Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение электронных языковых приложений
на школьных уроках английского языка

Антропова Евгения Олеговна,
учитель английского языка
ГБОУ «Лицей № 369» Санкт-Петербурга
 
 Аннотация
Темой данной статьи является применение учителем  мобильных языковых приложений на уроках английского языка в общеобразовательной школе. 
Данная тема актуальна, поскольку необходимость изучения английского языка в современном глобальном мире постоянно возрастает, с чем связаны поиски адекватных и эффективных методов его изучения. В школьной программе английский язык становится все более значимой дисциплиной. Таким образом, данная статья раскрывает не менее интересный и полезный способ ее преподавания в школах. 
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в 21 веке современных технологий, люди ищут новые, наиболее эффективные способы изучения иностранного языка. Таким образом, поиски и комбинирование не только классических, но и современных методик его изучения (в том числе и в рамках школьной программы) способствует лучшему освоению иностранного (в данном случае английского) языка. Данная статья будет интересна учителям иностранных языков для планирования уроков в школе. 
Появление компьютера и вычислительной машины стало, без преувеличения, уникальным явлением в истории развития человечества. В XXI веке сложно представить нашу жизнь в отрыве от компьютерных технологий, оказавших огромное влияние, становясь неотъемлемым инструментом в работе, в досуге и, конечно, в процессе коммуникации людей друг с другом. 
Появление мобильных телефонов (смартфонов, айфонов) дало дополнительный толчок в еще большем использовании современных технологий в нашей повседневной жизни. Помимо того, что на сегодняшний день каждый человек использует свой телефон в своей повседневной рабочей жизни, также и наше обучение и образование  и наш досуг также во многом зависят от телефонов. Это стало возможным благодаря практически неограниченными  возможностями смартфонов и айфонов нового поколения, связанными непосредственно с повсеместным выходом в Интернет. И в связи с этим, сложно найти таких людей, которые не пользуются огромным количеством  телефонных приложений (apps) в виде различных навигаторов, необходимых в путешествиях, игр, фото и видео редакторов. И здесь возникает справедливый вопрос: почему не использовать мобильные приложения в качестве уникального и неотъемлемого инструмента в изучении,  например, иностранных языков, а также внедрить подобные приложения в качестве вспомогательного элемента в рамках урока по иностранному языку? 
Здесь очень важно обратиться объективным статистическим данным. Рассмотрим результаты исследования, проведенного Центром цифровой экспертизы Роскачества в январе 2019 года. Для  данного исследования было отобрано 22 наиболее популярных в российском сегменте приложения магазинов Google Play и App Store. Исследовались мобильные приложения, предназначенные для изучения английского языка русскоговорящими пользователями с нуля и представляющие собой полноценный учебно-методический комплекс – то есть обучающие грамматике и письму, тренирующие говорение и аудирование.[3] 
Очень важно отметить, что миллионы людей скачивают различные языковые приложения на свой телефон, чтобы изучать английский язык. Таким образом, становится понятно, что данные приложения становятся дополнительным инструментарием лишь в самостоятельном изучении языков (того же английского). Они используются как дополнительный бонус к уже имеющимся (а может и давно утерянным) знаниям, которые были человеком в школе или университете. Но применение подобных мобильных языковых приложений пока не получило огромной популярности в современных школах в России. 
 В связи с глобализацией современной жизни, повсеместной миграцией людей, направляющихся жить и работать и в другую страну, и даже в другой континент, изучение иностранных языков стало критически важным явлением для успешной социализации человека в новой стране его проживания. Именно здесь и возникает необходимость современных мобильных технологий как наиболее простого пути для обучения базовому  (а возможно и выше) уровню иностранного языка. Почему же  на помощь в таких ситуациях приходят именно электронные технологии, а не классический метод обучения (занятия с преподавателем или репетиром, изучение языка по специальным учебникам, запоминание на память нескольких сотен иностранных слов)? Несколько причин лежит в основе данного явления:
1) Нехватка времени чтения учебников или запоминание слов;
2)  Большой охват необходимого материала в относительно короткий срок;
3) Возможность использования мобильных языковых приложений в любом месте или в любое время;
4) Относительно малые финансовые затраты на использование подобных приложений или отсутствие таковых.[2] 
Огромной мотивацией для столь широкого использования мобильных языковых приложений является наличие практически неограниченных информационных возможностей, предоставляемых приложениями. Они позволяют нам пользоваться текстами, слушать иностранную речь и записывать английские слова на подкорку нашего мозга. Техника не стоит на месте и приложения все больше удивляют нас своими методиками изучения языка. Даже не вставая с дивана  и упуская из рук столь любимого нами телефона, мы вполне можем получить весь необходимый языковой материал. Не менее важным преимуществом при этом является также и возникновение живого интереса к процессу изучения языка, сохранение мотивации для постоянного улучшения своих результатов в данном деле.[1] 
Изучение английского на сегодняшний момент является самой настоящей необходимостью, связанной с поиском перспективной работы, комфортных условий путешествий и отдыха. С каждым годом все большую популярность приобретает изучения английского языка, в том числе с помощью приложений. На чем же основана такая популярность? 
Прежде всего,  возможность самим выбирать время для изучения английского языка. Занятия с репетитором или учителем требуют посещения в определенный период времени, что не всегда возможно.
Во-вторых,  доступность изучения языка с помощью мобильных приложений. И здесь кроется главное преимущества для детей школьного и даже дошкольного возраста, ведь начинать с малышами изучать английский язык можно даже если он не знает ни одной буквы английского алфавита. 
