Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование лексических навыков на занятиях
иностранным языком с помощью онлайн-площадок

(на примере платформы Quizizz)
 Галюк Ирина Васильевна
Современный учебный процесс подвергается цифровизации, что сопряжено как с дистанционным обучением, так и со стремительным развитием электронных средств ‒ это и обусловливает применение онлайн-ресурсов при проведении уроков иностранного языка. На наш взгляд, использование данных платформ целесообразно при развитии языковых и речевых навыков, а также при формировании знаний о культуре носителей изучаемого языка. В данной статье мы подробнее остановимся на развитии именно лексических навыков, т.к. лексемы являются конституирующими компонентами любого высказывания; кроме того, слова содержат в себе фонетический и грамматический потенциал. Другими словами, реализация данных уровней осуществляется, прежде всего, в лексике.
Лексический навык ‒ это «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [1: 121]. Для формирования навыка необходимо пройти несколько этапов. С.Ф. Шатилов выделяет следующие стадии: 1) ориентировочно-подготовительная, которая подразумевает введение нового материала в аудитории и выполнение первичных упражнений по представленной модели; 2) стереотипизирующе-ситуативный этап, на котором происходит автоматизация элементов речевого действия; 3) варьирующее-ситуативная, когда формируется гибкость навыка при выполнении различных заданий учащимися [3].
Поскольку навык представляет собой автоматизм, необходимо систематичное выполнение языковых и речевых упражнений. Данная регулярность возможна, по нашему мнению, при применении платформы «Quizizz» [5]. Это объясняется, во-первых, многообразием заданий, представленных на названной площадке (например, вопросы с одним правильным ответом из нескольких вариантов и вопросы с множественным выбором; тесты открытого типа, а также создание небольших по объему сочинений), что характеризует как стереотипность, так и вариативность упражнений. Большое количество заданий позволяет также пройти несколько этапов формирования собственно лексического навыка ‒ от восприятия слова до комбинирования, т.е. употребления слова в устной или в письменной форме в разных контекстах [4: 129]. Это объясняет возможность доведения операций по выбору, использованию и восприятию слова до совершенства в соответствии с уровнем владения иностранным языком. Кроме того, при поиске ответа на вопрос дается строго ограниченное время, что и делает возможным сформировать быструю реакцию на заданный стимул и, в конечном счете, автоматизм.
Во-вторых, на уроках иностранного языка имитационные игровые методы обучения признаются эффективными, т.к. в них имплицитно заложена обучающая роль ‒ на первый же план выходят развлекательные функции, благодаря чему повышается интерес учеников в усвоении материала и в активной работе на занятиях. Так, при отработке новой лексики в упражнениях на выбор правильного ответа обучающихся интересует, прежде всего, количество набранных баллов у школьников разных групп, а не степень освоенности языкового материала. Несмотря на то, что соревновательный компонент может превалировать, слова и выражения, тем не менее, неосознанно сохраняются и усваиваются в их памяти, в результате чего возможно использование лексических единиц при продуцировании высказываний. Тем самым игры способствуют быстрому и эффективному усваиванию слов [3: 52].
В-третьих, работа с лексикой оказывается тесно сопряжена с грамматикой. Следовательно, целесообразно принимать во внимание парадигматические и синтагматические связи лексем, т.к. это позволяет систематизировать материал для формирования активного словарного запаса.  Учет указанного фактора проявляется в выборе той или иной лексемы в зависимости от окружения (напр., persist in, insist on, urge to и проч.). Данная работа, на наш взгляд, может осуществляться на материале всех представленных на сайте упражнений ‒ выбор заданий обусловливается целями и задачами урока.
Поскольку навык формируется в деятельности, требуется включать лексику в устных и письменных текстах с целью развития продуктивных и рецептивных умений. При использовании анализируемой платформы этот тезис реализуется преимущественно в чтении и письме. Устные виды речевой деятельности задействуются опосредовано с помощью дополнительных ресурсов учителя (например, дискуссии с использованием изучаемой лексики, просмотр фрагментов фильма и т.д.).
Также важно указать на то, что оперирование платформой «Quizizz» позволяет перейти от традиционной модели обучения к горизонтальной, что реализуется, к примеру, в обучении в сотрудничестве. Тем самым ученик становится субъектом обучения ‒ это ведет к активному изучению материала. Данный тезис осуществляется и в самостоятельной работе обучающихся. Дело в том, что названная площадка имеет как синхронный, так и асинхронный режимы, в результате чего школьник может изучать и повторять слова вне аудитории в своем темпе (в форме викторин или просмотра карточек). Т.к. игровая форма имеет, о чем говорилось ранее, развлекательную составляющую, то и обращение к данному типу заданий в свободное от учебы время будет более частым.
Стоит отметить, что «Quizizz» применяется и при контроле. Это обеспечивается за счет заданий, которые представляются уже не в игровой, а в тестовой форме. Проверка осуществляется индивидуально на страницах обучающихся (при этом преподаватель видит результаты в личном кабинете), вследствие чего возможна объективная оценка степени усвоения изученного материала. Важно подчеркнуть и следующее: данное тестирование позволяет соблюдать все требования контроля (объективность, регулярность, дифференцированный характер, ясность и четкость формулировки) [4: 299-300], что подтверждает целесообразность данной формы проверки. Кроме того, ученики, неоднократно занимаясь в «Quizizz», имеют представление о заданиях в данном приложении, вследствие чего у школьников нет страха перед контрольной работой. Это повышает качество выполнения тестовых упражнений.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что электронные ресурсы являются одним из эффективных средств обучения лексике иностранного языка в игровой форме, что, с одной стороны, реализуется в достижении лингвистических целей обучения (формирование языковых и речевых навыков и умений) и образовательных (усвоение материала программы), и, с другой, в индивидуализации обучения.
 
Список литературы:
  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Бычковская Е.В., Гончаренко А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 51-53
  3. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., дораб. [Текст] / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. 223 с.
  4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с.
  5. Quizzizz. Режим доступа: https://quizizz.com/ (Дата обращения: 19.02.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»