класса.
В рамках активного обучения английскому языку обучающийся получает роль главного героя. Согласно Хайну (1991) ученик сам строит свои знания через умственную и кинетическую деятельность. Внутри этого процесса учитель становится лишь посредником знаний и поставщиком возможностей. Тем самым обучающийся гораздо больше вовлечен в процесс обучения, а строительство собственных знаний учит его быть рефлексивынм и автономным. Таким образом, бесспорно, что метод активного обчения делает ученика центром процесса.
Укрепление мотивации учащихся - еще одна польза методики активного обучения английскому языку. Хайн (1991) считает, что мотивация является ключевым моментом для успешного обучения. Мотивированный ученик испытывает жажду знаний, обучение начинает развивать любопытство и воображение.
Овладеть языком это так же как овладеть любым другим мастерством (серфинг или вождение автомобиля). Никто не сможет научиться, если просто наблюдать за другими людьми. Чтобы приобрести навык, нужна простоянная практика. Сривенер в своей книге "Learning Teaching" (2005) говорит, что лишь 5% урока нужно учить и 95% времени активно практиковать, посколько реально учишься языку лишь через практические упражнения.
К завершению обучения в старшей школе на базовом уровне планируется достижение учащимися общеевропейского порогового уровня базовой подготовки по английскому языку (В1). Этот уровень требует, чтобы ученик мог уверенно говорить на повседневные темы, умел выражать собственное мнение, описывать личный опыт, ориентировался в различных ситуациях во время путешествий заграницу, умел читать и писать о текущих событиях.
Таким образом, необходимо укрпить обучение учащихся исходя из реальных условий, для того, чтобы их опыт при изучении английского языка был действительно значимым. Крайне важно, чтобы учащиеся активно участвовали в совем обучении, поскольку этот процесс является динамичным. По мнению Гренди (Utecht, 2003) ученик лучше обучается языку, когда он сам узнает значение и применение своих знаний в жизни. Несомненно, что только совсместная работа учителя и ученика принесет результат.
Заниятия английского языка должны иметь не только теоретическую часть, но и большое количество практики на уроке и вне его. Постоянная практика и использование различных техник активной методики способствуют целостному и эффективному изучению английского языка.