В-третьих, для школьников младшей, средней и старшей ступени использование мобильных языковых приложений также принесет огромную пользу. Дополнительный материал, полученный в результате работы с подобными приложениями, поможет школьникам не только лучше учиться в школе и получать пятерки по английскому, но и совершенствоваться для себя, расширять кругозор. В некоторых приложениях мы даже можем общаться в чате с носителями языка, что позволит нам не только подтянуть разговорный английский и пополнить знания о культурах других стран, но и по-настоящему подружиться с иностранными сверстниками.[2] 
Но можно ли мобильные приложения использовать в качестве дополнительного материала не только дома, учениками или их родителями, а на уроке в школе? Необходимо разобраться, какие же приложения наиболее эффективны для улучшения уровня английского языка, и какого рода материал можно применять на уроках английского языка в школе. На сегодняшний день самыми популярными мобильными приложениями для изучения английского языка являются:
- Lingualeo
- Duolingo
- Bisuu.com 
Lingualeo,  как одно из самых популярных приложений среди русскоязычных пользователей,  вполне может предложить материал для изучения на уроках в школе. В данном бесплатном языковом приложении можно работать над несколькими языковыми навыками: чтение, письмо, аудирование, а также пополнять словарный запас. Плюс данного приложения в том, что изучающему предлагается набор заданий на какую-либо грамматическую тему (например,  Present Continuous), которые учитель может проделывать вместе с учащимися в классе в интересной игровой форме, Также, помимо грамматического материала, приложений предлагает огромное количество текстов (тему учитель может выбрать сам, исходя из темы урока) для тренировки чтения в младших классах. А включение словарных тренировок в разделе «Тренировки» - «Словарные тренировки» поможет организовать разминку учащихся перед изучением основной темы урока.
 В старших классах данное приложение также может успешно использоваться на уроках английского языка. Помимо того, что Lingualeo предлагает огромное количество материала для аудирования, подходящего для старших классов (тему также может выбрать учитель), педагог также может проводить грамматические тренировки,  вместе с учениками составляя предложения и тренируя не только необходимое правило (например, «Герундий» или «Инфинитив глагола»), но и отрабатывая и закрепляя порядок слов в английском предложении. Урок можно построить таким образом, что учитель и ученики становятся одной большой командой, задачей которой пройти все препятствия на пути к знаниям. Организовав урок подобным образом, основываясь на игровом моменте, учитель повышает мотивацию учащихся, их интерес к изучению предмета, что является важной составляющей в изучении иностранного языка. [5] 
Bisuu.com является также интересным источником материала для изучения иностранных языков. Но полезен ли он для уроков учителя в школе? Пожалуй, наиболее важным плюсом данного приложения является общение с реальными носителями языка в режиме online, но для уроков в школе данный плюс вряд –ли применим. Скорее программа больше нацелена на самостоятельное изучение дома. Большим минусом данного приложения является доступ к многим функциям только при приобретении премиум-бонуса, что не является бесплатным. [4] 
Duolingo — это дерево уроков по различным темам: как лексическим, так и грамматическим. По мере продвижения вперед программа напоминает о необходимости повторить материал, пройденный ранее. В уроках встречаются упражнения на составление предложений, написание и перевод слов, и запись фраз на слух. Таким образом, огромным преимуществом данного языкового приложения является возможность тренировки и закрепления всех типов языковых навыков – от чтения, до написания слов в режиме реального времени, что является неоспоримым фактором для применения данного приложения школьным учителем на уроках английского языка. Огромным недостатком для возможности применения данного приложения на уроках является неструктурированность тем, предложенных в данном приложении. Таким образом, задания, доступные из данной программы, можно применять в качестве дополнительного домашнего задания, данного учителям, лишь на отработку отдельного (например, грамматического) навыка. Более того, в связи с направленностью данного приложения на уровень “beginner”  применимы данные упражнения лишь на уроках английского в начальной школе. 
 Из всего выше сказанного можно сделать однозначный вывод, что мобильные (электронные) языковые приложения вполне применимы на уроках английского языка в школе. Важным фактором при выборе приложения является тема урока, и возможности данного приложения обеспечить языковой материал по заданной теме. Также решающим фактором в данном случае является еще и техническая оснащенность школы, и в частности, кабинета английского языка, где проходят занятия. Естественно, невозможно обеспечить каждого ученика смартфоном, или айфоном специально для занятий каким-либо предметом в школе. Но мой личный практический опыт, как учителя английского и немецкого языков в средней общеобразовательной школе позволяет мне сказать, что применение электронного языкового приложения  мною на уроке английского языка для 5-6 классов помогло повысить мотивацию учащихся в изучении предмета, закрепить знания во многих грамматических темах, развить навыки  аудирования и работы с текстом. Именно с точки зрения понятия «современный педагог», которому необходимо владеть определенными знаниями в области компьютерных технологий, и успешно применять их на своих уроках (независимо от преподаваемой дисциплины) электронные языковые приложения становятся неотъемлемой частью дополнительного материала к основной учебной программе на уроках английского языка. 
Список литературы 
1) Ефременко В.А. Применение информационных технологий  на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с. 18
2) Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009
3) Рейтинг лучших мобильных приложений для изучения английского языка – Роскачество – официальный сайт - https://rskrf.ru
4) bisuu.com - сайт для изучения иностранных языков - https://www.busuu.com/ru
5) Lingualeo – сайт для изучения иностранных языков - https://lingualeo.com/ru/dashboard 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»